Отзывы открытого форума по обсуждению учебников федеральных перечней
Категория авторов отзывов: [ все ]
Отзывов: 51
17.10.2017 23:27:16
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009/2010 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 09.12.2008 № 379 (Приложение 1)

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Окружающий мир

 210.Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 2 кл. [Баласс]
 1) 27.05.2010 11:25:06 Максимова О.А., экономист, Республика Удмуртия, г. Ижевск  
Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на вопрос из рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» 2 класс. У нас с учителем возник спор. На одной из страниц Вашего учебника Вы пишите, что в лесах очень плодородная земля, поэтому там растет много деревьев и растений, но слишком холодная и длинная зима. Чернозем – это самая лучшая, плодородная земля, он находится в лесостепной зоне. Дети ответили: В лесной зоне. Учитель считает, что в степной зоне. Вопрос: Какой же ответ Вы считаете правильным? В методическом руководстве для учителя правильного ответа на этот вопрос Вы не указали. Очень прошу, ответьте мне, чтобы Ваш ответ я могла показать нашей учительнице. С уважением, Максимова О.А.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2008/2009 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 13.12.2007 № 349 (Приложение 1)
 198.Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 1 кл. [Баласс]
 2) 30.05.2009 22:00:13 Ялунина Алина Павловна, МОУ СОШ №9, учитель начальных классов, тьютор, Саратовская обл., г. Ртищево  
Впервые взяла учебник авторского коллектива ОС «Школа 2100» «Окружающий мир» вместе со своей младшей дочкой (сейчас она шестиклассница), когда она пошла в первый класс. Всей семьёй читали, обсуждали, узнавали, учили. Тогда я не вникала в суть построения учебного комплекта в целом, удивлялась разнообразию, объёму и глубине материала. И вот начала работать по учебникам А.А. Вахрушева, О.В. Бурского, А.С. Раутиана «Окружающий мир». Проштудировала методические пособия, внимательно изучила учебник (взяла ребят со второго класса) и поняла, что интересно и очень волнительно. Как преподать моим малышам всё, что есть в учебнике? Как их заинтересовать, привлечь, сделать активными участниками учения? Полюбят ли они этот учебник? Теперь знаю точно: всё зависит от педагога. Если он увлечён, горит и увлекает за собой, то и дети откликнутся сразу. Изучая себя и мир вокруг в первом классе, «раскладываем» известные понятия по полочкам. Дети учатся строить логические цепочки, устанавливают взаимосвязи, делают выводы и доказывают. Как это важно! «Я думаю…», «А я считаю…», «Я не согласен, потому что…» - такие суждения не редки на моих уроках. А как интересно открывать истину! Неужели осенью деревья умирают? Что такое снег? Куда исчезает снег в классе? Можно ли сжать воду? А воздух? Глаза горят, всеобщее возбуждение, и сама забываешь о времени. Подходит к концу первый год обучения в школе моих первоклашек. Они повзрослели, многое узнали и многому научились, но перед каждым уроком, заглядывая в мою тетрадь с планами, спрашивают: «А что у нас нового?» - им интересно, они хотят узнавать, хотят учиться. Это главное. Я предвкушаю, как мы вместе совершим путешествие по странам и континентам, по горам и равнинам. Мир растений и животных откроет нам свои простые тайны. И о человеке мы будем говорить глубоко и серьёзно. Особенно жду встречи с историей и обществознанием. Курс отечественной истории огромен. Не надо до умопомрачения заставлять детей «зубрить» даты, события и фамилии. В учебниках есть всё, чтобы вызвать интерес к самой истории страны, а главное – удивить, воспитать чувство гордости за своё Отечество, научить уважать историю России. Спасибо авторам за серьёзный учебник по обществознанию в 4-м классе. Будем говорить о себе, учиться видеть свои успехи и оценивать поступки, общаться с окружающими людьми, разбираться в сложных «политических» понятиях. Ко всему этому мы пойдём по страницам учебников «Окружающий мир» А.А. Вахрушева, О.В. Бурского, А.С. Раутиана. «У нас каждый день что-то новое!» - восклицает Алинка. Это просто замечательно! «Вы нас специально запутываете!» - это Данила с последней парты. Я хочу, чтобы вы нашли истину сами. «У нас Алина Павловна – волшебница», - говорят дети своим родителям. Мы все вместе волшебники: авторы учебников, я и дети. Мы каждый день совершаем маленькие открытия для большой жизни!
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2007/2008 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 14.12.2006 № 321 (Приложение 1)

Раздел I. НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 211.Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.Окружающий мир. 3 кл. [Баласс]
Образовательная система «Школа 2100» под ред. Леонтьева А.А. Завершенная линия учебников курса «Окружающий мир» авторов Вахрушева А.А., Данилова Д.Д. и др. включает в себя: «Я и мир вокруг», 1 кл., «Наша планета Земля», 2 кл., «Обитатели Земли», 3 кл., «Мое Отечество», 3 кл., «Человек и природа», 4 кл., «Человек и человечество», 4 кл. Соответствуют обязательному минимуму содержания общего образования 1998 г., федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.
