Отзывы открытого форума по обсуждению учебников федеральных перечней
Категория авторов отзывов: [ все ]
Отзывов: 103
17.10.2017 23:30:16
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2008/2009 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 13.12.2007 № 349 (Приложение 1)

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Русский язык

 325.Разумовская М.М. и др. Русский язык. 5 кл. [ДРОФА]
 1) 14.04.2009 12:20:05 Аюшиева Альбина Гомбоевна, МОУ "Алханайская средняя школа", учитель русского языка и литературы классов, Забайкальский край, с. Алханай  
Материал учебника подобран очень доступно, понятно. Все задания и упражнения соответствуют требованиям стандарта. Хотелось бы, чтобы рабочая тетрадь выпускалась в большом количестве.
 2) 06.03.2009 4:41:45 Аюрова Баира Дамдиновна, ЧСШ, учитель русского языка, Забайкальский край, Агинский округ, Дульдургинский район, с. Чиндалей  
Учебник подходит для национальных школ тем, что материал направлен на развитие речевых, коммуникативных навыков.
 327.Разумовская М.М. и др. Русский язык. 7 кл. [ДРОФА]
 3) 14.04.2009 12:21:56 Аюшиева Альбина Гомбоевна, МОУ "Алханайская средняя школа", учитель русского языка и литературы классов, Забайкальский край, с. Алханай  
Материал подобран доступно и понятно, развивает речевые и коммуникативные компетенции.
 329.Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 9 кл. [ДРОФА]
 4) 14.04.2009 12:17:53 Аюшиева Альбина Гомбоевна, МОУ "Алханайская средняя школа", учитель русского языка и литературы классов, Забайкальский край, с. Алханай  
Все задания, упражнения соответствуют требованиям стандарта. Раздел "Речь" представлен в доступном виде.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2007/2008 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 14.12.2006 № 321 (Приложение 1)

Раздел II. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 319.Разумовская М.М. и др. Русский язык. 5 кл. [ДРОФА]
Завершенная линия Разумовской М.М., Леканта П.А. Программа, методические рекомендации, поурочное планирование, тесты, рабочие тетради (5 – 7 кл.), тетради для оценки качества знаний (5 – 7 кл.), CD-ROM (5 и 6 кл.)
 5) 04.04.2008 7:48:35 Липкина Елена Валерьевна, МОУ СОШ с.Быстровка, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., Искитимский район, с. Быстровка  
Учебник предназначен для сильных учащихся, в слабом классе работать тяжело. Уроки развития речи мне нравятся.
 6) 18.12.2007 13:37:40 Скрипниченко Н.Ю., Нурахметова К.Б., МОУ-Теренгульская СОШ, учителя русского языка и литературы высшей и второй категорий, Новосибирская обл., Баганский район , п.Теренгуль  
Этот учебник привлекает речевой направленностью. Раздел "Речь" позволяет в системе овладевать речевой деятельностью поэтапно. Прекрасны тексты в упражнениях о языке, выдающихся лингвистах. Учит видеть выразительные средства языка и пользоваться ими при создании текста. Упражнения типа ЗСП учат вдумываться в состав слова при правописании. Хорошо, что есть портреты лингвистов, цветные вкладки к ур. развития речи, небольшие по объёму словари, которые включают наиболее часто употребляемые в устной и письменной речи слова.
 7) 24.12.2007 14:08:55 Рыбкина Наталия Ивановна, МОУ-СОШ №2 , заместитель директора по НМР, Красноярский край, ЗАТО пос. Солнечный  
Абсолютно не согласна, что учебник под. ред. Разумовской М.М. только для сильных классов. Работаю с этим учебником и в слабом и в сильном классе, могу сказать, что результативность работы выше, чем по другим учебникам. В данном учебном пособии представлена СИСТЕМА работы. Считаю, что он готовит к ЕГЭ, как никакой другой учебник. Теоретический материал зачастую представлен здесь в виде схем, практические задания включают в себя работу с текстом. Сначала меня и моих коллег настораживала работа с ЗСП, но со временем мы убедились в её эффективности. Системно представлен материал, связанный с развитием речи. Согласна, что причастие нужно изучать раньше, в 6 классе, как это делается в этом пособии. Мне кажется, что у этого учебника больше плюсов, чем минусов.
 8) 08.02.2008 9:31:44 Алёшина М.А., МОУ Орловская СОШ, учитель русского языка и черчения, Новосибирская обл., Купинский район, д. Орловка  
Учебники для 5 и 6 классов нравятся. Упражнения разнообразны по уровню сложности, интересны и полезны лингвистические тексты. Особенно хочу отметить материал по развитию речи. В учебниках удобно систематизирован материал. Не согласна, что учебник только для "сильных" учащихся, вполне успешно занимаются и те, которых не относят к этой категории. Считаю, что этот учебник позволяет подходить к изучению предмета творчески.
