Отзывы открытого форума по обсуждению учебников федеральных перечней
Категория авторов отзывов: [ все ]
Отзывов: 50
24.06.2017 18:34:02
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009/2010 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 09.12.2008 № 379 (Приложение 1)

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Физика

 933.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика (базовый и профильный уровни). 10 кл. [Просвещение]
 1) 02.07.2010 15:34:53 Эльбазов В. С., не работаю, пенсионер, г. Москва  Отличник народного образования Украины
Преимущество данного учебника перед другими состоит в том, что его авторы выбрали единственно правильный путь вывода 2-го закона Ньютона по логической цепочке: ускорение – сила – масса – второй закон Ньютона. Но для улучшения качества учебника требуются уточнения некоторых понятий и положений. * «Движение тел вблизи поверхности Земли будем рассматривать относительно самой Земли.» Добавить «которая за время проведения опытов с большим приближением движется равномерно и прямолинейно.» (с.54 ). *«На столе лежит книга … На книгу действует притяжение Земли и стол...» ( с. 54 ). Притяжение Земли – это действие. Что же получается: «На книгу действует действие Земли»??? *«Движение с постоянной скоростью» и «Инерциальные системы отсчета» лучше рассмотреть при изучении 1-го закона механики. *«… свободное тело, которое не взаимодействует с другими телами, движется всегда с постоянной скоростью или находится в покое.» (с. 55). Соблюдая принцип преемственности в обучении, здесь необходимо указать, что явление сохранения свободными телами своей скорости движения называется и н е р ц и е й, а сформулированное выше утверждение – законом инерции. Здесь же необходимо дать формулировку этого закона И. Ньютоном: «Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние.» Из этой формулировки следует, что тела обладают врожденным свойством сохранять (а не приобретать) скорость своего движения. Это свойство тел называется и н е р т н о с т ь ю. Именно эта инертность является причиной инерции. О причине инертности классическая физика ответа не дает. Предложения по формированию этих понятий даны в 11-м номере журнала «Квант» за 1985 год. К изложенному в журнале надо добавить, что инертность является причиной необходимости нескомпенсированного действия внешних тел и определенного промежутка времени для изменения скорости движения интересующего нас тела. *«Материальная точка» (с.57). Это понятие необходимо уже в кинематике. Поэтому его лучше там более полно и рассмотреть. *«Количественную меру действия тел друг на друга, в результате которого тела получают ускорения, называют в механике силой.» (с.60). О мере действия окружающих тел на интересующее нас тело мы судим по приобретенному при этом телом ускорению: большее ускорение тело получает при действии большей силы. За единицу силы принимается сила, которая телу с гравитационной массой 1 кг сообщает ускорение 1 м/с2. Эта единица в честь английского физика И.Ньютона названа ньютоном (1Н). Для воспроизведения этой силы изготовим эталон. Оказывается, что если в качестве действующего тела выбрать пружину, то при действии ее на тело она растягивается (деформируется) в тем большей степени, чем большее ускорение сообщает телу. Подействуем пружиной со стрелкой-указателем и прикрепленной к дощечке на лежащее на гладкой горизонтальной поверхности тело с гравитационной массой 1 кг в движущемуся с ускорением 1 м/с2 вагоне. Отметив начальное и конечное положение стрелки-указателя, получим эталон единицы силы в 1Н. *«Сила – векторная величина» (с.61). В этом можно убедиться на ряде примеров. Так, если по катящемуся мячу ударить ногой в направлении его движения, то изменится только величина скорости мяча. Если же по этому мячу ударить под некоторым углом к вектору скорости, то изменится и направление скорости. Таким образом, результат действия силы зависит не только от величины силы, но и от направления ее действия. Это дает основание предположить, что сила является векторной величиной и ее можно изобразить в виде направленного отрезка прямой, т.