| Рейтинг предметных линий учебников | Сводка: ..по категориям авторов | ..по регионам | ..по издательствам | ..по учебным предметам | ..по дате |



Для контекстного поиска учебника укажите фрагмент фамилии автора (учебника), названия, серии или др.
Учебников: 1, обсуждается: 1, отзывов: 2, последний: 28.01.08
  Все федеральные перечни
 
  Приложение 1  Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2007/2008 учебный год
 
 
 
475. Муравин К.С. и др. Алгебра. 9 кл. [ДРОФА]
Завершенная линия. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Программа, методические рекомендации, рабочие тетради (5 и 6 кл.)
( Серия: Линия Г.К. Муравина, Вертикаль: Муравин Г.К. Математика)
 
Автор отзыва
Отзыв
29.10.2007 12:32:33
Шмакова Г.П., СОШ №168 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла  Новосибирская обл., г. Новосибирск, Железнодорожный район  
О концепции и содержании учебника
Работаю третий год по учебникам Муравина Г.К., вижу много ценного в содержании учебно-методического комплекта.
Учебник К.С. Муравина, Г.К. Муравина, Г.В. Дорофеева соответствует заявленному виду учебного издания, названию и аннотации.
Этот учебник является частью учебно-методического комплекта по алгебре для 7-9 классов.
Данный учебник соответствует общей концепции модернизации российского образования. Цели, задачи, содержание и структура его подтверждаются требованиями к математическому образованию школьника в данной области и на данной параллели. Учебник полностью соответствует программе по математике, содержит весь объем материала для итоговой аттестации.
Авторы этого учебника свою авторскую идею содержания теории, разнообразия практических заданий пытаются реализовывать разными приемами, например:
• введением элементов логики;
• подбором упражнений разных типов;
• упражнениями проблемного характера;
• включением большого количества заданий творческого и исследовательского характера и д.р.
В данном учебнике достаточно дополнительного учебного материала и соотношение обязательного и дополнительного материала оптимально.
По содержанию материала учебник соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся на данной ступени образования.
Система упражнений показывает, что задания подобраны так, что можно найти упражнения обязательного и повышенного уровня, развивающие задачи и трудные. Таким образом объем содержания позволяет учителю использовать вариативность: углубленное и профильное обучение.
Наличие указанной разметки упражнений облегчает работу учителя по организации дифференцированного обучения.
Естественно, что содержание теорем и практических упражнений обеспечивает преемственность при изучении данного предмета на разных ступенях образования, а также позволяет использовать разноуровневые задания, планировать упражнения обязательного и необязательного уровня для развития интереса к предмету, для проявления творчества, для проявления исследовательских способностей.
Алгебра – один из самых трудных школьных предметов. Поэтому теория должна быть представлена наглядно, логично, последовательно, научно – но при изложении теории должны быть и элементы увлекательности.
Считаю удачным в учебнике:
• сведение в таблицу определений и обозначений при рассмотрении линейных неравенств с одной переменной;
• подход к методу интервалов через конкретные примеры;
• тема “Конические сечения” даже при недостатке времени заинтересовала и учителя и учащегося.
Теоретический материал по теме “функция y=xn”, “Арифметическая и геометрическая прогрессия” в учебнике выстроен очень логично, убедительно, есть возможность сопоставления, сравнения – все перечисленное влияет на запоминание.
Очень хорошо, что в учебнике введена степень с дробным показателем, дана формула перехода от степени с дробным показателем к арифметическому корню. Хорошие упражнения. Но, времени учителю, конечно, недостаточно для погружения в эту тему.
Обращено внимание на отработку алгоритмов и в теории и при рассмотрении упражнений. А, именно:
• при методе интервалов, п.8, пр. 2.
• алгоритм построения графиков нечетной и четной функции п. 20;
• удачным считаю, рекомендации в ответах к выполнению многих заданий и упражнений.
Данный учебник содержит достаточно иллюстративного материала, все таблицы, рисунки, схемы научно достоверны, помогают учителю сопровождать свой рассказ на научном и доступном уровне, а учащимся воспринимать его материал наглядно. Весь иллюстративный материал снимает с учащихся психологическое напряжение при непонимании и не восприятии какого-то “куска” теории или упражнения. Качество иллюстративного материала вполне соответствует содержанию учебного предмета математики.
На мой взгляд, надо ввести цветовую гамму в рисунках и схемах. Для учащихся такого возраста это значимо.
Учебник “Алгебра” – 9 кл., обеспечивает возможности для формирования различных умений и навыков, знание которых необходимо в физике, химии, технике и других областях человеческой деятельности.
В данном учебнике при подборе упражнений (вопросов, задач и упражнений) есть задания репродуктивного уровня; стандартные, типовые и не типовые задачи; качественные задачи; задания проблемного, творческого характера; экспериментальные задачи.
Заслуживает внимания тот факт, что в конце каждого пункта даются “Контрольные вопросы и задания”, позволяющие учителю скорректировать работу с учащимися на итоговый контроль.