 9) 12.02.2008 12:46:25 Брауэр Татьяна Викторовна, ЧСОШ №1, родитель ученика 5 кл., Новосибирская обл., Чановский район, р.п. Чаны 1  
Русский язык в 5 классе под редакцией М. Разумовской мне нравится тем, что в этом учебнике усилена речевая направленность в подаче программного материала. Материал интересен, но сложноватый. Главный бухгалтер РУС
 10) 18.02.2008 7:22:46 Соловьева Александра Федоровна, МОУ Верх-Красноярская СОШ, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., Северный район  
Материал учебника М.М. Разумовской рассчитан на сильных учеников. Мало упражнений на выработку практической грамотности.
 11) 19.02.2008 9:12:57 Трусова Галина Ивановна, МОУ СОШ № 3 Карасукского района, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., г. Карасук  
Учебник насыщен разными видами упражнений, материал по развитию речи соответствует возрасту детей, учебник снабжен хорошим справочным материалом.
 12) 20.02.2008 10:03:04 Костенко Мария Сергеевна, МОУ Воробьевская СОШ, учитель, Новосибирская обл., Венгеровский район, с. Воробьево  
Мне нравится, что в учебнике для 5 класса усиливается речевая направленность в подаче программного материала, из темы в тему проводится ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности.
 13) 21.02.2008 7:50:46 Ибрагимова Венера Саидовна, Отреченская СОШ, ученица 9 класса, Новосибирская обл., Чановский район  
Учебник Разумовской доступен для учеников. Материал в учебнике легко усваивается. Много интересного материала.
 14) 14.12.2007 20:54:08 Гильц Людмила Эриховна, МОУ Мироновская средняя общеобразовательная школа . Учитель русского языка и литературы высшей категории, Новосибирская обл., Баганский район, с. Мироновка  победитель конкурса ПНПО 2007 г.
Данный учебник хорош тем, что разработана система упражнений по развитию речи в соответствии с красочными репродукциями картин, помещённых в нём.
 15) 02.04.2008 7:35:18 Щетинкина О.А., МОУ Малокрасноярская ООШ, воспитатель ГПД, Новосибирская обл., Кыштовский район, с. Малокрасноярка  
Упражнения содержат сложные задания, не всем детям доступны для самостоятельной работы. У детей теряется интерес к предмету.
 16) 11.02.2008 11:54:17 Цыганкова Нина Александровна, МОУ Лукошинская СОШ, учитель русского языка, Новосибирская обл., Купинский район, с. Лукошино  
Учебник хорош наличием лингвистических текстов, текстов об ученых лингвистах, что способствует формированию и развитию интересов к урокам русского языка, к самой науке. Но отсутствие графического обозначения орфограмм и пунктограмм, их систематизации затрудняет организацию повторения. Учебник интересный, но сложный.
 17) 03.06.2008 10:15:58 Бочкарева Ольга ивановна, МОУ "Елатомская СОШ", учитель русского языка и литературы, Оренбургская обл., Бугурусланский район, с. Елатомка  
Работаю по учебнику М.М. Разумовской с 2000 года. Хорошо построена словарная работа (ЗСП), высокий уровень раздела "Фонетика". Учебник 10-11 кл. необходимо доработать.
 18) 07.03.2009 6:40:27 Игумнова Наталья Консантиновна,, МОУ "Кусочинская СОШ", учитель русского языка и литературы, Забайкальский край, Могойтуйский район, с. Кусоча  
В линии учебников Разумовской М.М. обеспечивается принцип преемственности, углубление имеющихся сведений и навыков, закрепление ранее изученного и осмысление практической (речевой) значимости полученных знаний о языке. В целом автором решается главная задача обучения - коммуникативность речи.
 19) 10.03.2012 16:41:30 Смоляренко Наталья Владиславовна, Родитель, г. Москва  
Считаю, что учебник предназначен для специализированных языковых школ или классов. Много теоретического материала, оторванного от реальной жизни. Домашние задания делаем всей семьей, часто приходится прибегать к помощи интернета. Уверена, что например, значения различных приставок и суффиксов не знают большинство учителей русского языка. Грамотность падает!
 20) 21.07.2007 16:35:23 Лерман А.С., гуманитарная гимназия № 1507, учитель, г. Москва, ЮЗАО  
Нет упражнений на выработку практической грамотности.
 21) 22.02.2008 9:04:29 Гостева Елена Васильевна, МОУ Отреченская СОШ, ст. вожатая, родитель, Новосибирская обл., Чановский район, с. Отреченское  
Большой плюс этого учебника в том, что большинство заданий направлено на самостоятельное изучение и закрепление теоретического материала. Мой ребёнок с удовольствием работает с этим учебником.
 22) 26.09.2007 11:31:13 Бочкарёва С.В., учитель МОУ СОШ имени М.И. Калинина, Оренбургская обл., г. Бугуруслан  
Мало разноуровневых заданий, материал сложен.