н. вектора силы. Линия, вдоль которой расположен вектор силы, называется линией действия силы. Так, вектор силы тяжести направлен вертикально вниз, вектор силы упругости растянутой пружины – вдоль ее оси, вектор силы упругости поверхности – перпендикулярно этой поверхности, а вектор силы трения – противоположно вектору скорости движущегося тела. Вообще-то, для силы важно указывать еще и точку ее приложения, но в случае материальной точки эти точки совпадают. *« … если вы подняли тяжелый предмет и держите его на весу, то ничто не мешает вам утверждать, что мускульная сила ваших рук по модулю равна силе тяжести… Это утверждение, по существу, и является определением равенства сил в механике.» (с. 61). В данном случае мы можем только утверждать, что действия Земли и наших рук скомпенсировали друг друга. Равенство же сил по модулю является условием скомпенсированного действия и это надо еще доказать. Только после этого это условие позволит судить о равенстве модулей действующих в данном случае сил, но не является определением равенства сил. Будем считать две силы равными, если они оказывают одинаковые механические воздействия на некоторое тело, независимо от природы этих сил. Для установления условия скомпенсированного действия тел рассмотрим такие случаи. Подействуем на лежащее на гладкой горизонтальной поверхности тело двумя эталонами сил в противоположных направлениях так, чтобы тело осталось в покое. Такое действие тел мы ранее назвали скомпенсированным. Все выглядит так, как и до действия эталонов, иначе говоря, как и при действии силы равной нулю. Но только при векторном (геометрическом) сложении сил их сумма будет равна нулю. Этим окончательно подтверждается векторный характер силы. Таким образом, действия тел будут скомпенсированы, если геометрическая сумма сил, с которыми они действуют на данное тело, равна нулю. К такому же заключению мы придем при действии на некоторое тело тремя эталонами так, чтобы линии действия сил были расположены под углом 120 градусов друг к другу и тело сохраняло состояние покоя. Здесь же дается понятие о равнодействующей и ее нахождении. Более подробно это описано в «Пособии по физике…» Бутикова Е.И. и др. (1; с.30-31). *«При действии по одному направлению двух сил F0 (рис. 3.6 ) их результирующая сила равна 2F0» (с. 62) Это ведь надо доказать. Для этого подействуем двумя эталонами на некоторую пружину со стрелкой и прикрепленной к дощечке силами по 1Н, меняя угол между линиями действия сил от 180 до 0 градусов. Тогда модуль силы упругости пружины, равный модулю равнодействующей сил упругости эталонов, будет меняться от 0 до 2Н. Отмечая положение стрелки-указателя, получим прибор для измерения сил от 0 до 2Н т.н. динамометр. Повторив опыты этим прибором, можем расширить границы измерения сил. *«… при действии постоянной силы ускорение тоже постоянно, т.к. оно однозначно определяется силой.» (с.63). Большинству учащихся это утверждение на данном этапе изучения материала абсолютно непонятно. Лучше доказать это на опыте. *«Если на тело одновременно действует несколько сил, то ускорение тела будет пропорционально геометрической сумме этих сил.» (с.64). Доказать это можно экспериментально (Лабораторная работа №1. Изучение движения тела по окружности), рассматривая движение конического маятника (рис. 17.2) и измеряя силу тяжести и силу упругости нити, а затем сложив векторы этих сил. Но для проведения опыта необходимо усложнить установку, закрепив динамометр в муфте и пропустив прикрепленную к нему нить через отверстие в стержне. Модуль центростремительного ускорения найдем по формуле a = (4n2N2r)/ t2. Сложим векторы сил, предварительно изобразив их в определенном масштабе в виде направленных отрезков, и убедимся, что их равнодействующая, как и вектор ускорения, направлена по радиусу к центру окружности (рис. 17.2 б). Модуль равнодействующей равен R = Fтяж ( r / L ). Повторив опыт при движении груза по окружности большего (меньшего) радиуса, установим, что a1/a2 = R1/R2, т.е. модуль центростремительного ускорения прямо пропорционален модулю равнодейсвующей сил тяжести и упругости нити. *«Зависит ли ускорение тел от их свойств?» (с.66). После «Обратим внимание… Тот же лук сможет лишь едва-едва сдвинуть его с места» укажем, что эти примеры говорят о том, что эти тела в разной мере инертны. О мере инертности тел здесь мы судили по приобретенным телами скоростям. В принципе это возможно, но при условии, что эти скорости тела приобретают под действием равных сил за одинаковое время действия. Движение тела, скорость которого изменилась на меньшую величину, ближе к движению по инерции. Говорят, что оно более инертно, чем другое тело, скорость которого изменилась на большее значение при тех же условиях. Очевидно, что о мере инертности тел можно судить и по приобретенным телами ускорениям под действием равных сил: более инертное тело при этом приобретает меньшее ускорение, чем менее инертное. Опыты также показывают, что для изменения скорости тел на одинаковую величину под действием равных сил требуется разное время: для более инертного тела необходимо времени больше, чем для менее инертного. И ни одно тело в мире не может мгновенно изменить свою скорость движения даже под действием сколь угодно большой силы. Причиной этому является инертность. И, наконец, о мере инертности тел можно судить по величине силы, необходимой для сообщения телам равных ускорений: большую по величине силу необходимо приложить к более инертному телу. *«…необходимо ввести величину, которая характеризовала бы способность того или иного тела менять свою скорость движения под влиянием определенной силы. Это - масса тела.» ( с. 66 ). «Масса – основная динамическая характеристика тела, количественная мера его инертности, т.