В учебнике сбалансированы различные виды заданий на понимание любой темы, на закрепление, на творчество и самоконтроль.
В ходе использования учителем этих видов заданий происходит систематизация и обобщение знаний по завершению каждого раздела. Учитель имеет возможность грамотно строить уроки обобщающего повторения на основе имеющихся заданий.
Межпредметные связи в учебнике “Алгебра” наиболее ярко прослеживаются с предметами “физика” и “геометрия”, что закономерно. Но есть в некоторых пунктах и связь с другими предметами - “логикой”, “русским языком”, “химией”.
Недостаточно в учебнике материала историко-научного характера и экологического направления.
Из двух целей: передача определенной суммы знаний или организация познавательной деятельности школьников – я думаю, что обе цели в данном учебнике просматриваются очень хорошо. Но умение учителя – использовать и личные технологии, позволит быстрее решить ту или иную цель еще и в зависимости от материала, содержания темы на том или ином уроке.
Работа по данному учебнику позволяет учителю решать вопросы повышения качества подготовки учащихся по предмету и формированию интереса к изучению данного предмета.
В учебнике “Алгебра – 9” выдерживается научная корректность содержания, соблюдается общепринятая терминология и символика.
Несколько слов о “Методических рекомендациях” к учебнику “Алгебра 9 класс”.
В данной книге есть все рекомендации, позволяющие учителю работать творчески: организация работы с классом построена на основе фронтальной беседы с классом и самостоятельной письменной работы. В предисловии четко показаны технологии владения фронтальной беседой и всеми видами самостоятельных работ.
Есть примерное планирование и соответственно рекомендации к каждому уроку по каждой теме.
Хорошо выстроены зачеты, включающие в себя задания к письменной части зачета и вопросы и задания к устной части зачета.
В данном пособии есть и тесты с выбором ответа по вариантам. Но их очень мало. Учитывая, что экзамены по математике выстраиваются в форме ЕГЭ, количество тестов должно быть увеличено.
Заслуживают внимания “Исследовательские работы” – четко, грамотно в пособии показаны 4 работы. Хотелось бы добавить несколько работ в учебник со схематичной записью хода работы.
В контрольных работах отражена вся программа данного курса. Но нет итоговых работ, тестов. И, как пожелание авторам – стоит привести образец выполнения итоговой контрольной работы, приближенной к экзаменационной.
Предложения по коррективам учебно-методическо комплекса:
• некоторые предложения содержатся выше в тексте;
• в № 353 (1) вместо – 2ав нужно – 4ав
• в контрольной работе № 3, вариант 1 в первом задании в знаменателе следует читать –2а2+5а+3
• проанализировать задание и ответ в К.Р № 4, вариант I, задание 5 – четвертая функция.
• В № 226 (1) в ответе учтены только положительные числа; следует ответ дать: x<0 и x≠16.
• В № 294 (1) в ответе не отражен отрицательный знаменатель прогрессии.
Педагогическая оценка учебника.
Учебник К.С. Муравина, Г.К. Муравина, Г.В. Дорофеева с педагогической оценки:
• соответствует в стиле и доступности изложения материала и возрасту и профилю данного класса, несмотря на специфику формирования класса;
• способствует сохранению устойчивого внимания и по содержанию материала, и по передаче определенной суммы знаний, и по организации познавательной деятельности учащихся;
• способствует формированию ситуативных умений и навыков;
• позволяет учителю строить работу по стимулированию познавательной активности учащихся при индивидуальной, коллективной, дифференцированной формах работы;
• учебник позволяет учителю формировать у учащихся навыки самостоятельного приобретения знаний и умений;
• все принципы дидактики (системность, наглядность, логичность, последовательность изложения учебного материала) в данном учебнике реализованы;
Методическая оценка учебника.
Методическая наука предполагает в любом учебнике увидеть;
• систему развития научных понятий, основных положений и теорий.
• структуру содержания учебного материала;
• систему заданий, упражнений, задач, практических и лабораторных работ.
Все эти направления в данном учебнике есть и позволяют учителю методически грамотно построить урок.
Педагогические технологии позволяют учителю любого предмета, любой категории работать в режиме классического построения урока и в режиме инноваций. А приемы достижения результативности учебного процесса также могут быть разными. И возможность реализации новых педагогических технологий по данному учебнику, конечно, есть.
Система заданий данного учебника требованиям к уровню подготовки учащихся соответствует.
Принцип вариативности в учебнике реализован:
 в содержании;
 в системе заданий и т.д.
Данный учебник позволяет учителю работать по уровневой дифференциации в процессе обучения на каждой теме и каждом уроке.
Теоретический и практический материал сбалансированы и есть возможности для учителя “погружения” в любую (теоретическую и практическую) часть изучаемого материала.
Учебный материал этого учебника направлен на развитие:
 творческих способностей учащихся;
 навыков самообразования;
 интереса учащихся к предмету и практическому применению знаний и навыков;