 23) 14.09.2007 8:34:43 МО учителей Майминского района, учителя русского языка, Республика Алтай, Майминский район  
В учебнике "Русский язык" целесообразно тему "Причастие и деепричастие" из 6 класса перенести в 7 класс в связи со сложным восприятием данной темы обучающимися.
 24) 18.09.2007 21:56:39 Защепкина Л.М., МОУ СОШ №4 учитель рус.яз и лит-ры, Ставропольский край, г. Михайловск  
Материал учебника Разумовская М.М. 9 кл. растянут. Есть орфографические ошибки в упражнениях.
 25) 15.02.2008 9:45:41 Чернякина Ольга Викторовна, учитель русского языка, МОУ Павловская ООШ, Новосибирская обл., Венгеровский район, с. Павлово  
Учебник хорош наличием лингвистических текстов, усилена речевая напрвленность в подаче программного материала, учебник помогает подходить к изучению предмета творчески. Учебник интересный, но сложный, я считаю, что материал подобран для более сильных учащихся.
 26) 20.09.2007 14:50:29 Квашурина Л.В., учитель русского языка и литературы, Ставропольский край, г. Благодарный  
Русский язык в 5 классе под редакцией М. Разумовской мне нравится тем, что в этом учебнике усилена речевая направленность в подаче программного материала. Это позволяет учителю ориентировать учащихся на всесторонне развитие основных видов речевой деятельности.
 27) 22.11.2007 9:04:03 Рыбченко Нина Николаевна, учитель русского языка и литературы, Амурская обл., Сковородинский район, с. Джалинда  
Cчитаю, что для основной массы сельских школьников, которых мы сейчас обучаем, учебник непригоден. Может быть, в гимназиях, классах гуманитарного профиля он и хорош. Работала по учебнику с 5 по 11 класс, сейчас перешла на Баранова-Бархударова.
 28) 26.09.2007 11:53:11 Жученко О.В., учитель МОУ СОШ имени М.И. Калинина, Оренбургская обл., г. Бугуруслан  
Нет преемственности между начальными классами и средним звеном.
 29) 29.09.2007 2:46:51 Кудинова Е.Д., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№16, Хабаровский край, г. Комсомольск-на- Амуре  
Считаю, что тема "Причастие" в 6 классе помогает ученикам раньше познакомиться с этим трудным разделом, а следовательно, у них больше времени для понимания столь важного материала и закрепления его на практике. Считаю учебник приемлемым.
 30) 08.10.2007 15:36:10 Пашукова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ "Любинская СОШ № 1", Омская обл., р.п. Любинский  
Считаю, что автором учебника продуман системный и целенаправленный текстовый подход в изучении русского языка, последовательно излагаются основы лингвистики, орфографические и пунктационные правила, которые сопровождаются (иллюстрируются) примерами. Эти примеры из художественных произведений нужно прочитывать, продумывать, а нередко и запоминать, чтобы они остались в памяти обучающегося как образцы при анализе подобных текстов. Учебник учит лингвистическому подходу.
 31) 11.10.2007 11:37:07 Иванова Людмила Николаевна, МОУ СОШ д.Уязыбашево, Республика Башкортостан, Миякинский район, д. Уязыбашево  
Учебник Разумовской направлен на развитие речевых умений и навыков, но без выработки орфографической зоркости никак в школе нельзя. В учебнике почти нет правил, а если есть, то они написаны научным языком. Все это на сильного ученика. Школа должна быть напрвлена, наверное, на среднего ученика. Практический материал очень сложен для усвоения.
 32) 07.11.2007 7:05:10 Гоменчук Елена Владиславовна, МОУ СОШ № 47, Новосибирская обл., г. Барабинск  
На мой взгляд, в учебнике много положительных сторон, но учащимся со средними учебными возможностями работать по нему несколько затруднительно.
 33) 07.11.2007 7:07:37 Чернова Татьяна Владимировна, МОУ СОШ № 47, Новосибирская обл., г. Барабинск  
Хотелось бы, чтобы авторы учебника разработали учебно-методический комплект для 10 - 11 классов в целях преемственности между основной и средней школой.
 34) 19.11.2007 10:41:19 Маковлева Ольга Васильевна, МОУ Малокрасноярская ООШ Кыштовский р-н Новосиб. обл. учитель информатики, Новосибирская обл., Кыштовский район, с. Малокрасноярка  
Пожелания: добавить упражнений для практической деятельности учащихся по орфографии, видам разборов (морфологический, словообразовательный и др).
 35) 07.11.2007 7:11:15 Тумарова Наталья Анатольевна, МОУ СОШ № 47, Новосибирская обл., г. Барабинск  
В учебнике для пятого класса на высоком уровне дана тема "Фонетика", что позволяет в дальнейшем выработать у учащихся навыки фонетического разбора.
