Отзывы открытого форума по обсуждению учебников федеральных перечней
Категория авторов отзывов: [ все ]
Отзывов: 42
24.11.2017 2:55:01
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2080 (Приложение 1)

Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. Учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии учебников

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Русский язык

 477.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. и др. /Под ред. Леонтьева А.А. Русский язык. 7 кл. [Баласс]
 1) 15.05.2012 12:34:15 Крищенко Ю. Е., Магистрант филологического факультета Алтайской государственной педагогической академии, Алтайский край, г. Барнаул  
Рассмотрим некоторые плюсы и минусы учебников авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и др. Для примера возьмем учебник 7-го класса. Теоретический материал соответствует современным концепциям - это, конечно, плюс. Учебник отражает все основные сведения по разделам языка, орфографии и пунктуации, культуре речи, необходимые для учащихся определенного класса. В данных учебниках отражены некоторые сведения, которые не включаются в программы других авторов, например, в 7 классе вводится понятие категории состояния, которую выделяют не все авторы. Также уже в 7 классе начинается изучение текстов разных стилей, подробно рассматривается публицистический стиль. Положительной стороной данного учебника я считаю тексты, используемые при обучении. Они соответствуют возрасту - если в 5-6 классах больше текстов из произведений детской литературы, то в 7-9 - из классической литературы. В учебнике 7 класса используются художественные тексты ("Капитанская дочка" А.С.Пушкина, "Отцы и дети" И.С. Тургенева и т.д.), тексты публицистического стиля, например, статья "Первый урожай" (газета "Известия"),тексты, содержащие биографические сведения о писателях (А.С. Пушкине, М.В. Ломоносове и др.), научно-популярные тексты на разные темы, например, "Огненные фонтаны Солнца" или "Сенсационная находка" (об обнаружении затонувшего Титаника). На мой взгляд, такие тексты будут интересны учащимся. Если говорить о минусах учебника, то я могу представить здесь лишь свое субъективное мнение. Мои замечания относятся к оформлению учебника. За яркой разноцветной обложкой находятся страницы с двуцветным оформлением - черным и... назовем этот цвет оранжевым. На мой взгляд, оранжевый цвет слишком возбуждающе действует на психику и быстро утомляет. Лично меня он просто пугает. Условные обозначения, указывающие на вид задания, конечно, продолжают линию учебников за предыдущие классы и учащиеся их уже знают, но местами этих значков "налеплено" столько, что трудно разобрать, какое же задание предлагает автор. Иллюстрации черно-белые - это полбеды, но в некоторых местах они плохого качества, что существенно препятствует их восприятию.
 2) 21.05.2012 17:32:11 Гладченко М.С., Алтайская государственная педагогическая академия, магистрант филологического факультета, Алтайский край, г. Барнаул  
Людей, следуя известной пословице, встречают по одежке – провожают по уму. Возьму на себя смелость перефразировать народную мудрость по отношению к книгам: встречаем по обложке – провожаем по содержанию. Поэтому при ознакомлении с комплексом учебников по русскому языку (5-9 кл.) Р.Н. Бунеева я отметила для себя и достоинства, и некоторые недостатки в учебниках. Возрастные и психологические особенности учащихся при построении данного комплекса учтены, но не в полной мере. На уровне оформления учтены. Например, в 5-ом и 9-ом классах даже различные шрифты: в 5-ом классе шрифт текстов крупный, разреженный, жирный, что позволяет минимально напрягать зрение, которое в таком возрасте все еще формируется, но в 9-ом классе шрифт очень мелкий, что является минусом, так как считаю, что напряжение зрения не полезно в любом возрасте. Но на уровне содержания есть другие упущения при учете возраста и психологии учеников: 5 класс, стр.7, стихотворение Бунина, начинающееся со слов «Молчат гробницы, мумии и кости…» - это вовсе не сказочно и дОбро для пятиклассников; здесь же, стр. 61(В.А. Обручев «Плутония») – «…Голова была большая, довольно противного вида, с обвисшими мясистыми губами и маленькими глазками…» - совсем не по возрасту. Далее отмечу, что в данном учебно-методическом комплексе не использованы и не воплощены современные психологические теории по восприятию и мышлению. Поэтому с этой стороны отношу эти учебники к традиционным. Одним из плюсов считаю преподнесение теоретического материала не в готовом виде. Вопросы перед изучаемым материалом и упражнениями помогают ученикам прийти к ответам самостоятельно, а, следовательно, подводят к формулировке правила самими учениками. Задания приводятся различной сложности, что дает возможность распределять их на учеников с различной успеваемостью. В итоге могу сказать, что желания работать по данному учебно-методическому комплексу по русскому языку у меня не возникло, но не исключаю его из поля зрения в качестве дополнительного источника заданий и упражнений.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010/2011 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 23.12.2009 № 822 (Приложение 1)

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 384.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. и др. / Под ред. Леонтьева А.А. Русский язык. 5 кл. [Баласс]
 3) 02.04.2011 19:27:56 Астанкова Анастасия, студентка магистратуры филологического факультета АлтГПА, Алтайский край, г. Барнаул  
В комплект учебников перечисленных авторов входят пособия с 5-й по 9-й классы. Теоретический материал в каждом из них представлен довольно подробно. Понравилось, что в пятом классе при рассмотрении темы «Глагол в языке и речи» уделяется внимание: лексическому значению глагола, видам, спряжению, наклонению, времени и морфологическому разбору глагола. Материал по этой теме представлен в таблицах и ключевых словах темы. Авторы выделяют в рамочки основные понятия и обозначения в соответствии с каждой темой. Стоит отметить, что учебник для пятого класса представлен в двух книгах. Возможно, это связано с тем, чтобы учащимся было удобнее. Материала для одной книги довольно много, а разделение его на две части позволяет сократить вес учебника. Но доступность языка не высока. К примеру, в пятом классе формулировка основных понятий и правил могла бы быть представлена в упрощённой форме. При рассмотрении темы «Глагол» авторы предлагают убрать их из текста. Но предварительно они не объяснили их значение и функцию в тексте. Характеристика глагола представлена только в следующем параграфе. В помощь учителю и учащимся этими же авторами разработаны учебные пособия по литературе. Что позволяет связывать уроки русского языка и литературы между собой.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2007/2008 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 14.12.2006 № 321 (Приложение 1)