Динамика качества знаний учащихся по предмету
  1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Годовая Экзамен
Всего учащихся 27 27 27 27 27 27
Успевают на 5 2 2 3 4 4 8
на 4 12 14 16 12 13 12
на 3 11 10 8 11 10 7
на 2 2 1 - - - -
Качество знаний 52% 59% 70% 60% 63% 74%


Мониторинг выполнения контрольных заданий
Название контр. задания.
Результаты выполнения задания
1 Математический диктант 2 Контрольная работа № 5 3 Контрольная работа № 6 4 Тест 5 Практикум по решению задач 6 Итоговая контрольная работа
Всего учащихся 27 27 27 27 27 27
Выполняло работу 26 24 23 23 25 25
Справились полностью 12 7 10 14 13 14
Справились частично 12 15 13 9 12 9
Не справились 2 2 2 1 - 2
Качество знаний 46% 29% 43% 61% 52% 56%
Процент выполнения 92% 92% 91% 96% 100% 92%


Примечание: в графы 1-6 вносятся названия контрольных зданий. Например, словарный диктант, тест, творческое задание и т.д.
28.01.2008 22:12:56
Гребнева З.С., ВГИПК РО, Центр оценки качества образования, методист  Волгоградская обл., г. Волгоград  
На основании данных, полученных в период проведения расширенной экспертизы, можно сделать следующий выводы.
Учебник «Алгебра» для 9 класса К.С. Муравина и др (М.: Дрофа) соответствует заявленному виду учебного издания, названию и аннотации; общей концепции модернизации российского образования.
Цели, задачи, содержание и структура учебника в основном отражают концепцию образовательной области «Математика» и данного учебного предмета.
Содержание учебника по многим показателям соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по математике для основной школы.
Учебник является частью содержательной линии «Алгебра, 7 – 9».
В данном учебнике реализована авторская программа курса алгебры для общеобразовательной школы путем включения дополнительного учебного материала и оптимального соотношения обязательного и дополнительного компонентов содержания. Кроме ключевых тем общеобразовательного курса алгебры в содержание включены дополнительные вопросы: «Практические приемы приближенных вычислений», «Применение квадратного трехчлена». Большой интерес у учащихся вызвала тема «Конические сечения».
Учебник соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся основной школы.
Учебник обеспечивает преемственность по отношению к курсу начальной, основной и средней (полной) школы.
В учебнике реализован принцип вариативности: в содержани и в системе заданий. Учебник обеспечивает возможность многоуровневой дифференциации обучения (разноуровневые задания, материал для обязательного, и необязательного усвоения). В нем удачно сбалансирован теоретический и практический материалы.
Материалы учебника успешно применяются для организации предпрофильной подготовки учащихся.
Весь материал раскрыт логично, последовательно, достаточно академично и в то же время доступно.
Учебник обеспечивает широкие возможности для формирования следующих умений: применения знаний в повседневной жизни и для объяснения явлений действительности; критического анализа информации; работы с дополнительными источниками информации (справочники, энциклопедии, научно-популярная литература, компьютерная база данных).
С точки зрения методической науки целесообразны предложенная авторами система развития научных понятий, основных положений и теорий, структура содержания учебного материала; а также система заданий, упражнений, задач, практических работ.
Впервые в учебниках такого рода учащимся предлагаются не только ответы к заданиям, но и подробные указания, а иногда и решения (см. №№ 12 – 22, 28, 30, 38, 77, 95, 115 и др.).