 36) 09.11.2007 3:21:27 Братцева Н.Н., Областной институт усовершенствования учителей, методист, Еврейская АО, г. Биробиджан  
Учебник развивающий. Хорошо работает в классах, обучавшихся в начальной школе по УМК "Гармония". Логичное построение материала. Удобно, что развитие речи вынесено в отдельный раздел. Формирует системный комплекс орфографических умений.
 37) 15.11.2007 12:35:35 Шпис Надежда Петровна, МОУ Юрковская ООШ, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., Чановский район, п. Юрки  
На мой взгляд, в учебнике много положительных сторон, но учащимся со средними учебными возможностями работать по нему несколько затруднительно.
 38) 16.11.2007 11:53:29 Кондакова Елена Александровна, МОУ Отреченская СОШ, учитель русского языка, Новосибирская обл., Чановский район, с. Отреченское  
Русский язык в 5 классе под редакцией М. Разумовской мне нравится тем, что в этом учебнике усилена речевая направленность в подаче программного материала. Удобно, что развитие речи вынесено в отдельный раздел. Формирует системный комплекс орфографических умений.
 39) 07.11.2007 7:02:26 Гельцер Ольга Васильевна, МОУ СОШ № 47, Новосибирская обл., г. Барабинск  
Считаю, что большим плюсом данного учебника является возможность учащихся делать самостоятельный выбор при изучении теоретического материала.
 40) 19.09.2007 7:47:28 Ужегова С.А., МОУ СОШ с. Чля, учитель руск.яз и литер., Хабаровский край, Николаевский район, с. Чля  
Материал учебника М.М. Разумовской рассчитан на сильных учеников, хорош для школ с гуманитарным уклоном, сложен в общеобразовательных школах, где обучаются дети с разной подготовленностью и разными способностями к русск. яз.
 320.Разумовская М.М. и др. Русский язык. 6 кл. [ДРОФА]
Завершенная линия Разумовской М.М., Леканта П.А. Программа, методические рекомендации, поурочное планирование, тесты, рабочие тетради (5 – 7 кл.), тетради для оценки качества знаний (5 – 7 кл.), CD-ROM (5 и 6 кл.)
 41) 26.09.2007 11:49:29 Малышева А.В., учитель МОУ СОШ имени М.И. Калинина, Оренбургская обл., г. Бугуруслан  
1. Перенасыщение теоретического материала параграфа. 2. Нет дифференцированного подхода к практическим заданиям в упражнениях.
 42) 15.02.2008 13:28:46 Раенок М.О., МОУ СОШ №7 учитель биологии, зам директора по УВР, Новосибирская обл., г. Новосибирск  
Многие правила очень академичны, на многие темы не достаточно упражнений орфографического и пунктуационного характера. Нет словарных слов на страницах учебника. Достоинства - много иллюстраций, много материала по развитию речи.
 43) 13.02.2008 12:33:36 Бочарова Светлана Геннадьевна, Учитель, родитель ученицы 6 класса, Новосибирская обл., Чановский район, д. Кабаклы  
Учебник содержит богатый материал по развитию речи учащихся. Достаточно схем и таблиц для лучшего усвоения материала, расширен справочный раздел. Учитель в школе.
 44) 07.02.2008 13:37:35 Малышева Тамара Александровна, МОУ Благовещенская СОШ, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., Купинский район, с. Благовещенка  
Учебник соответствует программе. Задания разнообразны, но в заданиях допущены пунктуационные ошибки. В учебнике много иллюстраций. Нет дифференцированного подхода в практических заданиях.
 45) 14.12.2007 21:38:16 Гильц Людмила Эриховна, МОУ Мироновская средняя общеобразовательная школа . Учитель русского языка и литературы высшей категории, Новосибирская обл., Баганский район, с. Мироновка  победитель конкурса ПНПО 2007 г.
Учебник снабжён комплектом прекрасных репродукций, соответствующими упражнениями, направленными на развитие речи, что важно для уч-ся, обучающихся в условиях сельской школы. Недостатком считаю отсутствие условных обозначений для различных видов разборов (1, 2, 3, 4); отсутствие на страницах учебника словарных слов, сгруппированных по темам и орфограммам.
 46) 10.12.2007 12:39:59 Стариков Влад, ученик 6 а классаМОУ ЗСОШ № 2, Новосибирская обл., Здвинский район , с. Здвинск  
Считаю, что задания несколько сложноваты. Хорошо, если бы было две части учебника, картинки были бы цветными.
 47) 03.12.2007 12:18:38 Лубченко Наталья Петровна, МОУ Зубовская СОШ, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., Татарский район, с. Зубовка  
Cодержит хороший материал для развития речеведческих навыков учащихся. Много внимания уделено работе над изучением словообразования, что помогает видеть структуру слова и запомнить его орфографический облик. Нерационален перенос тем «Причастие» и «Деепричастие» в программу 6-го класса. Излишне загружен учебник теоретическим материалом «Учись читать и пересказывать лингвистический текст», недостаточна практическая часть.