е. способности тела приобретать определенное ускорение под действием силы» ( с. 67 ). Как было указано ранее, согласно учению И. Ньютона: инертность – это способность тел с о х р а н я т ь свою скорость движения, а не приобретать ее. *«Величину m=F/a, равную отношению модуля силы к модулю ускорения, называют инертной массой тел.» (с. 67 ). На основании этой формулы можно установить: 1.Инертная масса эталона гравитационной массы равна 1 и тоже называется килограммом (кг). В настоящее время это установлено с относительной погрешностью 10-12. 2. Закон сохранения масс: масса тела (системы тел) есть величина постоянная и не зависит от времени, положения тела в пространстве, скорости его движения (при скоростях движения значительно меньших скорости света в вакууме) и рода происходящих с телом процессов. 3.Аддитивность масс: масса тела (системы тел) равна сумме масс составляющих это тело (систему тел) частей. 4. Масса тела прямо пропорциональна числу частиц в теле. 5. Масса тела прямо пропорциональна объему однородного тела. П р е д л а г а е т с я т а к ж е и з м е н е н и е с т р у к т у р ы и з л о ж е н и я г л а в ы 3. В в е д е н и е Что изучает динамика. С и л а 1.Выбор системы отсчета. 2.Что вызывает ускорение тел? 3.Скомпенсированное (уравновешенное ) действие тел. 4.Сила – количественная мера действия тел друг на друга. 5.Эталон силы. 6.Сила – векторная величина. 7.Равнодействующая. Сложение сил. 8.Условие скомпенсированного действия сил. 9.Динамометр. П е р в ы й з а к о н Н ь т о н а 1.Представления Аристотеля о движении тел. 2.Учение Г.Галилея о движении тел. Инерция. 3.Формулировка закона инерции И.Ньютоном. 4.Инертность тел. 5.Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. 6.Современная формулировка 1-го закона динамики. В т о р о й з а к о н Н ь ю т о н а 1.Тела в разной мере инертны. 2.Масса (инертная) – мера инертности тел. 3.Измерение инертной массы. Единица массы. 4.Свойства инертной массы. 5.Формулировка второго закона Ньютона. 6. Движение тел под действием нескольких сил (лабораторная работа №1). Т р е т и й з а к о н Н ь ю т о н а ЛИТЕРАТУРА 1.Бутиков Е.И., Быков А.А., Кондратьев А.С. Пособие по физике для поступ. в ВУЗы, М., ООО «Изд. дом «ОНИКС 21 век»; изд. «Мир и образов.», 2004. С уважением и пожеланиями творческих успехов
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2008/2009 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 13.12.2007 № 349 (Приложение 1)
 764.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. . Физика (базовый и профильный уровни). 10 кл. [Просвещение]
 2) 13.05.2009 14:10:56 Эльбазов Владимир Степанович, пенсионер, г. Москва  отличник народного образования Украины
В учебнике не реализована приемственность в формировании понятий "инерция" и "инертность". Как указал акад. Кикоин И.К. в журнале "Квант" (№ 11, 1985 г.), под инерцией следует понимать явление сохранения свободными телами неизменной скорости движения, под инертностью - способность (свойство) этих свободных тел сохранять скорость движения неизменной.
 3) 10.03.2009 19:30:21 Зеленская Елена Владимировна, МОУ СОШ, учитель физики, Саратовская обл., Саратовский район, с. Константиновка  
Учебник-то неплохой..., но как вам удается его освоить за 2 часа в неделю? И к ЕГЭ как подготовить?
 4) 04.03.2009 9:00:35 Аюров Болот Баторович, МОУ "Агинская СОШ №3", Забайкальский край, Агинский район, п. Агинское  
Очень много охватывается материала, рассматриваются различные разделы физики, хорошо подобраны задачи в конце параграфа. Желательно, чтобы в упражнениях давались задачи и более сложного уровня.
 5) 04.03.2009 8:44:58 Аюров Болот Баторович, МОУ "Агинская СОШ №3", Забайкальский край, Агинский район, п. Агинское  
В данном учебнике охвачены почти все разделы. Нравятся упражнения, которые даются после параграфов. Можно было добавить еще несколько лабораторных работ.
 6) 13.08.2008 20:12:12 Турова Ольга Рудольфовна, МОУ Солнцевская СОШ, учитель физики, Омская обл., Исилькульский район, Солнцевка  победитель конкурса ПНПО 2007 г.
Учебник почти не отличается от учебника 20-тилетней давности, разве что добавлен раздел "Механика". Беда в том, что программу в Омске и области купить невозможно. А ещё раздражает то, что отличаются нумерация и количество параграфов в учебниках 2007 и 2008 года издания. Опять придётся в домашнем задании указывать двойную нумерацию. Пора уже это безобразие прекращать!