Раздел II. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 301.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Под ред. Леонтьева А.А. Русский язык. Ч. 1, 2. 5 кл. [Баласс]
Образовательная система «Школа 2100» под ред. Леонтьева А.А. Авторская линия учебников русского языка для средней школы продолжает линию учебников русского языка для начальной школы. Учебники соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. В представленную линию также входят учебники русского языка для 8 и 10 классов. Программа по русскому языку для основной школы (5-9 классы), методические рекомендации, самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. Сборники диктантов по русскому языку для 5-7 кл. и 8-9 кл., тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ по русскому языку. Для развития коммуникативных умений учащихся в комплект входит завершенная линия учебников под ред. Т.А. Ладыженской: «Школьная риторика» 5,6,7,8, 9 кл., «Риторика» 10, 11 кл., методические рекомендации
 4) 12.03.2008 19:19:17 Николаевская Елена Львовна, ККИДППО, доцент кафедры, учитель МОУ СОШ № 47, Краснодарский край, г. Краснодар  
Русский язык. 10 класс (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, З.И. Курцева, О.В. Чиндилова), изд. «Баласс»; образовательная система «Школа 2100»; серия «Свободный ум». Плюсы: • Продолжение методической линии; преемственность между школами П и Ш ступени. • Ориентация на базовый и профильный уровень • Подготовка к итоговой аттестации за курс средней школы. • Ориентация не только на предметные, но и на общеучебные умения. • Возможность самостоятельно обучаться по индивидуальному плану. • Межпредметная интеграция с учебниками литературы, риторики. • Система работы с текстом (разноаспектный анализ, сжатие, разворачивание) • Обучение вторичным жанрам (конспект, реферат и др.) Минусы: • отсутствие грифа • малые тиражи программы • отсутствие медиаверсии учебника. Наиболее удачные фрагменты учебника: • Виды и приёмы чтения (сводная таблица на с. 14) • Конспект устного сообщения (с. 25 ) •Подготовка к написанию эссе (с. 29-32). Темы эссе (задание на перспективу) • Совершенствование умения работать с учебником и другой книгой (с. 132-133) • Построение граф-схем (с. 140) • Чтение таблиц, графиков, диаграмм (с. 177) • Списки современной лингвистической литературы к разделам.
 5) 21.10.2010 17:38:36 Яковлева К.С., ООО "Биорус", г. Москва  
Уважаемые авторы Букваря Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева. У меня вопрос: как вы предполагаете надо работать по вашему букварю? Произведения, которые соседствуют с буквами, а затем и слогами, прочитать ребенку первого класса трудно. Слова, которые в них содержаться, длинные и зачастую не известные ребенку. Напишите подробно, как обучаться по вашему учебнику!
 6) 20.05.2010 12:19:10 Рукавишникова Светлана, ООО "Кодекс", технический писатель, г. Санкт-Петербург  
Уважаемые Бунеевы! Я не знаю, сколько и кому заплатили вы за право ввести эту программу или сколько и кто заплатил вам. Мой ребенок во втором классе, и я в ужасе от литературного чтения. Это абстрактное фэнтези, поверхностное развлекательное чтиво, гоблины, ведьмы и тролли, которые населяют сознание ребенка образами существ из ада. Где стихи о природе, о дружбе, об уважении к родителям, о верности Родине, о хороших поступках? Или мне, непрофессионалу, нужно вам объяснять, что классическая литература насыщена образами, передает чувства и переживания, впечатления, формирует утонченное восприятие, грамотную красивую речь? Развивает способность чувствовать, выражать свои чувства? Я понимаю, что дети сами вне школы смотрят Поттеров и читают Толкиенов, но я надеялась, что именно школа научит ребенка красивой, вдумчивой, поэтичной литературе. Простите, но по-другому, как подрыв нации способом искалечивания мировосприятия детей, оценить вашу работу не могу.
 7) 17.06.2009 11:16:09 Полищук Галина Вадимовна, МОУ СОШ №5, учитель русского языка и литературы, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик  
Отработала первый год по учебникам Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, поняла, что по другим программам работать больше не хочу, особенно нравится подбор произведений по литературе, дети с огромным удовольствием читали и обсуждали литературные портреты Эдгара По и Александра Грина, созданные К.Г. Паустовским. Особенно запомнились детям рассказы Б. Житкова "Механик Салерно", А. Гайдара "Дым в лесу" и Р. Брэдбери "И грянул гром". Огромное спасибо авторам!
 8) 19.12.2008 16:59:05 Нестеренко Наталия Владимировна, руководитель кадровой службы, Республика Хакасия, г. Абакан  
Я очень жалею, что мой ребенок учится по программе Бунеева. Мне очень не нравится (жаль, что перевести нельзя ребенка на другую программу). Чтение просто шокирует. В 1 классе на страницах учебника мальчик, напоминающий Гарри Поттера, идиотские стихи (которые читать противно), страшные иллюстрации, сказки про каких-то гоблинов. Сейчас во 2 классе еще хлеще. Например, задали выучить былину (стр. 184), ее читать по ударениям невозможно, а тем более наизусть учить. А где Пушкин ("Белая береза"), Некрасов и другие наши любимые писатели? Зачем нашим детям Хоббит(пауки и мухи) стр. 102? Есть же советские писатели, зачем нам Туве Янссон (шляпа волшебника)?Ужасный стих Новеллы Матвеевой. Зачем они? Наша учительница на родительском собрании аж плачет, что эта программа нам досталась. Мы в шоке, что эти книги рекомендованы Министерством образования. Очень жаль наших детей. Спасибо вам сказать не за что. Страшно!