В сбалансированном объеме представлены задания
• репродуктивного уровня, требующие воспроизведения правил и алгоритмов;
• стандартные, типовые упражнения, необходимые для отработки навыков;
• много интересных качественных задач (например, №№ 66, 67, 135);
• исследовательские задачи (например, №№ 91, 93, 155, 304, 327).
Система задач соответствует современным требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы. По данным диагностики обеспечивается повышение качества подготовки учащихся по алгебре.
Следует отметить направленность на развитие творческих способностей учащихся и навыков самообразования; интереса учащихся к предмету и практическому применению знаний и навыков.
Как показывает опыт, работа по данному учебнику способствует формированию общей культуры учеников, целостного научного мировоззрения, повышению качества подготовки учащихся по алгебре, а также формированию интереса к изучению математики на профильном уровне.
В данном учебнике большое внимание уделяется реализации межпредметных связей. Фактически в каждой главе присутствуют факты или задачи физического характера (например, №№ 39, 54, 79, 132, 134, 384); систематически показывается применение алгебраического аппарата при решении геометрических задач (например, №№ 17, 18, 33 - 36, 60 - 62, 94, 133, 162, 279, 375). Включение в содержание расчетных задач на растворы и сплавы (например, №№ 39, 95, 376) успешно сказывается на освоении учащимися курса химии. Большой интерес у учащихся вызывают задачи, связанные с экономикой (например, №№ 15, 78, 287).
По нашему мнению, целью авторов данного учебника является не только передача определенной суммы знаний, но и организация познавательной деятельности школьников.
Учебник обеспечивает возможность систематизации и обобщения знаний по завершению каждого раздела. Кроме того, учитывая специфику 9 класса, авторы включили в учебник главу 5 «Повторение и обобщение».
В учебнике выдержана научная корректность содержания, соблюдены общепринятая терминология и символика.
Стиль и доступность изложения материала соответствует возрасту учащихся; способствуют сохранению устойчивого внимания; формированию ситуативных умений и навыков; стимулируют познавательную активность учащихся; формируют навыки самостоятельного приобретения знаний, умений.
В учебнике реализованы принципы дидактики: системность; наглядность; логичность; последовательность изложения учебного материала.
Учебник отличается новизной по содержанию и системе задач. Содержание и система задач направлены на формирование математической грамотности обучающихся, умения описывать окружающую действительность посредством математических моделей.
На наш взгляд, учебник предоставляет возможность реализации современных педагогических технологий, таких как, укрупнение дидактических единиц (например, одновременное изучение арифметической и геометрической прогрессий, см. § 10, свойств степенной функции с четным и нечетным показателями, см. § 20). Необходимо отметить большую заинтересованность педагогов с разным опытом работы к данному учебнику. В области широко используются материалы этого учебника для организации предпрофильной подготовки, учебно-исследовательской деятельности учащихся (обучающихся по другим учебникам).
Фамилия И.О.:

Место работы, должность:

Победитель конкурса в рамках
нац. проекта "Образование":

Регион, населенный пункт:

E-mail (на форуме не отображается):
Добавить отзыв



При цитировании материалов ссылка на данный ресурс обязательна.
© ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика".
Тел.: (499) 155-87-30