 3) 28.11.2007 0:44:32 Цогоева З.И., СОРИПКРО, зав. кафедрой ДиНО, Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ  
Образовательная система «Школа 2100» под ред. Леонтьева А.А. Завершенная линия учебников курса «Окружающий мир» авторов Вахрушева А.А., Данилова Д.Д. и др. включает в себя: «Я и мир вокруг», 1 кл., «Наша планета Земля», 2 кл., «Обитатели Земли», 3 кл., «Мое Отечество», 3 кл., «Человек и природа», 4 кл., «Человек и человечество», 4 кл. Соответствуют обязательному минимуму содержания общего образования 1998 г., федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Учебник соответствует целям образовательного процесса вообще и изучения предмета в частности. В нём отражены современные научные знания, уча-щиеся овладевают теоретическим мышлением и первичным навыкам научного исследования и эксперимента. Предоставлены в содержании учебника межпредметные и внутрипредметные связи. Содержание учебника представлено в виде основного, дополнительного и вспомогательного материала, что позволяет мне (учителю) применять индивидуальный подход к учащимся в зависимости от их интеллектуальных и психофизических возможностей. Содержание учебника носит и воспитательный характер. Он воспитывает бережное отношение к природе, к окружающему нас миру. Организация содержания учебника имеет занимательность в сочетании с научным характером изложения, язык учебника способствует развитию познавательному интересу учащихся. В учебнике имеется наличие справочного аппарата, т.е. словарь основ понятий, названий. Задания нужно дифференцировать по сложности и наиболее сложные выполнять в классе, а остальные дать на домашнее задание. Ценным в УМК является собранный и систематизированный содержательный материал, который дает возможность младшим школьникам включиться в исследовательскую работу. Особенно ценным является то, что авторы учитывают гендерный подход в обучении. По мнению ряда педагогов, предлагаемый учебный материал не соответствует младшему школьному возрасту
 4) 14.05.2009 23:55:02 Рюмина Е.Ю., АГТУ, экономический факультет, студентка, Архангельская обл., г. Архангельск  
Гуненко Галина Николаевна, МОУ СОШ № 4, учитель истории; Буданова Е.В., родитель Республика Татарстан, г. Казань; Шабарова Нина Николаевна, МОУ "Лицей № 23", учитель начальных классов Кемеровская обл., г. Кемерово - создается впечатление, что им очень хорошо заплатили авторы учебников за благоприятные отзывы. Сколько им заплатили?
 5) 14.05.2009 23:51:27 Рюмина Е.Ю., АГТУ, экономический факультет, студентка, Архангельская обл., г. Архангельск  
Являясь студенкой, не совсем забывшей школьную программу, просто поражаюсь тому, что проходит моя младшая сестра. Такой бред мы изучали в классе 6-7, до этого все было проще, животные, цветочки... А так ребенок не знает, что такое баобаб, а ему стараются вбить в голову слово "разрушитель", причем совсем неудачно. Учебник написан нечётко, только путает. Дабы нарыть ответ на вопрос, всей семьей приходится думать, а что правильнее будет? К тому же учитель говорит одно, мы дома приходим к совсем другим выводам по заданиям. Это разве правильно? По идее, учебники должны быть написаны так, чтоб при старании ребенок мог осмыслить материал без постоянной помощи взрослых. В этом случае же ребенок не может просто осознать написанное - нос не дорос. Впрочем, и мы до этих учебников, по ходу, не доросли еще. По всей программе 2100 - не знаю, что хотят из детей сделать. Мы историю стали изучать в 5 классе - и то введение. Про монеты, археологов и т.п. Читаю самостоятельные работы по истории моей сестры - ржач, да и только. Ну не понимает она про Ленина и революцию еще. Издевательство.
 6) 11.05.2009 20:10:02 Гридина Е.А., МОУ СОШ №4, учитель начальных классов, Краснодарский край, г. Новокубанск  Победитель конкурса "Лучшие учителя России 2009"
Работаю по учебникам Вахрушева 7 лет, прекрасно знаю о принципе мини-макса, но все больше и больше убеждена в том, что учебники вообще не учитывают специфику начальной школы: авторы "затолкнули" все, что могли,при этом изложили материал таким языком... как будто лекцию для студентов читают в университете, иллюстрации несовершенны и мелкие (откуда ребенку, живущему на юге, известно, какие климатические условия в зоне ледяных пустынь или как выглядит муравьед или лемур). Информация "скомкана", "напичкана" ненужной терминологией, объем учебной информации не помещается в один урок, приходится учителям заниматься переработкой материала, искать в Интернете информацию и изображения чудо-растений, птиц и зверей. А ведь возраст начальной школы - самый продуктивный, чтобы пробудить желание ребенка изучать природу, узнавать самостоятельно что-то новое. Главный принцип учебника должен быть: удиви, пробуди интерес к поиску нового, а не отбей желание наукообразностью. Авторы, пора перерабатывать учебник!!!!!! А коллегам не кривить душой, распевая похвальные оды. Учиться должны дети, а не их родители!!!
 7) 26.01.2009 14:56:30 Когтева Г.Ю., кандидат химических наук, родитель, Краснодарский край, г. Краснодар  
Такое впечатление, что на форуме оставляют «самые замечательные и прекрасные отзывы» сами авторы. Ни один учитель не в состоянии отказаться от «навязывания» данных учебников! Такова их участь! Хотя очень много внимания в «Методике преподавания» уделено тому, что учитель вправе корректировать (и даже изменять!) программу по своему усмотрению. Увы, этого не происходит!!!!! Учебник «Окружающий мир» Вахрушева, 3 класс - это просто ужас!!!! Особенно его вторая часть - «Мое Отечество»! Зачем историю Отечества перемешивать с природоведением? (ведь такой изначальный смысл окружающего мира?). Это уже не взаимосвязь предметов, а полная их взаимозамена! Авторы посчитали, что достаточно уже «рассказали» в своем учебнике о природе? Неужели детям, узнавшим слово «фотосинтез» в первой части учебника, но так и не поняв его смысл, можно по «полной» вдалбливать историю? Причем тут мусорщики, потребители, виды экосистем, круговороты и т.д. и Кутузов, Суворов? Где связь????? А задания в рабочей тетради невозможно выполнить, не прочитав дополнительный материал или материал для любознательных. История нужна, но только не взамен природоведения, а отдельным предметом! Учите детей понимать природу доступным для них языком, а не ставить эксперименты на их будущем, отбивая все желание учиться сейчас!