 48) 21.11.2007 11:27:48 Намруева Надежда Андреевна, МОУ Землянозаимская СОШ, учитель, Новосибирская обл., Чановский район  
Главной особенностью учебников является наличие большого количества текстов, воспитывающих у учащихся чуткость к красоте и выразительности родной речи, что является хорошим подспорьем для предстоящего ЕГЭ.
 49) 14.11.2007 15:06:35 Бакина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ Первомайской СОШ, Новосибирская обл., Татарский район, с. Новопервомайское  
Много лет работаю по УМК под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. В 2007 году вышла 11-е (переработанное) издание учебника "Русский язык. 6 кл." (Москва. Дрофа.) По сравнению с предыдущими изданиями изменено в лучшую сторону структурирование материала, дается большой справочный материал, устранены допущенные ранее неточности. Хотелось бы видеть больше тренировочных упражнений на итоговое повторение в конце курса и разноуровневых заданий на проверку знаний по темам как в течение, так и в конце года.
 50) 19.09.2007 7:50:18 Ужегова С.А., МОУ СОШ с. Чля, учитель руск.яз и литер., Хабаровский край, Николаевский район, с. Чля  
Учебник сложен для детей с разной степенью подготовленности к усвоению русского языка.
 51) 18.09.2007 15:01:26 Назарова Л.В., МОУ СОШ №16, учитель русского языка и литературы, Ставропольский край, г. Невинномыск  
Рецензия на учебники "Русский язык. 5 класс" и "Русский язык. 6 класс" под редакцией М.М. Разумовской. Учебники под редакцией М.М. Разумовской включены в Федеральный комплект учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, и с 1995г. используются в школах России. Каковы же особенности данных комплектов и как они влияют на постановку учебного процесса и результаты обучения? Основной направленностью учебников является формирование коммуникативной компетенции учащихся, связанный с овладением всеми видами речевой деятельности и культурой речи. Учебники для каждого класса содержат два раздела: 1. систематический курс языка с правописанием и элементами культуры речи; 2. раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста. В ходе учебного процесса эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме: каждую неделю проводится один, иногда два урока по развитию связной речи учащихся на материале раздела "речь". В 5-ом классе отводится 3 часа в две недели для изучения связной речи. Несколько необычно распределение изучения частей речи по степени их сложности: вперед выдвигаются наиболее трудные для усвоения. В 5-ом классе раздел "Морфология" начинается с глагола, а в 6-ом классе - с причастия и деепричастия, так как эти части речи усваиваются учащимися труднее, чем имя существительное и имя прилагательное. Это дает возможность в течение года оставить время на прочное закрепление этих частей речи в сознании учащихся. Внутри же разделов теория и практические задания даются не по принципу постепенного усложнения, как в большинстве учебников, а на основе системы упражнений, включающих следующие компоненты: узнавание языкового явления (например, каковы принципы деления звуков на гласные и согласные, на морфемы), затем - систематизация фактов языка ("Правила обозначения буквами гласных и согласных звуков", "Как изменяются имена существительные"), далее - самостоятельный подбор примеров и самостоятельные высказывания учащихся (например, задания и вопросы: "Какая речь вредит человеку, становится его врагом?", "Запишите предложение орфографически, а затем фонетически"). В каждом разделе есть лингвистические тексты, которые низко читать и пересказывать. Часто они предлагаются вместо формулировок лингвистических определений, заменяя их интересным рассказом на научную тему ("Тайна происхождения языка", "Сколько языков насчитывается на земном шаре", "Имена людей - часть истории народа", "Как появился средний род"). Таким образом, от учеников требуется не механическое заучивание правил, а глубокое осмысление законов языка. Ученики постепенно овладевают терминами, осваивают образцы научной речи. Правила же зачастую заменяются указанием адекватного правилу способа действия, что соответствует возрастным особенностям учащихся 5-6 классов. Например, вместо того, чтобы ученик заучил, что такое однокоренные слова, ему рекомендуется овладеть способом подбора однокоренных слов, основанном на толковании данного слова через ближнеродственное: хвастливый - хвастает, хвастун. Таким образом, ученик понимает, как с научной точки зрения надо действовать, чтобы избежать ложных аналогий. Ведь нередко в слове "хвастливый" младший школьник выделит корень "-хвост-", в слове "наказать" - "-коз", так как он формально подходит к проверке. Тексты учебников весьма разнообразны. Но к недостаткам, на наш взгляд, относится включение статей об ученых-лингвистах, так как это несколько преждевременно для учеников 5-6 классов, кроме того, эти тексты написаны сухим научным языком и вряд ли могут вызвать интерес к личности ученого и его деятельности. Неудачно