 9) 15.09.2008 14:21:37 Бунеева Е.В., автор учебника, г. Москва  
Уважаемый Валентин! Спасибо за вопросы. 1,2. Список опасных мест, о которых Вы спрашиваете, не что иное, как список опознавательных признаков (наиболее ярких примет) тех орфограмм, которые позже будут изучать второклассники. Как известно, знание орфографических правил отнюдь не порождает грамотное письмо. Для многих детей правила остаются «мертвыми». Почему? А потому что дети не видят при письме точек применения знакомых правил, то есть не замечают в словах те места, в которых можно допустить ошибку. Иначе – ученики не обладают орфографической зоркостью. Для того чтобы развить орфографическую зоркость, в учебник и введены опознавательные признаки. Еще не зная правила, ребенок, опираясь на примету, уже обращает внимание на орфограмму. Методика работы с опознавательными признаками орфограмм разработана в девяностые годы прошлого столетия одним из авторов непрерывного курса русского языка системы «Школа 2100». 3. Наличие звука [й’] перед гласными после согласных также является опознавательным признаком одного из изучаемых видов орфограммы – разделительных твердого и мягкого знаков. Орфографическая зоркость в этом случае проявляется в умении ученика услышать данный звук в названной позиции. Это умение, как, впрочем, и другие, начинает отрабатываться еще при изучении букваря. Благодарим за внимание. Авторы учебника.
 10) 17.09.2007 14:30:09 Черепова О. А., МОУ СОШ №1, учитель русского языка и литературы, Ставропольский край, Александровский район  
Этот учебник помогает учителю не только обеспечить функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктационную грамотность, но и формирует навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются не изолированно, а используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Авторы учебника решают одну из важных проблем преподавания русского языка - соотношения знания о языке и практического владения языком. Это неоспоримое достоинство данного учебника. В учебнике даны чёткие формулировки правил и их доступность для пятиклассников. Некоторые сложные темы, которые даются по традиционной программе в 8-9 кл., даются в 5 классе для ознакомления, что подготовит детей для восприятия этих трудных понятий в последующие годы и поможет усвоить их легче. Содержание учебника в общем не имеет недостатков. Едиственное замечание к оформлению орфограмм, они не вынесены на форзацы, что затрудняет работу по повторению орфограмм.
 11) 12.03.2008 19:19:49 Николаевская Елена Львовна, ККИДППО, доцент кафедры, учитель МОУ СОШ № 47, Краснодарский край, г. Краснодар  
Русский язык. 11 класс (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, З.И. Курцева, О.В. Чиндилова), изд. «Баласс»; образовательная система «Школа 2100»; серия «Свободный ум». Плюсы: • Завершение полной методической линии (1-11 класс) – единственная в непрерывная линия. • Ориентация на базовый и профильный уровни. • Подготовка к итоговой аттестации за курс средней школы. • Ориентация не только на предметные, но и на общеучебные умения. • Возможность самостоятельно обучаться по индивидуальному плану. • Межпредметная интеграция с учебниками литературы, риторики. • Система работа с текстом (разноаспектный анализ, сжатие, разворачивание) • Обучение вторичным жанрам (конспект, реферат и др.) Минусы: • отсутствие грифа • малые тиражи программ • отсутствие медиаверсии учебника.
 12) 12.03.2008 19:18:53 Николаевская Елена Львовна, ККИДППО, доцент кафедры, учитель МОУ СОШ № 47, Краснодарский край, г. Краснодар  
Русский язык. 9 класс (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Е.С. Барова, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва), изд. «Баласс»; образовательная система «Школа 2100»; серия «Свободный ум». П л ю с ы: • Завершает линию школы второй ступени (5-9 кл.). • Позволяет успешно подготовиться к аттестации за курс основной школы. • Имеет гриф, что немаловажно при аттестации ОУ и учителя. • Методическое пособие для учителя. Наиболее удачные фрагменты учебника: • Перевод прямой речи в косвенную (с. 16-17). • Обучение цитированию (с. 20-23). • Разнообразие видов диктантов. • Интересные тексты для упражнений.
 13) 08.03.2008 16:20:02 Методическое объединение учителей русского языка, СОШ № 141, Республика Татарстан, г. Казань  
Учителя среднего звена нашей школы давно ощутили необходимость решение задачи обеспечения целевого и содержательного единства учебной деятельности на всём протяжении процесса обучения. Способы решения данной задачи мы видим в следующем: - обеспечение единого подхода к обучению (единый орфографический режим в соответствии стандарту); - знание (взаимное) программы начальной школы и среднего звена по языку. Для этого изучена программа по русскому языку под редакцией Рустэма Николаевича Бунеева, причем с 1 по 9 класс. Импонирует логика простроения курса, лингвистическая грамотность, линейное изучение материала. Важно, что предметом изучения становится русский язык в его реальном функционировании. Изучены учебники. И ещё один из способов решения вышеозначенной задачи: - выполнение пропедевтических заданий (т.е. расширение границ начального образования на основе логичности и рациональности с учётом психолого-педагогических возможностей педагога и психологических особенностей детей). Что требует повышения уровня самообразования учителей и начальной школы, и среднего звена. Так как курс достаточно сложен и направлен в сторону углубления, НО полностью соответствует современному уровню образования и государственному стандарту по предмету «русский язык». Каковы наши дальнейшие действия? Во-первых, учителя среднего звена продолжают знакомиться с методологическими и технологическими особенностями педагогики развития, Во-вторых, продолжать работу по взаимодействию с кафедрой начального образования в плане преемственности. Так как всё это подчинено единой цели: научить учиться наших учеников, не развивать, а помогать развиваться самим. Спасибо авторам за данные учебники, которые помогают обеспечить непрерывность процесса обучения.