 8) 08.12.2008 22:04:01 Якунина И.Ю.,, СДЮСШОР, родитель, Новгородская обл., г. Великий Новгород  
Как хорошо всё написано и отзывы замечательные! Но... сколько можно издеваться над детьми? Каждый раз, делая окружающий мир, "схожу с ума". Дурой себя не считаю, да и в школе неплохо училась, но то, что проходят дети в 3 классе... Повторяю - издевательство над детьми и простыми родителями (не биологами). Где найти ответы на вопросы, на которые надо ответить в рабочей тетради? Учебник написан безобразно. У меня складывается впечатление, что он создан для того, чтобы ребёнок совсем запутался и в итоге этого ничего не знал. Это ужас!!! Я до сих пор помню природоведение в начальной школе, и что, много дураков в нашей стране выросло, изучая азы окружающего нас мира по "той программе"? Конечно, я правды не ищу и не найду. Просто высказываю своё мнение. Конечно, педагоги всё, что рассказывают детям, знают и для них это легко, конечно, и дети есть особо одарённые или развитые, но основная масса "тонет" в этих знаниях!!!
 9) 28.03.2008 14:12:43 Шабарова Нина Николаевна, МОУ "Лицей № 23", учитель начальных классов, Кемеровская обл., г. Кемерово  
Курс «Окружающий мир» позволяет формировать целостную картину мира, воспитывает гуманное отношение к природе как к среде существования человека и источнику существования жизни на земле. Позволяет упорядочить наблюдательный опыт ученика через сложные законы природы и общественные взаимосвязи. Хотелось бы предложить в каждой части учебника предусмотреть толковый словарь. Мы думаем, что предлагаемый научный материал не всегда соответствует возрастным особенностям младших школьников. Просим предусмотреть резервные часы в программе 3 - 4 классов на изучение родного края. Работая с 2002 года по программе «Школа 2100», мы отмечаем высокие показатели качества обученности младших школьников. Результаты по отдельным предметам: - русский язык - 92%; - литературное чтение - 98%; - математика - 96%; - окружающий мир - 93%. Эта программа позволяет ученикам начальной школы участвовать в городских научно-практических конференциях быть лауреатами и дипломантами, занимать призовые места в городских олимпиадах: - математика - 1 и 2 место (2006-2007 уч.г., 2007-2008 уч.г.); - русский язык - 1 и 3 место (2005-2006 уч.г., 2006-2007 уч.г.); - чтение - 2 и 3 место (2005-2006 уч.г., 2006-2007 уч.г.); - окружающий мир - 3 место (2005-2006 уч.г., 2006- 2007 уч.г).
 10) 01.03.2008 21:18:31 Буданова Е.В., родитель, Республика Татарстан, г. Казань  
Моё Отечество - один из самых любимых предметов нашего сына. И, как мы считаем, это во многом благодаря учебнику «Данилов Д.Д., Тырин С.В. Моё Отечество. Вводный курс истории и обществознания. 3 класс». Учебник учит детей любить свою Родину, знать её героев, помнить прошлое, чтобы строить будущее. У родителей зачастую просто нет времени, чтобы объяснить вещи, которые нельзя не знать… Но, прочитав в учебнике, например, про Суворова и Кутузова, сын сам подошел к нам и стал расспрашивать про великих полководцев, про те времена. И вот уже мы всей семьей заняты поисками дополнительной информации… Оставить без ответа детские вопросы мы с мужем уже не можем, находим время для общения с сыном!!! Спасибо авторам за такие учебники! Елена Владимировна и Руслан Эдуардович, родители Тимура Фасхутдинова, ученика 3 класса «В», школа 141, Казань.
 11) 20.02.2008 10:29:08 Гуненко Галина Николаевна, МОУ СОШ № 4, учитель истории, заместитель директора по ИКТ и НМР, Новосибирская обл., г. Бердск  
Работаю по учебникам "Мое отечество" и "Человек и человечество" около десяти лет. Считаю на данный момент их лучшими учебниками для начальной школы. Материал сложный для понимания и осмысления школьниками изложен в доступной форме. Курс включает все разделы истории и обществознания, изучаемые к рамках школьной программы. Учебники представлены в виде завершенной линии на всех ступенях обучения, что позволяет реализовать идею преемственности на всех ступенях обучения. Огромное спасибо творческому коллективу авторов. Они не только создали замечательные учебники, но и с огромным энтузиазмом обучают учителей работе с образовательной программой "Школа 2100". Удачи и творческого вдохновения!
 12) 19.02.2008 21:52:04 Попова Лилия Борисовна, МОУ СОШ №13, учитель начальных классов 1 категории, Тамбовская обл., г.Тамбов  
По УМК "Школа 2100" работаю седьмой год. Учебник "Окружающий мир" очень интересный, занимательный, много научного материала. Заинтересовывает детей с первых дней обучения. Согласна, что отчасти материал сложный, но на это есть учитель, который может помочь. Самому учителю нужно много знать, просмотреть много дополнительной литературы. Нужна личная заинтересованность учителя, тогда будет результат. Дети моего класса очень любят окружающий мир, с большим интересом ждут каждого урока.
 13) 03.06.2009 7:33:07 Стремительная Екатерина, Член родительский комитета, Челябинская обл., г. Челябинск  
Добрый день! Я хотела с вами поделиться информацией. Появилась замечательная компания по поставке учебников для школ. УРАЛ-ПРЕСС-ЧЕЛЯБИНСК. Мы действительно довольны их работой. Цены ниже, чем у наших бывших поставщиков, а качество намного лучше. Доставляют по адресам, предоставляют все закрывающие документы и т.д. Наша школа и я как член родительского комитета очень признательны им за то, что они есть.
 14) 18.02.2008 7:06:33 Брацук Ирина Николанвна, МОУ Верх-Красноярская СОШ, учитель начальных классов, Новосибирская обл., Северный район, с. Верх-Красноярка  
Учебник сложный для понимания и усвоения материала.