 7) 07.04.2009 19:09:15 Овечкина Лариса Борисовна, МОУ "СОШ №40 с углубленным изучением математики", Оренбургская обл., г. Оренбург  
Задач много, но РЕШЕБНИКИ снижают их ценность до нуля. Учебник как раз для 2 часов. Содержание и изложение материала "слишком БАЗОВОЕ". Поэтому для подготовке к ЕГЭ он не подходит!!! ЕГЭ предполагает подготовку профильного уровня!!!
 765.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика (базовый и профильный уровни). 11 кл. [Просвещение]
 8) 04.03.2009 8:56:09 Аюров Болот Баторович, МОУ "Агинская СОШ №3", Забайкальский край, Агинский район, п. Агинское  
Данный учебник практически ничем не отличается от старых изданий. Дополнено строение Вселенной. Соответствует требованиям госстандарта.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2007/2008 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 14.12.2006 № 321 (Приложение 1)

Раздел III. СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 904.Мякишев Г.Я. и др. Физика. 10 кл. [Просвещение]
Базовый и профильный уровни. Методические рекомендацииШилов В.Ф. «Тетрадь для лабораторных работ по физике» 10, 11 кл.Сауров Ю.А. «Физика в 10 кл.: модели уроков»Сауров Ю.А. «Физика в 11 кл.: модели уроков»Парфентьева Н.А. «Сборник задач по физике» 10-11 кл.Шилов В.Ф. «Поурочное планирование» 10 кл.Марон А.Е. «Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике» 10 кл., CD-ROM 10, 11 кл.
 9) 18.03.2008 12:25:11 Беляева Ольга Николаевна, учитель физики и информатики, Новосибирская обл., Доволенский район, с. Ильинка  
По учебнику работаю давно. Материал вполне устраивает, но задач бы хотелось побольше.
 10) 18.02.2008 8:02:45 Шумкина Наталья Андреевна, МОУ Верх-Красноярская СОШ, учитель физики, Новосибирская обл., Северный район  
Содержание учебника устраивает.
 11) 18.02.2008 11:41:02 Виндемут Галина михайловна, Большеникольская СОШ, учитель физики, Новосибирская обл., Чулымский район, с. Большеникольское  
Учебники физики (Г.Я. Мякишев и др. 10-11 кл.) соответствуют требованиям программы. Размеры параграфов невелики. Материал изложен ясно, лаконично, математический язык не сложен. Выделение в тексте основных элементов, наличие резюме делают учебник привлекательным и удобным для познавательной деятельности, но нет тестовых и графических заданий. Вполне согласна с Ивановым А.А., что механика у Кикоина была интересней.
 12) 19.02.2008 9:57:08 Голубцова Людмила Фёдоровна, МОУ-Отрадненская СОШ, учитель физики и информатики, Новосибирская обл., Куйбышевский район, с. Отрадненское  
Давно работаю по данным учебникам (Г.Я. Мякишев и др. 10 и 11 кл.). Учебники нравятся, понятны учащимся. Хотелось бы побольше задач разноуровнего характера.
 13) 25.02.2008 9:12:49 Ковальчук А.Н., МОУ Туруновская СОШ, учитель физики, Новосибирская обл., Венгеровский район, с. Туруновка  
Содержание учебника устраивает, но учебники должны соответствовать программам. И если программой выделяется 2-3 часа на изучение физики в 10-м классе, то должны быть и соответствующие учебники.
 14) 27.02.2008 12:39:38 Коллектив учителей, МОУ Петропавловская СОШ, Новосибирская обл., г. Петропавловск  
Некоторые темы очень сложно изложены. В основном учебники хорошие.
 15) 11.02.2008 14:18:10 Семенов А.А., МОУ Стеклянская СОШ, учитель физики и информатики, Новосибирская обл., Купинский район, с. Стеклянное  
Для базового уровня учебник приемлем, но не на 2 часа, а на 3. Было бы здорово, в конце каждой темы в качестве резюме использовать конспект. А также в конце каждой темы приводить вопросы для зачета и использовать больше формул. Кроме того, материал необходимо пополнить современными достижениями в области науки.
 16) 11.03.2008 13:23:05 Васильева Лилия Емельяновна, МОУ Коб-Кордоновская сош Северного района, завуч и учитель физики, Новосибирская обл., Северный район, п. Коб-Кордон  
По данным учебникам работаю несколько лет. Содержание устраивает. Правда, добавила бы некоторые практические примеры по разным темам из учебника автора Касьянова.
 17) 12.11.2007 12:03:20 Акулова Марина Викторовна, учитель физики МОУ ОСОШ, Новосибирская обл., г. Куйбышев  
Содержание учебника полностью устраивает.