 14) 02.03.2008 18:45:01 Санталова Инна Аркадьевна, МОУ СОШ № 196, учитель, Томская обл., г. Северск  
Хочу выразить от себя лично и своих коллег, работающих по учебникам образовательной программы "ШКОЛА 2100", огромную благодарность авторскому коллективу во главе с Р.Н. Бунеевым за серию учебников по русскому языку. Учебники отличаются от традиционных своим подходом к обучению, стремлением заинтересовать ребенка, развивают творческое мышление, интеллект, воспитывают активную творческую личность. Рабочие тетради реализуют принцип психологической комфортности, стимулирующий творческую активность. Учащиеся учатся самостоятельно ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения, понимают и воспроизводят научную информацию, успешно применяют знания на практике. Учебники интересны, охватывают все направления работы по русскому языку. ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
 15) 02.03.2008 6:34:55 Степанов Николай Михайлович, МОУ СОШ №5, учитель, Томская обл., г. Стрежевой  
"Бунеевские" учебники русского языка написаны в лучших традициях (имею в виду прежде всего учебники Т.В. Ладыженской, М.Т. Баранова), обеспечивают орфографическую грамотность, но они современны: хорошо структурированы, ничего лишнего, учат учиться.
 16) 21.02.2008 17:23:10 Методическое объединение учителей русского языка и литературы, МОУ СОШ №8, Ямало-Ненецкий АО, г. Лабытнанги  
Всем, кто работает по этим учебникам (а в нашей школе почти все перешли на ОС "Школа 2100"), очень нравится подборка дидактического материала: сложные, развивающие, познавательные, не "примитивные" тексты. Чтобы вникнуть в содержание, пятиклассникам вначале приходится попотеть, но зато к классу этак седьмому... Брала для работы эти же тексты в 7 (традиционном) классе - очень тяжело воспринимаются.
 17) 28.09.2007 12:00:23 Петрова О.В., Школа-гимназия №104, директор, Челябинская обл., г. Челябинск  
Мы, учителя школы-гимназии № 104 г. Челябинска, все 12 классов работаем по развивающей системе "Школа 2100". Мы благодарны авторам учебников за такие содержательные, интересные учебники по каждому предмету. Они интересны учащимся, так как есть занимательный, познавательный материалы, а также возможность поработать самостоятельно, исследовать учебный материал. Особенно высоко ценим рабочие тетради, они есть по каждому предмету, помогают организовать практические и самостоятельные работы, а также контролировать знания учащихся. Работаем по данным программам и учебникам 10 лет. Ценно то, что авторы постоянно обновляют учебный материал, исходя из запросов времени и развития ребенка в определенный период. Спасибо огромное.
 18) 19.09.2007 5:34:21 Федорюк Лидия Владимировна, МОУ СОШ №31, учитель, методист ММЦ, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре  Победитель 2006 года
Хочу отметить, что материал учебника обеспечивает все направления работы по развитию речи: развитие орфоэпических навыков, умения говорить и читать; работа по количественному и качественному обогащению словарного запаса учащихся; на развитие и совершенствование грамматического строя речи детей. Тексты заданий подобраны удачно (и из истории языка, и о писателях, и об исторических местах).
 19) 09.09.2008 20:03:04 Рыбаков Валентин Анатольевич, Родитель ученика 2 класса, г. Санкт-Петербург  
Не будучи большим специалистом в области образовательных методик, открыв сегодня учебник русского языка для 2 класса, был несколько смущён способом подачи информации на стр. 9 "Опасные места русского языка, а именно: 1. Непонятен принцип, по которому отбирались в один блок "опасные места" (как-то все в кучу, извините). 2. "Место после ж, ш..." и "Место после мягкого согласного" - режет слух слово "место", предполагаю, что должно быть слово "буква", и почему тут же не указано простое и запоминающееся правило - "жи-ши пиши с и"? 3. "Обозначение звука [й'] перед гласными и после согласных - отъезд, вьюга" - где же тут обозначение й? Наоборот, отсутствие обозначения слышимого звука й буквой. Спасибо за внимание!
 302.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Под ред. Леонтьева А.А. Русский язык. 6 кл. [Баласс]
Образовательная система «Школа 2100» под ред. Леонтьева А.А. Авторская линия учебников русского языка для средней школы продолжает линию учебников русского языка для начальной школы. Учебники соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. В представленную линию также входят учебники русского языка для 8 и 10 классов. Программа по русскому языку для основной школы (5-9 классы), методические рекомендации, самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. Сборники диктантов по русскому языку для 5-7 кл. и 8-9 кл., тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ по русскому языку. Для развития коммуникативных умений учащихся в комплект входит завершенная линия учебников под ред. Т.А. Ладыженской: «Школьная риторика» 5,6,7,8, 9 кл., «Риторика» 10, 11 кл., методические рекомендации
 20) 26.02.2008 18:54:45 Байкалова Татьяна Петровна, МОУ СОШ №4 "ЦОНО", учитель русского языка и литературы, Кемеровская обл., г.Новокузнецк  
Работаю по учебникам "Русский язык" и "Литература" второй год, начиная с 5 класса. Меня, учителя с 25-летним стажем, многое устраивает в созданных замечательными авторами учебниках. Начну с содержательной составляющей. Учебник "Шаг за горизонт" (5 класс) предлагает для изучения поизведения с учётом возрастных особенностей детей (это жажда открытий, путешествий, приключений). Каждый литературный текст сопровождается заданиями, которые и показывают путь анализа произведения. Замечательная (обучающая!) "Рабочая тетрадь" к учебнику даёт возможность "покопаться" в тексте, самому попробовать писать. "Скучная" теория литературы оживает. Учебник литературы для 6 класса уникален в том, что авторы как будто видят, как ученик повзрослел за лето, и доверяют ему читать мистические (страшные!) произведения. Дети делают открытие: как сложен мир, как много в нём необъяснимого... В 6 классе ученики делают первые шаги, пытаясь разбираться в психологизме русской литературы (Пушкин, Тургенев, Чехов). Равнодушных на уроках практически нет. Учебники русского языка не дают знания в готовом виде. Задания подводят учащихся к "открытию" правил, закономерностей. Задания интересны, "живые", помогают развивать языковое чутьё, формируют культуру речи. Нравится, когда есть задания - "ловушки". Хочу обратить внимание и на методическую составляющую учебников. Задания в параграфе избыточные, что позволяет делать их разноуровневыми, дифференцированными.Есть и психологическая составляющая учебников русского языка и литературы: они комфортные, ориентированные на личность. Спасибо!