 15) 20.10.2011 20:48:33 Ирина, биолог, Московская обл., г. Красномосковск  
Я не считаю себя необразованным человеком, но работа с ребенком по учебникам Вахрушева - это просто неприятное занятие. Присоединяюсь к мнениям родителей, высказанным выше, и приведу пример глупости, написанной в рабочей тетради к учебнику "Окружающий мир"(Человек и природа),4 класс.Страница 27, работа "Проверь себя" 1.Система органов,незаменимая для организма.(Что сие значит? Какую-то систему можно заменить, а какую-то -нет? Вот системы органов: опорно-двигательная, органы пищеварения, органы дыхания, органы кровообращения, нервная система, органы выделения, органы чувств, кожа, органы размножения. Так что ответим?) 2.Системы, объединяющие все органы (Аналогично- это как понять- объединяющие? В каком смысле - одному автору известно) И так далее. Угробим мы наших детей такими учебниками
 16) 15.11.2007 13:55:00 Новикова Г.В., МОУ ЧСОШ № 2, учитель начальных классов, Новосибирская обл., станция Чаны  
С опорой на собственный опыт ребенка учебник формирует целостное представление о мире, интерес к его познанию и создает базу для изучения основ наук в средних и старших классах.
 17) 12.10.2007 13:40:44 Костомарова, школа №28 г. Челябинска, Челябинская обл., г. Челябинск  заслуженный учитель России, победитель конкурса "Лучшие учителя года" на грант Президента
Но трудно работать по программе Вахрушева.
 18) 28.09.2007 12:04:09 Титаренко Н.Н., канд. пед. наук, доцент, преподаватель методики естествознания в начальной школе, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинская обл., г. Челябинск  
Отзыв об учебниках "Школа 2100". Высоко оцениваю учебное пособие "Дневник школьника" (Школа 2100). Оно актуально, имеет большое значение для развития учебной деятельности младших школьников; есть возможность самоконтроля и самооценки учеников. Интересна тетрадь Вахуршева "Мои первые опыты". Ценным в них является собранный и систематизированный содержательный материал, который дает возможность младшим школьникам включиться в исследовательскую работу. Особенно ценным является то, что авторы учитывают гендерный подход в обучении. С уважением Титаренко Н.Н., канд. пед. наук, доцент, преподаватель методики естествознания в начальной школе, Челябинский государственный педагогический университет.
 19) 17.09.2007 16:37:14 Кoллектив учителей, МОУ НОШ №21, Ставропольский край, г. Невинномыск  
Окружающий мир Вахрушева А.А. Предлагаемый учебный материал не соответствует младшему школьному возрасту.
 20) 14.09.2007 10:45:18 Карпенко С.В., Яговцева И,Г., Казанджан С.И., МОУ СОШ № 89 г. Краснодара, учителя начальных классов, Краснодарский край, г. Краснодар  
Очень сложный материал для понимания детей.
 21) 12.09.2007 11:48:09 Зарубин И.Н., Научный сотрудник, НИИИ МО, г. Москва  
Учебник хороший. Кто хочет учиться, как наш сын, кому интересно, тот учится. Кто не хочет - тому значительно труднее. Учебник как бы дифференцирует учеников.
 22) 09.04.2009 22:47:40 Зайцева Ю.В., преподаватель ВолГУ, Волгоградская обл., г. Волгоград  
Учебник слишком "заумный" и занудный для третьеклассников. Постоянное употребление слов экосистема, потребители, разрушители, производители навевают такую тоску. Кроме того учебник с ошибками. Например, задание из урока про деревья дословно: "Учись отличать деревья от кустарников. Обведи силуэты деревьев. Далее идут 5 рисунков, напоминающие антены, и под ними числа 34, 53, 26, 77, 68. Проверь себя. Выпиши цифры, стоящие около деревьев. Догадайся, что общего в них и чем они отличаются от других цифр". Уважаемые авторы учебника, 34, 53, 26, 77, 68 - это числа, а не цифры. И хотя это не учебник математики, подобные ошибки недопустимы. Дети в 3-м классе знают, чем цифра отличается от числа.
 23) 11.09.2007 12:25:23 Кравченко Н.В., МОУ СОШ №3, учитель начальных классов, Республика Адыгея, ст. Абадзехская  в рамках национального проекта "Образование"
Да, яэык сложен, но надо отдать должное - учебник изобилует дополнительными фактами. Наверное, авторы учебника не преследуют цели обязательного запоминания всего текста. Поэтому нужно учить детей выборочному запоминанию, вычленению главного. Кстати, это ведь одна из главных идей авторов УМК "Школа 2100". Задания нужно дифференцировать по сложности и наиболее сложные выполнять в классе, а остальные дать на домашнее задание.
 24) 10.09.2007 16:28:54 Назарова Н.Н., Центр по работе с педкадрами, методист, Владимирская обл., г. Муром  
Многие учителя нашего города считают, что материал преподнесен сложным языком. Содержание заданий не соответсвует возрастным особенностям учащихся, их восприятию. Во 2 классе дети ищут ответы на вопросы в учебниках 6 класса. Самостоятельные работы спланированы не в соответсвии с изучаемым материалом.
 25) 31.08.2007 21:56:39 Самойлова Е. А., школа, учитель начальных классов, г. Москва  
По этим учебникам я с удовольствием работаю 9-й год. Программа действительно достойна внимания и учителей, и учеников. Какой простор для творческого подхода, особенно используя проблемно-диалогическое обучение! Развивается мышление детей, появляется желание узнать что-то новое, исследовать, поделиться на уроке с одноклассниками. А это значит, что дети с удовольствием идут на урок! Учебный материал интересен, чётко выделены основные понятия темы. Вопросы и задания учат детей анализировать и сопоставлять факты и выводы. Дети учатся размышлять, делать выводы, доказывать свою точку зрения. Да и учитель при подготовке к урокам не должен стоять на месте. Я с удовольствием сама читаю научно-популярную литературу, чтобы блеснуть на уроке новыми фактами и сведениями.
