Отзывы открытого форума

 

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2007/2008 учебный год (Утвержден приказом Минобрнауки России от 14.12.2006 № 321. Приложение 1)
Раздел II. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ => Математика
474. Муравин Г.К. и др. Алгебра. 8 кл. [ДРОФА]
Завершенная линия. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Программа, методические рекомендации, рабочие тетради (5 и 6 кл.)
(Отзывов: 1)
1) 29.10.2007 12:38:20 Шмакова Г.П., СОШ №168 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, Новосибирская обл., г. Новосибирск, Железнодорожный район  
Об учебно-методическом комплекте Работаю, второй год по учебникам «Алгебра—7», «Алгебра—8» данных авторов, вижу много ценного в содержании учебно-методического комплекта. Учебник К.С. Муравина, Г.К. Муравина, Г.В. Дорофеева соответствует заявленному виду учебного издания, названию и аннотации. Этот учебник является частью учебно-методического комплекта по алгебре для 7-9 классов. Данный учебник соответствует общей концепции модернизации российского образования. Цели, задачи, содержание и структура его подтверждаются требованиями к математическому образованию школьника в данной области и на данной параллели. Учебник полностью соответствует программе по математике. Авторы этого учебника свою авторскую идею содержания теории, разнообразия практических заданий пытаются реализовывать разными приемами, например: • введением элементов логики; • подбором упражнений разных типов; • упражнениями проблемного характера; • включением большого количества заданий творческого и исследовательского характера и д.р. В данном учебнике соотношение обязательного и дополнительного материала оптимально. По содержанию материала учебник соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся на данной ступени образования. Система упражнений показывает, что задания подобраны так, что можно найти упражнения обязательного, повышенного, развивающего уровней. Таким образом объем содержания позволяет учителю использовать вариативность: углубленное и профильное обучение. Наличие указанной разметки упражнений облегчает работу учителя по организации дифференцированного обучения. Естественно, что содержание теорем и практических упражнений обеспечивает преемственность при изучении данного предмета на разных ступенях обучения, а также позволяет использовать разноуровневые задания, планировать упражнения обязательного и необязательного уровня для развития интереса к предмету, для проявления творчества, исследовательских способностей. Алгебра — один из самых трудных школьных предметов. Поэтому теория должна быть представлена наглядно, логично, последовательно, научно — но при изложении теории должны быть и элементы увлекательности. 1 Это в основном соблюдается. Считаю удачным в теме «Квадратные уравнения» подход к нахождению целых корней, изучение Теоремы Виета до введения известного алгоритма нахождения корней по формуле. Решение целых уравнений по схеме Горнера также вводится в учебнике своевременно и вызывает интерес у учащихся. Расширение теоретической базы в учебнике просматривается хорошо. Так в п. 1 на стр. 9 знакомство с треугольником Паскаля, в п.15 в теме «Теоретические и непериодические бесконечные десятичные дроби» интересен подход, связанный с координатной прямой на стр. 59. Прекрасно отработаны алгоритмы отдельных вопросов: • п.8 «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» (стр. 32) • п. 10 «Дробные уравнения с одной переменной» (стр. 42) • п. 28 «Частные случаи решения квадратных уравнений» (стр. 111) Данный учебник содержит достаточно иллюстративного материала, все таблицы, рисунки, схемы научно достоверны, помогают учителю сопровождать свой рассказ на научном и доступном уровне, а учащимся воспринимать его материал наглядно. Весь иллюстративный материал снимает с учащихся психологическое напряжение при непонимании и не восприятии какого-то «куска» теории или упражнения. Качество иллюстративного материала вполне соответствует содержанию учебного предмета математики. На мой взгляд, надо ввести цветовую гамму в рисунках и схемах. Для учащихся такого возраста это значимо. Учебник «Алгебра»— 8 кл. обеспечивает возможности для формирования различных умений и навыков, знание которых необходимо в физике, химии, технике и других областях человеческой деятельности. Подбор упражнений наглядное подтверждение этому. Например: В п. 29 при рассмотрении, как говорит автор, задач с «физическим» сюжетом, при решении которых на уроках физики, учащиеся испытывают определенные трудности, задача № 1 очень наглядно демонстрирует и физическое содержание, и математическое решение. А задача № 4 (стр. 116) — химического содержания представлена типом задач «на сплавы», что также вызывает сложности на уроках химии. Очень интересен подбор задач физического содержания в п. 34 на стр. 34 (задача № 2 и № 4). Все эти примеры и подобные упражнения № 314, 315 позволяют учителю направить интересы и деятельность учащихся на