 18) 11.03.2008 12:13:15 Курохта Валентина Анатольевна, МОУ Октябрьская СОШ, учитель физики, Новосибирская обл., Краснозёрский район, п. Октябрьский  
Нравится изложение материала. Дополнила бы лабораторными работами из учебника Кикоина И.К. и Кикоина А.К. Физика. Просвещение. 1990г., которых в учебнике Мякишева Г.Я. нет. Задачи в упражнениях дополнила бы задачами разного уровня. В темах «Механика» и «Основы термодинамики» ввела бы графические задачи, чтобы учебником можно было пользоваться как при базовом, так и при профильном обучении.
 19) 15.12.2007 8:54:52 Галыгин Иван Ардреевич,учитель физики, МОУ Ново-Абышевская МОШ, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Ново-Абышево  
По данному учебнику работаю давно. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНИКА ВПОЛНЕ УСТРАИВАЕТ.
 20) 22.11.2007 16:46:17 Иванов Александр Александрович, МОУ Петровская СОШ, учитель физики и информатики, Новосибирская обл., Ордынский район, п. Петровский  
Содержание учебника устраивает, но материал "Законы Ньютона" по Кикоину изучался интереснее.
 21) 13.04.2008 17:02:43 Турова Ольга Рудольфовна, МОУ Солнцевская СОШ, учитель физики, Омская обл., Исилькульский район, Солнцевка  победитель конкурса ПНПО 2007 г.
В будущем году возвращаюсь к Мякишеву после Касьянова. Помогите найти 2-часовую программу. Как ни пытаюсь, на некоторых уроках в домашнем задании 3, а то и 4 параграфа.
 22) 14.11.2007 8:54:30 Шутяева Людмила Николаевна, учитель физики МОУ Первомайская СОШ, Новосибирская обл., Татарский район, с. Новопервомайское  
По этому учебнику работаю давно. Нравится логика и последовательность изложения материала, достаточно подробное описание лабораторных работ. Хотелось бы, чтобы в учебнике были разноуровневые задачи.
 23) 02.02.2010 17:06:13 Эльбазов Владимир Степанович, пенсионер, г. Москва  отличник народного образования Украины
Преимущество данных учебников Г.Я. Мякишева перед другими состоит в единственно правильном подходе авторов к формированию понятий силы, массы и выводу второго закона Ньютона по схеме: ускорение - сила - инертная масса - второй закон Ньютона. Но изложение некоторых положений необходимо уточнить. С И Л А 1. Действие тел друг на друга - причина изменения скорости этих тел, т.е. ускорения. В силу этого положения необходимо уточнить фразу "На книгу действует притяжение Земли и стол, не дающий ей падать", т.к. притяжение - это действие, а не тело. 2. Сила - количественная мера действия тел друг на друга. О мере действия тел друг на друга можно судить по приобретенным при этом ускорениям: большее ускорение тело приобретает под действием на него большей силы. Но пока точное соотношение между силой и ускорением еще не установлено, для измерения силы необходимо искать какое-то другое решение. Оказывается, что если в качестве действующего тела выбрать пружину, то при сообщении интересующему нас телу ускорения пружина растянется (деформируется) в тем большей степени, чем большее ускорение получит тело. Значит, по растяжению пружины можно судить о величине силы. 3. Эталон силы. Если к нескольким пружинам со стрелкой и шкалой по очереди подвешивать какое-то эталонное тело и отмечать в каждом случае начальное и конечное положение стрелки-указателя, получим необходимое для опытов количество эталонов силы. 4. Сила имеет направление. Результат действия тел друг на друга зависит от направления этого действия. Так, если по катящемуся мячу ударить ногой в направлении его движения, то изменится только величина скорости. Но если по этому мячу ударить под некоторым углом к вектору скорости, то изменится и направление скорости. Это дает основание предположить, что сила является векторной величиной, т.е. характеризуется модулем и направлением и ее можно изобразить в виде направленного отрезка прямой (вектора силы). 5. О силах в механике. Текст в учебнике дополнить, что сила упругости растянутой пружины направлена вдоль ее оси, сила упругости стола - перпендикулярно поверхности стола, сила тяжести - вертикально вниз, а сила трения - противоположно вектору скорости. 6.Сравнение сил. Заменить данное в учебнике определение равенства сил на "Две силы, независимо от их природы, считаются равными, если их поочередное действие на некоторое эталонное тело сообщает этому телу одинаковые ускорения". 