 21) 14.09.2007 15:06:39 Попова Н. Н., МОУ, Ставропольский край  
Наконец-таки появились учебники русского языка, которые учат ребят мыслить самостоятельно, делать собственные открытия, развивают логическое мышление. Огромная благодарность авторам учебника за кропотливый труд по подбору материалов к урокам. Это очень большая помощь учителю.
 22) 14.09.2007 15:27:51 Федорюк Лидия Владимировна, МОУ СОШ №31, учитель, методист ММЦ, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре  Победитель 2006 года
Я также хочу выразить благодарность авторам еще раз. Было очень приятно встретиться с Бунеевым Р.Н., который побывал в позапрошлом году в нашем городе. Великолепный, разносторонний материал упражнений. Учитель вполне может обойтись без дидактического материала. А какое он носит воспитательное значение!!! Огромное спасибо.
 23) 19.09.2007 17:50:56 Стадник Л.Н., МОУ СОШ №8, учитель, Ямало-Ненецкий АО, г. Лабытнанги  победитель конкурса ПНПО 2006 г.
Полностью согласна с предыдущими высказываниями, тем более, что неоднократное прохождение курсов в Москве, где лекции и семинары проводили лично Е.В. Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, позволяют использовать материал учебников в полном объеме, отличным подспорьем в работе являются самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. А методические рекомендации к учебникам дают возможность свести к минимуму время на подготовку к урокам. Большое спасибо за это авторам учебников от всего методического объединения учителей русского языка и литературы МОУ СОШ №8 г.Лабытнанги! Замечание от моих шестиклассников: в учебнике нет памяток, пользоваться которыми они привыкли в прошлом году.
 24) 08.03.2012 9:44:28 Ратовская Е. Г., мама пятиклассника, ИрГТУ, Иркутская обл., г. Иркутск  
Учебник по русcкому 5 класс, стр. 7. Стихотворение Бунина, начинающееся словами "Молчат гробницы, мумии и кости - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы на мировом погосте Звучат лишь письмена." ЭТО ДЛЯ 5 КЛАССА? Больше ничего не нашлось. А отрывок из рассказа Джека Лондона "Любовь к жизни". Он, видимо, должен чему-то учить, хотя для пятиклассника это неинтересное, нудное и мрачное произведение. Любви к чтению явно не прибавляющее. Еще мы изучаем "Убийство на улице Морг" Эдгара По. У По есть и другие хорошие произведения. Учителя видят содержание этих учебников со своей колокольни, родители видят "чудоэффект". Я знаю очень мало детей, с которыми родители подолгу не сидят над домашкой. Почему при советской власти почти все дети делали домашнюю работу без родителей и делали быстро? И что сейчас за программа? Ведь дети не стали глупее.
 25) 18.02.2008 22:24:42 Шмындина Екатерина Васильевна, МОУ СОШ №15, учитель русского языка, Республика Татарстан, город Зеленодольск  
Я работаю по учебникам Образовательной системы "Школа 2100" второй год. Сказать, что мне нравиться - это ничего не сказать! Учебники прекрасные. Это реальная помощь как учителю, так и ученику. Прекрасно организовано повторение в начале года. По этим таблицам я занимаюсь даже с учащимися старших классов, которые что-то забыли. Интересная подборка текстов позволяет поговорить с детьми о каких-то нравственных категориях, которые сейчас не в чести. Рустем Николаевич говорил на курсах о том, что создавал учебники для своих детей, и это позволило нашим детям учиться по замечательным учебникам, которые прежде всего современны! Спасибо всему коллективу авторов за труд и желание хоть что-то изменить в нашем образовании!!!
 26) 01.02.2013 15:45:57 Колбасова Е.А., УФССП, Краснодарскай край  
Я была в шоке, когда с сыном прочитала бред под названием "Напуганные медведь и волки". У кого язык повернулся назвать это русской народной сказкой. Согласна с выражением, что из детей делают дураков, а из родителей психов. И как вообще учителя могут восторгаться этим бредом под названием "Школа 2100", вывод напрашивается сам собой.
 27) 20.02.2008 12:26:59 Луканова Надежда Михайловна, МОУ СОШ № 10 г. Нижнекамск, учитель, Республика Татарстан, г. Нижнекамск  
Учебники русского языка ОС "Школа 2100" - самые логически правильные, именно по этм учебникам можно научить наших детей сознательно изучать русский (очень трудный) язык. Наконец-то есть учебники, которые учат правильно писать, говорить, рассуждать и, саме главное, знать, для чего тебе это надо. Как логически правильно построен материал! Конечно же, причастие нужно изучать именно после прилагательного, а деепричастие - после наречия. Теперь дети легко понимают, почему причастие и деепричастие - особая форма глагола. Очень нравится мне то, что все правила закрепляются именно в тесте, в этом очень помогают тетради для самостоятельных и проверочных работ, они удобны и детям, и учителю. Еще один важный момент. Из начальной школы дети приходят в среднее звено (в 5 класс) и учителя понимают, что их не надо переучивать делать разборы, выделять члены предложения и т.д., потому что есть преемственность начального и среднего звена, причем преемственность настоящая. Как же это важно! Удачи вам, дорогие коллеги! Пока в образовании есть такие люди, как Бунеев, Р.Н., Бунеева Е.В. и весь авторский коллектив ОС "Школа 2100", российское образование будет идти вперед!