использование дополнительных справочников, энциклопедий и научно-популярной литературы, осуществить межпредметную связь. И в то же время, некоторый справочный материал можно было расположить на «форзаце» учебника, а также четче обозначить в теории и при выполнении упражнений работу с калькулятором, кроме того, показать применение компьютерной базы данных. В данном учебнике при подборе упражнений (вопросов, задач и упражнений) есть задания репродуктивного уровня; стандартные, типовые и не типовые задачи; качественные задачи; задания проблемного, творческого характера; экспериментальные задачи. Интересны блоки — Практикум по решению текстовых задач; Исследовательские работы; Проверь себя (домашние контрольные работы). Заслуживает внимания тот факт, что в конце каждого пункта даются «Контрольные вопросы и задания», позволяющие учителю скорректировать работу с учащимися на итоговый контроль. Таким образом, сбалансированы различные виды заданий на понимание данной темы, на закрепление, на творчество и самоконтроль. В ходе использования учителем этих видов заданий происходит систематизация и обобщение знаний по завершению каждого раздела. Учитель имеет возможность грамотно строить уроки обобщающего повторения на основе имеющихся заданий. Межпредметные связи в учебнике «Алгебра -8» наиболее ярко прослеживаются с предметами «физика» и «геометрия», что закономерно. Но есть в некоторых пунктах и связь с другими предметами — «логикой», «русским языком», «химией». Из двух целей: передача определенной суммы знаний или организация познавательной деятельности школьников — я думаю, что обе цели в данном учебнике просматриваются очень хорошо. Но умение учителя — использовать и личные технологии, позволит быстрее решить ту или иную цель еще и в зависимости от материала, содержания темы на том или ином уроке. Работа по данному учебнику позволяет учителю решать вопросы повышения качества подготовки учащихся по предмету и формированию интереса к изучению данного предмета. Но, на мой взгляд, недостаточно решает проблему экономии времени учеником на выполнение домашних заданий. Наиболее, удачно просматривается решение этой проблемы при выполнении «практикума по решению текстовых задач». В учебнике «Алгебра — 8» выдерживается научная корректность содержания, соблюдается общепринятая терминология и символика. Учебник К. С. Муравина, Г. К. Муравина, Г. В. Дорофеева: • соответствует в стиле и доступности изложения материала и возрасту и профилю данного класса, несмотря на специфику формирования класса; • способствует сохранению устойчивого внимания и по содержанию материала, и по передаче определенной суммы знаний, и по организации познавательной деятельности учащихся; • способствует формированию ситуативных умений и навыков; • позволяет учителю строить работу по стимулированию познавательной активности учащихся при индивидуальной, коллективной, дифференцированной формах работы; • учебник позволяет учителю формировать у учащихся навыки самостоятельного приобретения знаний и умений; • все принципы дидактики (системность, наглядность, логичность, последовательность изложения учебного материала) в данном учебнике реализованы; Методические рекомендации для учителя составлены с учетом содержания материала учебника. Учитель может их использовать полностью, частично в зависимости от плана урока. Переносить полностью считаю ненужным — ибо учитель — автор своего урока . Но все рекомендации выстроены логично и, конечно, грамотно. Примерное тематическое планирование соответствует стандартам математического образования. Контрольные работы составлены с учетом программы и содержания образования. По времени выполнения каждой работы можно сделать дополнительные рекомендации. Конспекты ряда уроков интересны и могут реализовываться в полном объеме. Предлагаемая автором технология является эффективной, но трудно сказать является ли она здоровьесберегающей. Часов по математике становится недостаточно. Учитель обязан отработать весь материал в напряженном ритме. Но строить уроки в направлении «здоровьесбережения» учебник дает возможность. Ученик чувствует себя равноправным участником процесса обучения. А вот, комфортно ли ему? — все зависит от личности учителя и еще от «фундамента» знаний по математике самого ученика. Учебно-методический комплект «Алгебра-8» авт. Г.К. Муравина и др. можно использовать в общеобразовательной школе в качестве основного. Предложения по доработке учебно-методического комплекта: • в практикуме по решению текстовых задач (стр. 165) все задачи рассмотрены с одной переменной. Предыдущая тема «Системы уравнений» говорит о том, что надо включить в этот блок и задачи с двумя переменными. • необходимо в учебно-методический комплект, кроме методических рекомендаций, включить учебное пособие с разработками тестов по темам. • недостаточно в учебнике материала историко-научного и экологического направления.
Copyright © ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика". Сайт создан по технологии "E-Publish".