7. Скомпенсированное действие сил. Если совместное действие нескольких сил на данное тело не меняет скорость движения этого тела, то такое действие называется скомпенсированным или уравновешенным. При каких условиях это происходит? Такое действие можно наблюдать, если на лежащее на гладкой горизонтальной поверхности тело подействовать с помощью эталонов силы двумя равными по величине и противоположными по направлению силами. Но тогда все выглядит так, как будто никакие силы на данное тело не действовали или на тело действовала сила равная нулю. 8. Сложение сил. Раньше мы предполжили, что сила является векторной величиной. Теперь это окончательно подтвердилось, т.к. только при сложении двух равных по величине и противоположных по направлению векторов их сумма равна нулю. Скомпенсированное действие на рассмотренное ранее тело можно осуществить и с помощью трех эталонов силы, расположенных под углом 120 градусов друг к другу. И в этом случае сумма трех равных по модулю сил равна нулю. 9. Динамометр. Если двумя эталонами сил воздействовать на пружину со стрелкой и шкалой, меняя угол между эталонами от 180 до 0 градусов, то сила упругости пружины будет меняться от 0 до 2 эталонных сил. Получим прибор для измерения сил - динамометр. ИНЕРЦИЯ И ИНЕРТНОСТЬ Принцип приемственности в обучении требует чтобы на второй ступени обучения физике шло развитие и углубление понятий, полученных на первой ступени обучения, а не их замену. Так, под инерцией на первом этапе понимают явление сохранения свободными телами неизменной скорости движения, а под инертностью - способность тел сохранять, а не приобретать ускорение. Эти утверждения согласуются с учением Г. Галилео и И. Ньютона, о чем даны разъяснения в журнале "Квант" №11 за 1985 год. К этой статье следует добавить: 1. Ни одно свободное тело не может само по себе менять скорость своего движения в силу своей инертности. О причине инертности в классической физике ответа нет, а вот причиной инерции является инертность. 2. Для изменения скорости движения данного тела необходимо нескомпесированное действие на него окружающих тел. При этом данное тело в силу своей инертности оказывает сопротивление этим телам, а не само себе (как утверждают некоторые авторы учебников). 3. Для изменения скорости требуется время.
 24) 07.11.2007 7:39:51 Чернова Галина Васильевна, МОУ СОШ № 47 Барабинского района Новосибирской области, учитель физики высшей квалификационной категории, Новосибирская обл., г. Барабинск  
По учебникам данных авторв занимаюсь более 10 лет. Текст учебника доступен, прост. Очень хорошо, что после изложения темы имеются примеры решения задач. Подробно описан ход выполнения лабораторных работ. Желательно увеличить количество расчетных и качественных задач.
 25) 06.11.2007 8:55:54 Домоводова О. А., МОУ Поваренская СОШ, учитель физики, Новосибирская обл., Коченевский район, с. Поваренка  
Содержание учебника полностью устраивает. Изложение материала доступно детям.
 26) 04.10.2007 18:32:14 Стрельникова Т.А., МОУ гимназия №3, учитель физики, Ставропольский край, г. Ставрополь  
Содержание учебника устраивает, но учебники должны соответствовать программам. И если программой выделяется 1-2 часа на изучение физики в 10-м классе, то должны быть и соответствующие учебники
 27) 26.09.2007 15:33:30 Ледник И.М., МОУ лицей №35, учитель физики, Ставропольский край, г. Ставрополь  
По этому учебнику работаю давно. Содержание полностью устраивает, изложение доступно учащимся. Хороший лабораторный практикум.
 28) 24.09.2007 15:03:06 Рамазанова Г.М., МОУ "СОШ № 14", учитель физики, Ставропольский край, Шпаковский район, с. Надежда  Лауреат премии Президента
Я считаю, что учебник более доступный для обязательного изучения, т.к. в учебнике есть ещё параграфы дополнительного чтения, лабораторный практикум в доступной форме. Я думаю, лучше было бы добавить к учебнику лабораторный практикум 10 часов. В целом учебник полностью устраивает!!!
 29) 14.11.2007 8:56:42 Шутяева Людмила Николаевна, учитель физики МОУ Первомайская СОШ, Новосибирская обл., Татарский район, с. Новопервомайское  
По данному учебнику работаю давно. Очень нравится логика и последовательность изложения материала, подробное описание лабораторных работ. Хотелось бы, чтобы в упражениях было больше разноуровневых заданий.
 30) 17.04.2008 14:23:24 Бутрова Ольга Геннадьевна, учитель физики, Самарская обл., г. Самара  
По данному учебнику работаю много лет, нравится. Хотелось бы больше лабораторных и практических работ.
 31) 20.09.2007 14:34:47 Новикова Л.П., учитель физики, г.Ставрополь, Ставропольский край, г. Ставрополь  
Давно работаю по этому учебнику. Содержание устраивает.
 32) 29.01.2009 14:53:47 Кузьмина Екатерина Иннокентьевна, ЯГУ им. М.К. Аммосова, студент, Республика Саха (Якутия) , г. Якутск  
Мне нравится этот учебник, он понятнее, чем другие издания для школьников. Не могли бы вы мне помочь в дипломной работе, т.к. я специализируюсь по этой программе.