 28) 12.02.2012 11:42:58 Бабкова, лицей №74 учитель начальных классов., Омская обл., г. Омск  
Вы меня бесите!
 29) 17.11.2011 20:54:53 Рожнева Ю.В., родитель, Омская обл., г. Омск  
Ужасные учебники!!! За второй класс по литературному чтению. Это не литературное чтение, а чтение комиксов с жаргонными выражениями... Цитата стр.106(автор уч.Бунеев,Бунеева): "Они долго спорили и наконец решили выслать двух разведчиков - пусть подползут поближе к огням и постараются что-нибудь выяснить. Но тут опять вышла заминка: никому не улыбалось заблудиться и навсегда потерять своих товарищей. Под конец голод ..." Привеу массу примеров из этого произведения и из других тоже в этом же учебнике. Из детей делают дураков, из родителей психов. СПАСИБО за ТАКИЕ "учебники" БУНЕЕВУ и БУНЕЕВОЙ.
 30) 18.08.2009 20:35:32 Иванова Ю.А., родитель, Калужская обл.  
Я со своим старшим сыном исправно вытерпела "Школу 2100" в начальных классах, перешел в 5-й, думаю, - все, слава Богу, никаких Бунеевых и прочих товарищей. Но, ужас! В 5-м все продолжилось, теперь 6-й, а у младшей в 4-м, и все таже программа. Родители, главное - нам всем терпения, особенно, когда надо выучивать страницы шизофренических стихов и читать такие же сказки. Но, я заметила одну особенность, дети, которые учатся по программе, предложенной в "Школе 2100", отличаются от детей, которые учатся по Моро, Разумовским и так далее. Более самостоятельные, способны думать и мыслить логически и нестандартно, сами начинают работать, не дожидаясь, когда дадут команду. Может, коряво пишу (не учитель русского), но кто учится по этой программе тот поймет. С другой стороны, очень жалко детей, которые не тянут, потому что программа скачет очень быстро, сегодня узнали новое, дома закрепили материал, завтра контрольная, и сразу же новая тема. Если кто не понял, тот и не поймет. И очень большие объемы работы в домашних заданиях.
 31) 13.02.2009 20:13:19 Евсюков Александр, родитель, Липецкая обл., г. Липецк  
Да, кстати. Ефремова Любовь Романовна в отзыве выше, не верю своим глазам, учитель русского языка в своем восторженном отзыве делает грубую грамматическую ошибку ("сказать, что мне нравиться - это ничего не сказать!"). На описку не похоже. Похоже на безграмотность. На Вашем месте надо бы сделать харакири...
 32) 13.02.2009 19:01:23 Евсюков Александр, родитель, Липецкая обл., г. Липецк  
Полностью поддерживаю Lynx_mobile, родителя из Свердловской обл., г. Екатеринбург. Только что разбирал со своей дочкой (второклассницей) бред под названием "русская сказка "Напуганные медведь и волки". Авторы - Бунеевы. Может, эта сказка и имеет какую-то этническую ценность. Она была однажды рассказана в 19 веке собирателю сказок, по-моему, Афанасьеву. Но почитайте, не поленитесь - это же бред полоумной старухи. В этой "сказке" ничего нет от привычных нам русских сказок, о том, как добро побеждает зло. Это ж надо так ненавидеть детей, чтобы этот бред выдавать за русские сказки. Да еще разбирать ее на части и озаглавливать. Так вот, одна из глав этой сказки у нас с дочкой получилась такой: "Волки, обвинив кота, козла и барана, что они не русские, решили их съесть". А чего стоят описания, я бы сказал, смакования сцен насилия в этом опусе. После урока дочь подтвердила, что все ученики обратили на это внимание и дружно заявляли, что кот, козел и баран - не русские. Я в шоке! Это ж надо додуматься такую пропаганду насилия, предательства, национализма и тупости, наконец, давать разбирать второклассникам, а Министерству образования рекомендовать. Теперь объясняю ребенку, что эти дядя с тетей, которые учебник написали, просто не любят детей...
 33) 29.10.2008 21:14:39 Lynx_mobile, родитель, Свердловская обл., г. Екатеринбург  
Учебники по программе "Школа 2100" для второго класса - бред полный. Кого вы хвалите? Вот отзывы родителей на статью "Толкинутый Дыйканбай". 1) "Ирина, вы правы как никогда. Учим уроки с второкласницей дочерью и с каждым днем больше и больше убеждаемся, что ничего не понимаем в вопросах, целях, задачах этих учебников. Образовательный процесс состоит из каких-то обрывков, отрезков, которые нельзя ни приклеить, ни приставить к размышлению маленького человечка. Некоторые вопросы ставят в тупик взрослого с высшим гуманитарным образованием (пример: "Тетрадь по литературному чтению", авторы Бунеевы Р.Н. и Е.В., стр. 19, задание 4. Какие мысли автора ты сумел "прочитать между строк" (имеется в виду отрывок из сказки про Буратино)? Какой ответ должен дать 8-летний ребенок на это задание? Тупят родители, рыдает и дико ненавидит маленький несостоявшися читатель, который просто не понимает, что и где он должен был отыскать. Вся образовательная система 2100 построена не на обучение ребенка в школе и закрепление знаний при выполнение домашнего задания, а на страданиях ученика над тетрадями с невооброзимо идиотскими заданиями. Взрослый обязательно сидит рядом с ребенком и переводит всю эту чушь на понятную ребенку логику. Иногда даже у меня не хватает фантазии объяснить чаду, о чем идет речь и как делать то или иное задание. Это еще у нас есть время сесть и заниматься с ребенком, а если бы это делала она сама? Так что же, я продолжаю получать образование и попутно исправляю все корявости учебных пособий. Вечером вместе с ребенком беремся за учебники и начинаем учиться по-новому с многочисленными переводами с тарабаского на общепонятные примеры. Кстати, о Толкиене... Только дико ненавидящему человечество автору пришло бы в голову вставить отрывок о Бильбо со сценой убийства. Зачем??? Мало того, что это произведение не подходит большинству детей этого возраста, так и отрывок, вырванный из текста без начала и конца, ничего вразумительного не несет. Это точно необходимо читать 8-леткам? У меня дочь запиналась на каждом имени и кое-как домучила текст до конца. Пересказ прочитанного был жуткий. Думаю, что после этого моя дочь точно не возьмет в руки эту книгу. И что доказали всем этим авторы? Думаю, что придется мне вести параллельное образование ребенку по старым моим учебникам. Я очень боюсь, что "продвинутая" программа 2100 с такими учебными пособиями выйдет боком целому, плохо обученнуму поколению. Наташа К." 2) "Программа "Школа - 2100". Желание выбросить учебники по литературному чтению и по английскому языку. И то и другое - отстой полный. Литературное чтение - набор неудобоваримых, трудно произносимых и невзаимосвязанных кусков; Английский... нет слов... отсутсвие в учебнике информации. Это не учебник... просто книжка с картинками... к которой учитель дает пояснения... Эти пояснения появляются только в тетради ученика и никак и нигде больше не повторяются... Как должен родитель учить английский с ребенком - непонятно... Верните нормальные буквари и детские книжки!"