 26) 18.02.2008 16:09:22 Иванова Ирина Энверовна, учитель начальных классов МОУСОШ № 15, Тверская обл.  
Мне учебник нравится. Надо только хорошо знать образовательный стандарт и применять принцип минимакса и тогда трудностей не будет. Удачи!
 27) 28.11.2013 12:02:52 Борисенко Я.А., Финансовый директор, г. Москва  
Учебник просто отвраттьельный. Настолько безгроамотно составлен, что просто удивительно, как он прошел сертификацию. Позор специалистам, которые работали над его составлением. Совершенно не учтены возрастные особенности детей. Подача материала, язык изложения, последовательность тем, элементарные ошибки делают учебник не пригодным для "исползования" в изучении окружающего мира.
 28) 17.11.2015 11:50:09 Гармаевы, Родители, Республика Бурятия  
Абсолютно согласны с родителями. Учебник не учит, а спрашивате и спрашивает... Ребёнок получает знания не из него, а от родителей (что они знают и помнят) и Интернета.
 29) 15.11.2015 8:22:23 Суздальцева З.П., пенсионерка, Республика Бурятия, Улан-Удэ  
Согласна с высказываниями родителей об этом учебнике! Ужас!!! Дети учатся почти до часу ночи, чтобы в интернете выискивать хоть какую-то информацию. Хочется спросить таких "учителей" - это не учебники!!!
 30) 19.10.2015 16:10:23 Каримова Е М, парикмахер, Челябинская обл., г. Челябинск  
Ужасный учебник .Мы с огромным удовольствием изучали природоведение , а теперь нет желания окружающий мир изучать. Надо же так все перевернуть , безграмотно все преподать . У нас весь 2й класс в шоке. Дети учат по 3 часа окр.мир ,все! Что это за методика Безграмотная подача знаний Когда ее уберут? АВТОРЫ ЭТО ВАШ ПРОВАЛ Родители все против,ни разу не слышала хорошего отзыва,как министерство ЭТО одобряет.Позор.
 31) 18.11.2014 21:51:12 Новикова, инженер, Республика Башкортостан, г. Уфа  
Присоединяюсь ко всем. Ужасные учебник и рабочая тетрадь!!!!! Когда уберут это из школьной программы?
 32) 16.11.2014 23:20:03 Сергеев владимир владимирович, водитель, г. Москва  
Согласен со всем негативом и в отношении авторов и программы. Уже почти два года, а мы только в 3 классе, ложимся спать вовремя только в пятницу, все остальные дни - в 2-3 часа ночи, мозги закипают, пока со всем разберёшься и в инете найдёшь, такой бред нужно ещё постараться найти, кто их вообще допустил к печати, а что будет в 5,7 классах, даже предположить страшно
 33) 11.11.2014 18:22:18 Буренкова Елена Геннадьевна, родитель с педагогическим образованием( учитель биологии и химии), Московская обл., г. Балашиха  
Самый отвратительный из всех учебников, что мне довелось видеть об окружающем мире! подготовка к уроку вызывает трудности и негатив. Содержание учебного материала не содержит ответов на поставленные детям вопросы. Не понятно, как такие учебники оказываются в школе?
 34) 20.04.2010 11:20:09 Турова Д.А., родитель, экономист, Республика Удмуртия, г. Ижевск  
Учебники Вахрушева по "Окружающему миру" - просто ужасны! Абсолютно не доработаны! Сам автор читал их? Явно просто насобирал интересующий его самого материал из разных учебников всех классов. А проверочные работы - такое ощущение, что человек писал их в перерывах между приемом водки. Для ребенка я полностью купила все книги и для учеников и для учителей, потому что разногласий с учителем по поводу заданных вопросов в проверочных работах и тетрадях было очень много. Некорректно поставленные вопросы, такие же некорректные ответы. Например, вопрос: как ориентировались путешественники...? Даны три варианта ответа: "на небо", "на горизонт", "под ноги"? Какой вы думаете правильный ответ? Все, кроме "глядя на горизонт". То есть мы ориентируемся и днем и ночью просто, глядя на небо, и что мы там ищем? А что мы ищем под ногами: север, юг, запад и восток? В старых учебниках было все правильно написано: "ночью путешественники ориентировались по звездам, глядя на звездное небо, а днем смотрели на солнце, расположение солнца относительно горизонта, в наших лесах ориентировались по деревьям - с какой стороны ствола мох - с той стороны и север". Жаль, что СЕЙЧАС УЧЕБНИКИ ПИШУТСЯ И ВНЕДРЯЮТСЯ ЗА БОЛЬШИЕ ВЗЯТКИ, А НАШИ ДЕТИ СТРАДАЮТ из-за таких "авторов". Правильно отвечать на вопросы по пройденному материалу (узнать, что же все-таки "автор" имел в виду, можно только купив все его ответы на задаваемые им вопросы! Иначе вы просто не угадаете. ПОЗОРНЫЙ И УЧЕБНИК, И ОПРОСНИК, И ОТВЕТЫ НА НЕГО!!! ЖАЛЬ, что нашим детям приходится учиться по таким недостойным для современной науки учебникам! Куда смотрит Минобразование?