и использование больших по объему текстов, предназначенных для чтения. Именно на них, по замыслу авторов, должны отрабатываться навыки выразительного чтения, темп и тембр речи, постановка логического ударения, что само по себе неплохо. Но создается некий перекос: в 5-ом классе в 1 четверти ученики больше читают, чем пишут, что приводит к забыванию правописания слов, к ошибкам в написании. Кроме того, нередко упражнения для письменного выполнения состоят всего из 1-3 предложений, что явно недостаточно для формирования умений и навыков. Заслуживают одобрения предлагаемые авторами лингвистические тексты и упражнения на овладение орфоэпическим нормами. Так, при изучении морфологии даются темп: "Произношения имен существительных" (например, тренеры, директора и т.д.), "Произношение глаголов, причастий и деепричастий" (поняла, взяла, созданы, включено и др.) Учебники снабжены различными справочными материалами и словариками. Помимо орфографического и толкового даются словарики антонимов, синонимов, значения морфем. Это приучает учеников в случае затруднения прибегать к словарям, пользоваться справочными материалами. К достоинствам учебников можно отнести то, что в них рассматриваются языковые средства, создающие художественную ткань произведения (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и т.д.). Авторы приучают учеников не только находить эти средства в художественных текстах, но и широко использовать их для придания речи образности и выразительности. В частности, предлагается написать сочинения-миниатюры на темы "Листопад", "Зима", "Поляна в лесу", "Наш двор" и др. с использованием этих средств. Одним из сильных сторон учебников под ред. М.М. Разумовской является учебный материал раздела "Речь". Учащиеся, осваивая речеведческие понятия, учатся создавать различные тексты. Благодаря введению понятий "данное" и "новое" в предложении учащихся получают навык логичного и последовательного построения. Авторы предлагают различные памятки: "Как устранить неоправданный повтор", "Как писать сочинение", рекомендации -какие слова и выражения следует использовать, чтобы подчеркнуть последовательность действий, как строить текст-описание, текст-повествование и др. Предлагаются упражнения на правку текстов, что формирует внимательное отношение к слову, умение видеть недочеты в использовании средств языка, закрепляет знание речевых и грамматических норм. Многие задания в разделе "Речь" развивают любознательность учащихся, побуждают их к творчеству. Например, предлагается такое задание: "Выберите один из вопросов: "Почему на окнах зимой образуются узоры?", "Почему бывает радуга?" и др. и напишите свою страничку в книгу, для малышей под названием "Вам - почемучка!" Разнообразие текстов материала и оригинальные задания, данные в разделе, позволяют эффективно развивать следующую речь и добиваться желаемых результатов. Основные достоинства учебников заключаются в том, что авторы учат детей свободно ориентироваться в изучаемых фактах и являющих языка, помогают привести знания о языке в систему, показывают взаимосвязь всех разделов науки о языке. Это способствует успешному продвижению в учебе, настраивает учеников на изучение родного языка.
 52) 27.02.2008 16:44:41 Пиневич В.М., МОУ Шипицинская СОШ, учитель русского языка, Новосибирская обл., Венгеровский район  
Большое внимание отводится работе по развитию связной речи, усилены речеведческий и провописный компоненты. Курс русского языка 6 класса, на мой взгляд, перенасыщен лингвистическим материалом за счёт переноса таких больших тем, как "Причастие" и "Деепричастие".
 53) 15.02.2008 13:29:38 Безносова Т.Я, МОУ СОШ №7 учитель русскогя языка, Новосибирская обл., г. Новосибирск  
Многие правила очень академичны, на многие темы не достаточно упражнений орфографического и пунктуационного характера. Нет словарных слов на страницах учебника. Достоинства - много иллюстраций, много материала по развитию речи.
 54) 16.11.2007 12:01:30 Кондакова Елена Александровна, МОУ Отреченская СОШ, учитель русского языка, Новосибирская обл., Чановский район, с. Отреченское  
Учебник содержит богатый материал по развитию речи учащихся. Достаточно схем и таблиц для лучшего усвоения материала, расширен справочный раздел. Даны планы и образцы разборов разных частей речи.
 55) 25.02.2008 7:34:21 Петрова О.В., МОУ Урезская ООШ, директор школы, учитель, Новосибирская обл., Венгеровский район  
Учебник направлен на лингвистическое и речевое развитие школьников. Учебник позволяет развивать умения, четко и ясно выражать свои мысли через структуру слова, лексическое значение. При творческом подходе у детей можно сформировать прочные знания и умения в данной области.
 56) 29.02.2008 10:37:34 Вылцан Александра Владимировна, МОУ Тимофеевская ООШ, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., Венгеровский район, д. Тимофеевка  
Учебник содержит большой объём материала по развитию речи, но сложен для детей с различной степенью подготовленности.