 34) 28.02.2008 21:59:35 Ефремова Любовь Романовна, МОУ СОШ №12, учитель, Ямало-Ненецкий АО, г. Ноябрьск  
По программе "Школа 2100" я начала работать в 2000 году. И как говорил уже один из предыдущих авторов, что "сказать, что мне нравиться - это ничего не сказать!" Здорово! Я считаю, что лучших учебников по литературе и русскому языку для средней школы нет! На уроках русского языка я ничего не даю в готовом виде, ученики открывают знания сами. Самое главное, что в учебнике предусмотрены для этого специальные задания и упражнения. А учебники литературы! Их даже учебниками сложно назвать. Это же сборники лучших произведений лучших авторов. От себя, от моих учеников и их родителей огромное спасибо всему авторскому коллективу, создавшему такие замечательные учебники!
 303.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Под ред. Леонтьева А.А. Русский язык. 7 кл. [Баласс]
Образовательная система «Школа 2100» под ред. Леонтьева А.А. Авторская линия учебников русского языка для средней школы продолжает линию учебников русского языка для начальной школы. Учебники соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. В представленную линию также входят учебники русского языка для 8 и 10 классов. Программа по русскому языку для основной школы (5-9 классы), методические рекомендации, самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. Сборники диктантов по русскому языку для 5-7 кл. и 8-9 кл., тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ по русскому языку. Для развития коммуникативных умений учащихся в комплект входит завершенная линия учебников под ред. Т.А. Ладыженской: «Школьная риторика» 5,6,7,8, 9 кл., «Риторика» 10, 11 кл., методические рекомендации
 35) 26.02.2008 23:02:55 Николаевская Елена Львовна, ККИДППО, доцент кафедры, учитель МОУ СОШ № 47, Краснодарский край, г. Краснодар  
Риторику в школе преподаю с 1994 года. Сначала только по программе Т.А. Ладыженской, затем и по учебникам. И программа, и учебники построены с уважением к учителю. Учитель, работающий по этим материалам, не скован жёсткими рекомендациями, постепенно формирует и сохраняет индивидуальный стиль преподавания. Программа, имеющая вертикальную и горизонтальную линии, позволяет учителю успешно реализовать задачи предмета. Отбирать различные приёмы и способы представления учебного материала. Авторы учебников риторики показывают множество путей для преподавания, те «кирпичики», из которых складывается урок. Ребятам 5-го класса очень нравятся дыхательные и пластические упражнения, речевые разминки, стихи и песенки, которые предлагает им учебник риторики. Вместе с тем на страницах учебника много серьёзных заданий, которые знакомят школьников с такими сложными вторичными жанрами, как аннотация, рецензия, конспект и другие. Знакомство с этими жанрами невозможно без серьёзного вдумчивого чтения. Этому посвящены учебники 7 и 8 класса. Воспитание читателя – задача, которую помогают решить программа и учебники риторики. Овладение различными видами чтения, особенно изучающим многократным чтением – междисциплинарная проблема, без решения которой невозможно качественное обучение всем без исключения школьным предметам. В этом ярко проявляется междпредметный статус предмета «Риторика». Учебники 9 класса и созданные для школы третьей ступени (10-11 классы) не только готовят школьников к итоговой аттестации, так как направлены на комплексное обучение всем видам речевой деятельности (слушанию, чтению, говорению и письму), но и побуждают к непрерывному образованию, личностному росту, повышению речевой и общей культуры. Примеры из истории риторики, речевые образцы, данные на страницах учебника, примеры из самых разных сфер (кино, театр, живопись, музыка, история культуры нашего и других народов) заставляют сопереживать, задумываться, сравнивать, самостоятельно делать вывод, а значит – развиваться. Е. Л. Николаевская, доцент кафедры гуманитарного и эстетического образования ККИДППО, учитель МОУ СОШ№ 47 г. Краснодара.
 36) 10.03.2008 13:03:48 Методическое объединение учителей русского языка и литературы, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №64» г.Чебоксары, Чувашская Республика  
Прекрасно составлены учебники по русскому языку для 5,6-х классов. Упражнения разнообразные. Задания требуют вдумчивости, самостоятельного анализа. Нравится то, что уделяется внимание типичным речевым ошибкам. Учебник по русскому языку для 7-го класса требует дополнительных упражнений к изученным темам. Необходимо усложнить и разнообразить задания. В учебнике 5-го класса нужны репродукции картин, по которым ученики пишут сочинение.