 35) 17.12.2013 10:12:23 Афонина Н.Ю., Руководитель административного подразделения, г. Москва  
Могу только присоединитья ко всем гневным отзывам - худший учебник из когда-либо виденных всей нашей семьей!!! Слава Богу, что наш старший ребенок, учащийся по данному "учебнику", активно интересуется окружающим миром с дошкольного возраста и сам в свободное время перечитывает тонны энциклопедий и книг. Домашние задания и подготовку к самостоятельным он пока воспринимает как шанс побольше почитать материал на любимые темы, но даже этот ребенок, из-под подушки которого я по утрам выуживаю различные научные пособия, сейчас во второй четверти находится под угрозой итоговой четверки, оценки большинства одноклассников хуже. Это при том, что наш лицей - лучший в районе, куда попадают только сильные дети, родители которых полностью посвящают себя образованию чада, да и сами отпрыски трудятся денно и нощно ради знаний. Хочется попросить авторов учебника познакомить нас с живым ребенком 8-ми лет, способным самостоятельно, без ежедневных 3-х часовых занятий с родителями, написать самостоятельную на 5!!! Впрочем... способен ли на это сам автор?!
 36) 25.08.2007 2:57:53 Зайцева И.А., школа, учитель начальных классов, Республика Саха (Якутия), Усть-Майский р-н, п. Эльдикан  
Я работаю учителем начальных классов 16 лет. До 2004 года преподавала природоведение по учебнику Плешакова. Но с 2004 года, взяв первоклассников, решила перейти на «Окружающий мир» А.А. Вахрушева по программе «Школа 2100». И нисколько не пожалела. Этот учебник соответствует целям образовательного процесса вообще и изучения предмета в частности. В нём отражены современные научные знания, учащиеся овладевают теоретическим мышлением и первичным навыкам научного исследования и эксперимента. Предоставлены в содержании учебника межпредметные и внутрипредметные связи. Содержание учебника представлено в виде основного, дополнительного и вспомогательного материала, что позволяет мне (учителю) применять индивидуальный подход к учащимся в зависимости от их интеллектуальных и психофизических возможностей. Содержание учебника носит и воспитательный характер. Он воспитывает бережное отношение к природе, к окружающему нас миру. Организация содержания учебника имеет занимательность в сочетании с научным характером изложения, язык учебника способствует развитию познавательному интересу учащихся. В учебнике имеется наличие справочного аппарата, т.е. словарь основных понятий, названий.
 37) 12.04.2013 12:45:07 КОВАЛЕВА С.А., РОДИТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ, г. Москва  
Выражаю своё возмущение от родителей, учеников всей нашей школы. Это не просто ужас - это полное издевательство над учеником. Окружающий мир по Вахрушеву,Бурскому,Раутиан - это геноцид над ребенком, ребенок не в силах изучать данный учебник самостоятельно.Он не дает знаний - он задает вопросы, чтобы разобрать материал, РОДИТЕЛИ обязаны написать чуть ли не курсовую с подробным доходчивым разъяснением. Как давала заключение Российская академия наук и что это за стандарты, которые полагаются на собственный опыт ребенка? Какой опыт?Такая база, ввиде данного учебника, отбивает напрочь желания ребенка к учёбе
 38) 25.03.2013 22:55:53 Гетманова Е.А., Администратор, родитель, г. Москва  
Мог бы претендовать на неплохую программу. Но есть очень много некорректных заданий, формулировок, высказываний. Уж слишком их много для учебника для детей. Самый серьезный недостаток - грубейшие ошибки в формулировках, постулатах законов жизни. Мои дети делают "круглые глаза", когда читают важный вывод в рамочке жирным шрифтом, что "все живые организмы на Земле дышат атмосферным воздухом"! (3 класс, ч.1). То же касается классификации живых организмов на царства живой природы: она не соответствует современной классификации, принятой большинством научного мирового сообщества. Это несложная тема, и не надо вводить в заблуждение детей. Получается, учебник - не авторитет первых научных знаний. Недопустимо для специалиста в области биологических наук либо не знать, либо пропускать редакцию важного вывода, выделенного для обязательного усвоения. К части иллюстрации тоже вопросы: мелкие или нечеткие рисунки, потом гадаем, что там изображено. А ведь это принципиально - "узнать рисунок" - для решения задания. Понятно, что это не опечатки. Ведь несложно для рецензии дать рабочий вариант программы просто грамотным биологам, например на биофак МГУ. Но что-то никто не заинтересован в чести российского учебника. Еще небольшой комментарий - автор этой рецензии - потребитель, но не дилетант в области биологических наук.
 39) 22.02.2013 10:42:48 Васильева Т.А., Финансовый директор, г. Москва  
Вот наконец-то нашла время и полазили по интернету в поисках комментариев к ЭТОМУ ЧУДУ - ОКРУЖАЮЩИЙ МИР под редакцией Вахрушева. Ребенок учится в 3 классе. Так 2 с половиной года я просто чувствовала себя ущербной, потому как сама понимала написанное в учебнике с трудом, с мужем пытались на пальцах ребенку нормально объяснить ту или иную тему...... Это оказывалось все неправильно. Делание вместе домашние задания - ну просто выливались в какой-то кошмар.... Потому как правильные, на наш вгзляд (с мужем), ответы оказывались просто неправильными........ Оказывается, я не одна такая... :(...... Так, живу одной надеждой, что нам вроде сказали, что эта программа до 4-го класса включительно, а вот с 5-го уже все будет такое хорошенькое и волшебное...... В неофициальной беседе с учителями - они объяснили. Да, это БРЕД. Но они не могу отступать от программы :(
 40) 18.02.2013 18:54:28 Никитенко Андрей Анатольевич, юрист, Челябинская обл., г. Челябинск  
Я согласен с тем, что учебник, как и рабочая тетрадь - бездарность полная. Очень мало информации и почти на все вопросы нет простого ответа. Господа создатели, наверно, забыли, что это для детей и форма обучения в этих так называемых учебников им не доступна. Очень неправильный и вредный подход для наших детей.
 41) 12.02.2013 9:05:19 Касьянова Ю.Е., переводчик, г. Москва  
В нескольких положительных отзывах встретила слова: "организация содержания учебника имеет занимательность". Во-первых, почему эта формулировка повторяется? Во-вторых, откуда она, такая неграмотная, взялась в речи учителей начальных классов?