 57) 19.03.2008 6:48:44 Масалова Светлана Викторовна,, МОУ Ново-Воскресенская СОШ, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., Черепановский район, с. Ново-Воскресенка  
Учебник содержит богатый материал по развитию речи учащихся, иллюстрации, что позволяет расширить запас знаний учащихся, улучшить их речевую компетенцию. Некоторые темы труднодоступны для восприятия учащимися 6 класса, на страницах учебника нет словарных слов.
 58) 04.04.2008 7:49:29 Липкина Елена Валерьевна, МОУ СОШ с.Быстровка, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., Искитимский район, с. Быстровка  
Некоторые темы учащиеся осваивают с трудом.
 59) 21.02.2008 10:45:19 Полукеев Сергей Иванович, СПК " Малокрасноярский", механизатор, Новосибирская обл., Кыштовский район, с. Малокрасноярка  
Учебник труднодоступен, изложение материала расплывчато, нет конкретно выделенных правил для контроля знаний у ребенка.
 60) 21.02.2008 9:50:00 Кондакова Людмила Алексеевна, Родитель, Новосибирская обл., Чановский район, с. Отреченское  
Учебник содержит богатый материал по развитию речи учащихся, но нет словарных слов на страницах учебника. Достаточно схем и таблиц, расширен справочный раздел.
 321.Разумовская М.М. и др. Русский язык. 7 кл. [ДРОФА]
Завершенная линия Разумовской М.М., Леканта П.А. Программа, методические рекомендации, поурочное планирование, тесты, рабочие тетради (5 – 7 кл.), тетради для оценки качества знаний (5 – 7 кл.), CD-ROM (5 и 6 кл.)
 61) 13.02.2008 7:50:16 Денер Надежда Константиновна, Родитель, Новосибирская обл., Чановский район, д. Кабаклы  
Учебник нравится, так как содержит цветные вклейки, репродукции картин известных художников. Много интересных, творческих заданий. Материал доступен для моего ребёнка.Я работаю в школе библиотекарем.
 62) 29.02.2008 10:40:04 Вылцан Александра Владимировна, МОУ Тимофеевская ООШ, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., Венгеровский район, д. Тимофеевка  
Перенасыщен теоретическим материалом, мало упражнений на орфографические и пунктуационные правила.
 63) 26.02.2008 11:14:47 Денер Александр, Ученик 7 класса, Новосибирская обл., Чановский район, д. Кабаклы  
Учебник нравится. Материал интересен, цветные иллюстрации.
 64) 25.02.2008 13:42:44 Подлесная Светлана Владимировна, МОУ 2-Петропавловская СОШ, учитель русского языка, Новосибирская обл., Венгеровский район, с. 2-Петропавловка  
Учебник нравится. Материал распределен по разделам. Вторая часть учебника содержит задания по развитию речи, материал интересен, разнообразен. В учебнике много схем, иллюстраций.
 65) 21.02.2008 12:38:10 Абросова Таисья, ученица 7 кл., Новосибирская обл., Кыштовский район, с. Ново-Майзасс  
Этот учебник мне нравится тем, что в нём даются разнообразные задания, которые помогают лучше усвоить тему урока. Очень много заданий, которые способствуют развитию устной и письменной речи. А не нравится тем, что некоторые правила для меня непонятны, сложны, без помощи учителя просто не обойтись. Также я бы хотела, чтобы в этом учебнике были выделены словарные слова отдельно в рубрики, а не только рубрика ЗСП.
 66) 21.02.2008 12:35:37 Михальская Ольга Фёдоровна, Родитель ученицы 7 класса, Новосибирская обл., Кыштовский район, с. Ново-Майзасс  
Данный учебник я считаю непростым в понимании теоретического материала. В нём даётся очень много правил, порой мой ребёнок не успевает так быстро изучить одно, как нужно уже знакомиться с другим правилом. В этом учебнике подобраны хорошо тексты, потому что при выполнении одного упражнения ребёнок должен знать и уметь применять правила по разным темам.
 67) 15.02.2008 9:51:01 Чернякина Ольга Викторовна, учитель русского языка, МОУ Павловская ООШ, Новосибирская обл., Венгеровский район, с. Павлово  
Учебник сосдержит оптимальное количество таблиц, схем, иллюстраций, что помогает детям углубленно подходить к изучению. Но я считаю, что материал для закрепления по орфографии и пунктуации представлен в малом количестве.
 68) 08.02.2008 7:54:27 Никитаева Г.Г., Барданова Т.Г., МОУ Орловская СОШ, учителя русского языка и литературы, Новосибирская обл., Купинский район, д. Орловка  
Материал по развитию речи интересен и разнообразен, но раздел по орфографии не достаточно систематизирован и требут доработки в плане развития навыка орфографической грамотности учащихся.
 69) 08.02.2008 7:52:05 Никитаева Г.Г., МОУ Орловская СОШ, учитель русского языка и литературы первой категории, Новосибирская обл., Купинский район, д. Орловка  
Материал по развитию речи интересен и разнообразен, но раздел по орфографии не достаточно систематизирован и требут доработки в плане развития навыка орфографической грамотности учащихся.