 37) 20.09.2007 13:09:46 Глушко В.А., МОУ СОШ №8, учитель русского языка и литературы, , Ставропольский край, Красногвардейский район  
Учебник русского языка очень нравится ребятам, учит логически мыслить. Чувствуется недостаток методической литературы по данному УМК. Было бы очень приятно встретиться с Бунеевым Р.Н.
 304.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Барова Е.С., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Под ред. Леонтьева А.А. Русский язык. 9 кл. [Баласс]
Образовательная система «Школа 2100» под ред. Леонтьева А.А. Авторская линия учебников русского языка для средней школы продолжает линию учебников русского языка для начальной школы. Учебники соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. В представленную линию также входят учебники русского языка для 8 и 10 классов. Программа по русскому языку для основной школы (5-9 классы), методические рекомендации, самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. Сборники диктантов по русскому языку для 5-7 кл. и 8-9 кл., тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ по русскому языку. Для развития коммуникативных умений учащихся в комплект входит завершенная линия учебников под ред. Т.А. Ладыженской: «Школьная риторика» 5,6,7,8, 9 кл., «Риторика» 10, 11 кл., методические рекомендации
 38) 28.09.2007 10:04:27 Васильева Е.В., СОШ №820, учитель русского языка и литературы, г. Москва  
Отзыв об учебнике «Русский язык 9 кл.» Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Барова Е.С., Комисарова Л.Ю., Текучева И.В. Под ред. Леонтьева А.А. Издательство «Баласс», 2005 г.(N304 в Федеральном списке). Образовательная система «Школа 2100» создала интересные и полезные учебники по русскому языку и литературе, не забыв при этом о методических пособиях к ним и рабочих тетрадях по русскому языку. Р.Н. Бунеев и И.В. Бунеева в своих учебниках по литературе умело сочетают произведения русских и зарубежных писателей, поэзию и прозу, теоретические понятия и художественный текст. С помощью их учебников удаётся пробудить у ребёнка глубокий интерес к книге, воспитать серьёзного читателя, что в наше время особенно актуально. Учебники русского языка Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой и их соавторов отличаются серьёзной теоретической базой, прекрасным подбором упражнений, текстов для диктантов разных типов и строгой логикой построения: от наблюдения к осмыслению, выработке навыков и закреплению материала.
 39) 28.09.2007 20:25:02 Воронова Е.Н., ГОУ СОШ №820, г. Москва  
В учебниках образовательной системы "Школа 2100" подкупает серьёзность научной базы, методическая выстроенность материала внутри каждого параграфа, дифференциация материала для обычных и профильных классов. Понравилось разнообразие упражнений по развитию связной речи (и письменных, и устных). Очень хорошо, что есть и методички к учебникам, и рабочие тетради, и сборники контрольных и самостоятельных работ, и дидактический материал - это значительно облегчает работу учителя.
 40) 04.03.2008 5:53:28 Королёва Людмила Григорьевна, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., г. Куйбышев  победитель конкурса ПНПО 2007 г.
Пройдя полный курс русского языка 1-9, не могу представить, как можно вернуться к традиционной методике. Моим ученикам в ходе психологического анккетирования был задан вопрос: "Понятно ли вам объяснение учителя на уроке русского языка?". Дети искренне удивились: нам не объясняют, мы сами узнаём новое. Детям учебник нравится. Это книга не только для учеников, но и для учителя. Учебник умный. Логика во всём: в новом порядке подачи тем, во включении материала в тему, в структуре параграфа, в продуманности домащнего задания. Есть вопросы и проблемы, касающиеся переизданного учебника для пятого класса (первое издание более полное, отличающееся многообразием заданий и текстов упражнений).
 41) 12.03.2008 19:20:28 Николаевская Елена Львовна, ККИДППО, доцент кафедры, учитель МОУ СОШ № 47, Краснодарский край, г. Краснодар  
Русский язык. 9 класс (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Е.С. Барова, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва), изд. «Баласс»; образовательная система «Школа 2100»; серия «Свободный ум». П л ю с ы: • Завершает линию школы второй ступени (5-9 кл.) • Позволяет успешно подготовиться к аттестации за курс основной школы. • Имеет гриф, что немаловажно при аттестации ОУ и учителя. • Методическое пособие для учителя. Наиболее удачные фрагменты учебника: • Перевод прямой речи в косвенную (с.16-17). • Обучение цитированию (с.20-23). • Разнообразие видов диктантов. • Интересные тексты для упражнений.
 42) 14.06.2010 10:58:06 Олешко Ю.Е., АлтГПА, магистрант, Алтайский край, г. Барнаул  
Русский язык. 8 класс (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Е.С. Барова, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва), изд. «Баласс»; образовательная система «Школа 2100»; серия «Свободный ум». Учебник направлен на всестороннее лингвистическое развитие. Различные виды упражнений способствуют совершенствованию всех видов речевой деятельности (чтение, говорение, письмо). Тексты упражнений знакомят с выдающимися лингвистами. Несомненным плюсом является ярко выраженный принцип системности. Представлены задания на заполнение схем и таблиц, систематизирующие знания, полученные в предыдущих классах. Также используются задания на заполнение схем и таблиц собственными примерами, что способствует развитию лингвистического мышления. Теоретический материал представлен в виде правил в доступной форме. Если анализировать с позиции подготовки к ГИА, то можно обнаружить ряд недочетов. В частности нет заданий на разграничение односоставных предложений (только отдельные упражнения на каждый вид), хотя в ГИА такие задания предлагаются довольно часто. Не хватает заданий на комплексный анализ текста (аналогично части "В" ГИА), как, например, в учебнике С.И. Львовой. В целом учебник достаточно традиционен и может успешно использоваться в преподавании русского языка в 8 классе


При цитировании материалов ссылка на данный ресурс обязательна.
© ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика".
Тел.: (499) 155-87-30