 42) 12.02.2013 8:51:10 Касьянова Ю.Е., переводчик, г. Москва  
Учебник Вахрушева по "Окружающему миру" для 1 класса ужасен. Милиционер в нем относится к сфере обслуживания. Детям предлагается найти ответ на вопрос: кто научил детенышей, детей, учеников пить? Куда едут вагоны с нефтью, книгами, машинами - в город или из города? (если предположить, что в деревне не нужны никакие вещи, то книги и машины едут в город. Но нефть тогда - из города? Ее добывают там?) Мост есть не в каждом городе, потому что не в каждом городе есть река (!). И так далее. Учебник явно составлялся на коленке и не был проверен.
 43) 05.12.2012 11:50:00 Грачева Н.Н., Родитель третьеклассника, Волгоградская обл., г. Волгоград  
Читаю учебник "Окружающий мир" Вахрушева и компании, плачу каждый раз. Безобразие, а не учебник. Оказывается, коренным жителем борот является лось. А в лесной экосистеме самый большой хищник - это куница. Очень интересный факт, что одуванчик опыляется, оказывается, мухами. Судя по учебнику, благородные грибы - все сплошь паразиты и растут на отмерших остатках, а как же симбиоз, уважаемые авторы. Это бред какой-то!!!! Учебник построен шиворот- навыворот. Сначала изучили экосистемы, а потом только начинают изучать растения и животных. Для того, чтобы сделать домашнее задание, мы с ребенком перечитываем кучу дополнительной литературы. Задания в рабочей тетради не соответствуют тексту, изложенному в учебнике. Спасибо тому, что я училась по старым учебникам и закончила сельскохозяйственный институт, и могу рассказать ребенку о растениях. А что же делать остальным родителям? Министры образования, купите себе такой учебник и попытайтесь его почитать перед сном, кошмары замучают.
 44) 08.10.2012 22:07:56 Мищенко Д.А., биофизик, г. Москва  
Бездарный учебник, от бездарных людей. Программу физики средней школы они не знают. В учебнике очень много ошибок во всех разделах. На наших детях просто зарабатывают деньги.
 45) 28.09.2012 12:25:17 Петрова Галина Михайловна, Пенсионерка, Московская обл., г. Подольск  
Галина Михайловна, пенсионерка, Московская обл. Я в ужасе от того, что проходит моя внучка по данному предмету. Не знаю, как его правильно назвать. Формируется уродливое понимание этого самого окружающего мира. Химию, биологию, географию, историю, анатомию и бог знает что еще свалили в кучу и думают, что формируют правильное понимание мироустройства. Господа, всему свое время. Конечно, вы на этом хорошо заработали, но не слишком ли дорогую цену платят наши дети.
 46) 10.11.2010 18:16:18 Максимова Т. И., Родитель второклассницы, Тверская обл., г. Тверь  
Ребенок получил тройку в первой четверти по Окружающему миру. Я сначала удивилась - ну что там они проходят во втором классе такого сложного? Купила эту тетрадь с проверочными и контрольными работами. Ба-а-а... Планеты, небесные тела, орбиты, параллели и меридианы, которые надо отыскать на дынях и арбузах... Особенно поразил вопрос: в каком месяце началась весна в Австралии на острове Кенгуру? Да дети в 8 лет вообще не знают, что такое Австралия! Нарисованы картинки бабочки, кошки, орла и голубя, надо обвести тех, кто не спит ночью. Моя обвела всех. Надо было только орла и голубя, т. к. кошка, по версии авторов - ночной хищник, а бабочка оказалась ночная. Моя дочь, оказывается, вообще не знала про ночных бабочек, сказала: бабочка как бабочка, ну страшненькая маленько (на ней черепушка нарисована!). Я стала искать ответы на вопросы в учебнике - далеко не на все вопросы нашла ответы, темы уроков не соответстствуют материалу, который сейчас проходят, и вообще потратила больше двух часов! Да... если бы я училась по таким учебникам, у меня было бы - 2! Хорошо еще у дочки трояк... похвалила!!!
 47) 13.11.2013 19:35:06 Плисюк Татьяна Сергеевна, Учитель химии, биологии, родительница третьеклассницы, Нобосибирская обл., г. Новосибирск.  
Учебник и рабочая тетрадь ужасные, могу сказать как специалист, множество ошибок, например, биосфера - это, оказывается, место пересечения атмосферы, литосферы и гидросферы, а не область распространения живых организмов, как нас учили в университете. Из учебника нельзя почерпнуть никакой информации. Уважаемые издатели учебника, ответьте мне на вопрос: почему мой ребёнок по три часа должен рыться в интернете, чтобы добыть нужный - учебный, а не дополнительный, материал? И вообще вы научили детей искать нужную информацию, дали список дополнительной литературы, указали адреса сайтов? Я понимаю, что новые стандарты направлены на формирование навыков самостоятельности, но не такой ценой, когда весь дом стоит на ушах до трёх часов ночи, а на утро идти в школу и на работу... Ребёнок ещё не дорос до этой "самостоятельной" работы и той информации, которую ему навязывают, учатся родители, а у детей никаких знаний не остаётся. Да и вообще, вся программа "Школа 2100" - это издевательство над нашими детьми!!!!!
 212.Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. Человек и человечество. 4 кл. [Баласс]
Образовательная система «Школа 2100» под ред. Леонтьева А.А. Завершенная линия учебников курса «Окружающий мир» авторов Вахрушева А.А., Данилова Д.Д. и др. включает в себя: «Я и мир вокруг», 1 кл., «Наша планета Земля», 2 кл., «Обитатели Земли», 3 кл., «Мое Отечество», 3 кл., «Человек и природа», 4 кл., «Человек и человечество», 4 кл. Соответствуют обязательному минимуму содержания общего образования 1998 г., федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.