 33) 17.04.2008 13:13:20 Колесник Юрий Николаевич, учитель физики и информатики, Воронежская обл., Россошанский район, с. Подгорное  
Учебники в принципе неплохие. Но при 2 часах физики в неделю учащимся приходится учить по 3-4 параграфа. Хотелось бы попросить авторов выпустить учебник для 2-часовой программы. Не мешало бы дополнить тему "Использование радиосвязи" примерами устройства сотовых сетей.
 34) 10.05.2008 11:55:16 Касьянов Валерий Алексеевич, МЭИ (технический университет), автор учебника, профессор, г. Москва  Соросовский лауреат
Учебно-методический комплект (УМК) В.А.Касьянова по физике для базового уровня. В связи с планируемым переходом к профильному обучению В.А.Касьяновым были подготовлены учебно-методические комплекты по физике для 10-11 классов общеобразовательной школы для базового и профильного уровня. Наличие хронологически согласованных авторских программ для базового и профильного уровня существенно облегчает решение проблемы мобильности и возможной перепрофилизации учащихся, т.е. позволяет учащимся, переходящим из гуманитарной школы (гимназии) в школу физико-математического профиля, легко адаптироваться к изменению объема излагаемого материала, адекватно подготовиться к ЕГЭ. Учебники В.А.Касьянова «Физика. 10 класс (базовый уровень)», «Физика. 11 класс (базовый уровень)» написаны в соответствии с авторской программой среднего (полного) общего образования по физике, допущенной Министерством образования и науки РФ («Сборник нормативных документов. Физика», 2004, «Дрофа», М., стр. 87-93). Материал учебников полностью соответствует минимальным требованиям к содержанию образования, Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень). Учебник «Физика. 10 класс (уровень)» содержит следующие разделы: Механика (классическая и релятивистская), Молекулярная физика и Термодинамика, Электростатика. Учебник «Физика. 11 класс (базовый уровень)» является продолжением учебника «Физика. 10 класс (базовый уровень)». Учебник содержит следующие разделы: Электродинамика (постоянный ток, магнитное поле, электромагнетизм), Электромагнитное излучение (излучение радио- и СВЧ-диапазона, волновая оптика, квантовая теория излучения), Физика высоких энергий (физика атомного ядра, элементарные частицы), Элементы астрофизики (эволюция Вселенной). По сравнению с учебниками «Физика. 10 класс», «Физика. 11 класс», используемых в настоящее время в общеобразовательных школах, в учебниках базового уровня, планируемых к изданию 1) значительно упрощен математический аппарат, 2) отсутствуют задачи повышенного уровня сложности, 3) введен дополнительный иллюстративный материал, 4) добавлен материал (эффект Допплера, элементы астрофизики (эволюция Вселенной)), соответствующий Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень). При подготовке учебников к изданию была проведена существенная редакционная правка на основе предложений и замечаний учителей и методистов, имеющих достаточный опыт работы с учебниками «Физика. 10 класс», «Физика. 11 класс» для общеобразовательных школ.
 905.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика. 11 кл. [Просвещение]
Базовый и профильный уровни. Методические рекомендацииШилов В.Ф. «Тетрадь для лабораторных работ по физике» 10, 11 кл.Сауров Ю.А. «Физика в 10 кл.: модели уроков»Сауров Ю.А. «Физика в 11 кл.: модели уроков»Парфентьева Н.А. «Сборник задач по физике» 10-11 кл.Шилов В.Ф. «Поурочное планирование» 10 кл.Марон А.Е. «Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике» 10 кл., CD-ROM 10, 11 кл.
 35) 22.11.2007 16:47:32 Иванов Александр Александрович, МОУ Петровская СОШ, учитель физики и информатики, Новосибирская обл., Ордынский район, п. Петровский  
Работаю по этому учебнику первый год, пока всё устраивает
 36) 31.03.2008 9:44:32 Бурмистрова Л.В., МОУ Индерская СОШ, учитель физики, Новосибирская обл., Доволенский район, с. Индерь  
Содержание учебника устраивает. Считаю необходимым дополнить учебники тестовыми заданиями для самопроверки знаний.
 37) 18.03.2008 9:39:56 Федотова Н.Ю., МОУ "СОШ №4 р.п. Линево", Новосибирская обл., Искитимский район  
Материал учебника доступен в понимании. Многие темы грамотно и интересно освещены. Удачны лабораторные работы, т.к. наше оборудование полностью им соответствует. Дети по нему занимаются с удовольствием. К учебнику можно подобрать много дополнительного материала (для решения задач).
 38) 12.03.2008 10:54:50 Васильева Лилия Емельяновна, МОУ Коб-Кордоновская сош Северного района, завуч и учитель физики, Новосибирская обл., Северный район, п. Коб-Кордон  
Данный учебник соответствует минимуму образовательного стандарта, доступен в понимании среднему учащемуся, классический. Хорошо, что есть преемственность с учебниками физики автора Перышкина А.В. для 7-9 классов. Хотелось, чтобы в учебнике после каждой главы имелись четкие определения изученных физических величин, формул, законов, а также необходимо больше практических примеров, как это имеется в учебниках физики 10 и 11 автора Касьянова. В целом учебник меня устраивает и менять его не хочется.
 39) 11.03.2008 12:17:36 Курохта Валентина Анатольевна, МОУ Октябрьская СОШ, учитель физики, Новосибирская обл., Краснозёрский район, п. Октябрьский  
Включила бы наряду с задачами среднего уровня задачи более сложные. Хотелось, чтобы в учебнике присутствовал исторический материал, как это было в учебнике Громова С.В.
 40) 05.03.2008 7:19:33 Цыганкова Татьяна, МОУ Лукошинская СОШ, ученица, Новосибирская обл., Купинский район, с. Лукошино  
Учебник неплохой. Материал доступен для понимания. Всё, что необходимо знать, выделено курсивом. В конце каждой главы подводятся краткие итоги. Также в учебнике очень много рисунков, показывающих различные опыты. Но присутствуют и минусы: очень мало практического материала и очень сложный вывод формул, который часто остаётся непонятным.
 41) 27.02.2008 12:39:48 Коллектив учителей, МОУ Петропавловская СОШ, Новосибирская обл., г. Петропавловск  
Некоторые темы очень сложно изложены. В основном учебники хорошие.
 42) 25.02.2008 9:13:30 Ковальчук А.Н., МОУ Туруновская СОШ, учитель физики, Новосибирская обл., Венгеровский район, с. Туруновка  
Содержание учебника полностью устраивает.
 43) 21.02.2008 10:35:46 Носкова Валентина Евгеньевна, МОУ СОШ №4, учитель физики, Новосибирская обл., г. Болотное  
Полный объём учебного материала, небольшие параграфы. Познавательный материал выделен рамкой, как материал для дополнительного чтения. Чёткие формулировки законов, подробный вывод формул и законов. Хороший подбор задач. Преемственность к учебникам физики 7 - 9 классов. Нет рабочих тетрадей, малое количество лабораторных работ. Содержание задач и вопросы в некоторых из них расплывчаты, не хватает данных.
 44) 18.12.2007 13:12:16 Орлова Т.Л., МРОУ "Меретская СОШ", учитель физики, Новосибирская обл., Сузунский район, с. Мереть  
Полный объём учебного материала, небольшие параграфы. Познавательный материал выделен рамкой, как материал для дополнительного чтения. Чёткие формулировки законов, подробный вывод формул и законов. Хороший подбор задач. Преемственность к учебникам физики 7 - 9 классов. Нет рабочих тетрадей, малое количество лабораторных работ. Содержание задач и вопросы в некоторых из них расплывчаты, не хватает данных.
 45) 12.11.2007 12:04:25 Акулова Марина Викторовна, учитель физики МОУ ОСОШ, Новосибирская обл., г. Куйбышев  
Содержание учебника полностью устраивает.
 46) 01.11.2007 13:13:46 Пашкина Валентиа Александровна, МОУ сош №4 Г.Сатки Челябинской области, учитель физики, Челябинская обл., г. Сатка  
Сориентировать на двухчасовую программу.
 47) 20.09.2007 14:27:49 Новикова Л.П., учитель физики, г.Ставрополь, Ставропольский край, г. Ставрополь  
Учебник полностью нам подходит.
 48) 20.09.2007 13:25:23 Мартынов.А, ученик, Ставропольский край, Красногвардейский район  
Учебник содержит некоторые неточности, поэтому плохо усваевается.
 49) 19.09.2007 16:16:43 Ворожко В.А., МОУ СОШ №4, учитель, Ставропольский край, г. Благодарный  
Добавить количество упражнений, более развернуто изложить раздел "Законы постоянного тока".
 50) 18.02.2008 7:59:46 Шумкина Наталья Андреевна, МОУ Верх-Красноярская СОШ, учитель физики, Новосибирская обл., Северный район  
Учебник хороший, но гл. "Магнитное поле" краткая (является продолжением узучения из 9 класса). Хотелось бы более развернутый материал. Упражнений побольше (с разбором задач).


При цитировании материалов ссылка на данный ресурс обязательна.
© ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика".
Тел.: (499) 155-87-30