 48) 19.11.2007 14:11:40 Гутова Н.В., МУ "Образование карасукского района" Методист начального обучения, Новосибирская обл., Карасукский район, г. Карасук  
А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан «Мир и человек» Отработала по учебникам 4 года (с 1 по 4 класс). Трудно, необычно, увлекательно! Я сама посмотрела на, казалось бы, хорошо знакомые вещи, с другой стороны. Принципы построения материала те же, а подход, системность, глубина предлагаемого материала совершенно другая. Впервые за много лет в моём сознании сложилась чёткая и целостная картина мира. С интересом и увлечением вместе с детьми и родителями искали ответы на трудные вопросы. Предлагаемый авторами материал не предполагает готовых ответов, шаблонных решений. Он подталкивает и учащихся, и детей исследовать, рассматривать один и тот же материал через призму своего сознания и жизненного опыта. Заканчивается урок, а дети не хотят расходиться, задают вопросы, спорят, обмениваются мнениями. Это здорово! Но! Если учебник не принимается самим учителем (надо много читать, думать, анализировать, не бояться ошибиться) не стоит брать его. Заставить учиться по нему невозможно. Вместе с ним надо проживать!!!
 49) 20.02.2008 5:23:16 Гуненко Галина Николаевна, МОУ СОШ № 4, учитель истории, заместитель директора по ИКТ и НМР, Новосибирская обл., г. Бердск  
Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. Человек и человечество. 4 кл. [Баласс] 2002 г. Использую в работе учебники образовательной системы "Школа 2100" с 1999 года. На мой взгляд, только данная образовательная линия учебников и методических материалов имеет ряд преимуществ, которые позволяют учителю строить образовательный процесс в соответствии с современными требованиями. Во-первых, завершенная линия учебников позволяет строить учебный процесс на всех образовательных ступенях в рамках одной учебно-методической концепции, обеспечивая преемственность между ступенями обучения. Во-вторых, курс пропедевтики истории и обществознания (3-4 классы) позволяет познакомить обучающихся со всеми разделами курсов, включая право, психологию и др. В-третьих, материал учебников изложен в доступном для младших школьников формате, вместе с тем позволяет учителю формировать важнейшие для предмета навыки и учит обучающихся рассуждать, мыслить, сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать и др. Иными словами, в доступной интересной форме закладываются основы будущего мировоззрения гражданина, интерес и любовь к одному из самых значимых предметов (на мой взгляд, именно общественные науки как никакие иные формируют личность человека). В-четвертых, учебники отличает богатый иллюстративный материал, работа с которым также обеспечивает усвоение сложных исторических понятий, фактов, явлений. Учитель всегда находится в вечном поиске лучших средств и методов преподавания своего предмета, способов поддержания интереса к предмету. "Лихое" для историков десятилетие 1989 - 1999 гг., когда каждый историк был вынужден преподавать "свою" историю и искать "свои" учебники, к счастью, миновало. После моего знакомства с учебниками образовательной линии "Школа 2100", мне кажется, я нашла то, что долго искала и уже около десяти лет являюсь убежденным последователем этого удивительного творческого коллектива. Уважаемые коллеги, удачи вам и творческих успехов!
 50) 21.02.2008 11:27:29 Жабина Валентина Анатольевна, МОУ СОШ № 30, учитель начальных классов, Тамбовская обл., г. Тамбов  
По образовательной системе "Школа 2100" я работаю 5 лет. Хочу поделиться своими впечатлениями по курсу "Окружающий мир". Специфика курса состоит в формировании целостной картины мира. Очень хорошо, что в курсе интегрированы такие предметы, как ознакомление с окружающим миром, природоведение, история, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности. Именно такая интеграция позволяет достичь поставленных целей, выявление глубокой взаимосвязи маленького читателя со всей окружающей его действительностью. На протяжении всего курса центральной фигурой является сам учебник. Материалы курса разнообразны и интересны. Они носят развивающий характер. Большой положительный результат, на мой взгляд, дает наблюдение за героями учебников, вместе с которыми ребята путешествуют по стране и планете. Очень важно, что с первых страниц ведется экологическое образование. Изложение материала грамотное и популярное. Это служит гарантией воспитания будущего поколения в духе новой биосферной этики. На страницах учебника приводится много опытов, которые могут на практике осуществить сами дети. Это значительно повышает интерес к изучаемому материалу. В то же время материал учебника бывает сложным. Он рассчитан на сильного ученика.
 51) 25.02.2008 12:19:41 Иванова Ольга Владимировна, МОУ "Гимназия №2", учитель высшей категории, Республика Башкортостан, г. Салават  
Учебник истории "Мое Отечество" позволяет знакомить учащихся с целостной картиной мира и формировать оценочное, эмоциональное отношение к окружающей действительности, к истории своей Родины. Описание важнейших, часто противоречивых событий предлагается детям в доступной форме, с учетом возрастных индивидуальных особенностей. Благодаря приему включения в процесс изучения истории Анюты и Илюши Диминых у школьников возникает чувство сопричастности к истории страны, к истории своего региона, рождается интерес к изучению истории своей собственной семьи. Дети с удовольствием составляют свое генеалогическое древо, пишут родословную. Очень удачно используется в учебнике "лента времени". Она помогает ученикам наглядно увидеть изучаемый фрагмент времени, расстояние между определенными событиями, последовательность, логическую взаимосвязь и причинно-следственные отношения между историческими фактами. Учебник "Мое Отечество" полностью соответствует методическим требованиям инновационной школы. Его использование предполагает владение учителем такими современными технологиями, как проблемно-диалогическое обучение. Учебник составлен по принципу мини-макса, что позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к отдельным категориям учащихся, уделять больше внимания одаренным детям. Эта книга формирует у учеников умение понимать и познавать окружающий их мир, что очень важно для развития учащихся начальной школы.


При цитировании материалов ссылка на данный ресурс обязательна.
© ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика".
Тел.: (499) 155-87-30