 70) 31.01.2008 12:08:26 Бледнова Надежда Анатольевна, МОУ Коченевская вечерняя школа, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., р.п. Коченево  
Сочетание разноуровневых заданий, наличие словарей, репрорудкций - наиболее оптимальный вариант учебника для учащихся базового уровня. Направленность учебника на развитие речи помогает учителю решить проблему доступности дополнительного материала для учащихся вечерней школы (в силу отсутствия специализированных пособий для таких учащихся). Материал учебника доступен для понимания учащихся.
 71) 31.01.2008 7:06:11 Фетисова Лилия Викторовна, Родитель учеников 5 и 7 классов, Новосибирская обл., Коченёвский район, д. Овчинниково  
Лингвистические тексты, помещенные в учебнике, расширяют кругозор детей. Много интересных, творческих заданий. Не все дети способны самостоятельно выполнить их, а родители не всегда могут помочь своим детям.
 72) 31.01.2008 6:59:06 Пугачева Наташа, МОУ Овчинниковская СОШ, ученица 7 класса, Новосибирская обл., Коченёвский район, д. Овчинниково  
Учебник нравится, так как содержит цветные вклейки, репродукции картин известных художников. В учебнике есть справочный материал, легко запоминаются слова в рубрике ЗСП.
 73) 31.01.2008 6:55:02 Коновалова Екатерина Андреевна, МОУ Овчинниковская СОШ, учитель русского языка, Новосибирская обл., Коченёвский район, д. Овчинниково  
Учебник ориентирует учителя на отработку учебних умений и навыков в области языка и речи. Оригинальные задания, информативные тексты, доступная форма подачи языкового материала способствуют формированию и развитию положительного отношения к урокам русского языка и к самой лингвитике.
 74) 17.12.2007 13:17:45 Гурьева Наталья Владимировна,, МОУ Мироновская средняя общеобразовательная школа, учитель русского языка, Новосибирская обл., Баганский район, с. Мироновка  
Учебник русского языка содержит оптимальное количество таблиц, схем, помогащих провести необходимые обобщения и стимулирующие классификационную деятельность учащихся. Учебное пособие снабжено обширным материалом по развитию речи учащихся. Недостатком данного учебника является малый объем упражнений для закрепления программного материала.
 75) 16.11.2007 12:30:20 Юрина Татьяна Михайловна, МОУ Ново-Майзасская СОШ, учитель русского языка, Новосибирская обл., Кыштовский район, с. Ново-Майзасс  
Учебник русского языка под редакцией доктора педагогических наук М.М. Разумовской и доктора филологических наук П.А. Леканта построен по развивающей системе. Я считаю, что эти учебники не совсем приемлемы для детей со средними учебными возможностями. Этот учебник хорош тем, что в нём содержится полный справочный материал, представлены большинство видов лингвистических словарей и достаточное количество разноуровневых упражнений.
 76) 18.02.2008 10:37:09 Секарева Ирина Васильевна, МОУСОШ №2, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., Карасукский район, г. Карасук  
Учебник нравится. Он ориентирует учителя на отработку учебних умений и навыков в области языка и речи. Оригинальные задания, информативные тексты, доступная форма подачи языкового материала способствуют формированию и развитию положительного отношения к урокам русского языка и к самой лингвитике.
 322.Разумовская М.М. и др. Русский язык. 8 кл. [ДРОФА]
Завершенная линия Разумовской М.М., Леканта П.А. Программа, методические рекомендации, поурочное планирование, тесты, рабочие тетради (5 – 7 кл.), тетради для оценки качества знаний (5 – 7 кл.), CD-ROM (5 и 6 кл.)
 77) 17.12.2007 13:18:22 Гурьева Наталья Владимировна,, МОУ Мироновская средняя общеобразовательная школа, учитель русского языка, Новосибирская обл., Баганский район, с. Мироновка  
Учебник русского языка содержит оптимальное количество таблиц, схем, помогащих провести необходимые обобщения и стимулирующие классификационную деятельность учащихся. Учебное пособие снабжено обширным материалом по развитию речи учащихся. Недостатком данного учебника является малый объем упражнений для закрепления программного материала.
 78) 21.02.2008 7:50:34 Сапрыгина Марина Николаевна, МОУ Зыковская ООШ, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., Венгеровский район, п. Зыково  
В данном учебнике, на мой взгляд, мало теоретического материала, не предлагаются творческие задания.
 79) 28.03.2008 10:39:27 Крикуненко Нина Николаевна, МОУ Волчанская СОШ, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., Доволенский район, с. Волчанка  
Учебник хороший. Хорошо представлен теоретический материал, словарная работа. Хотелось бы, чтобы лучше был представлен материал по орфоэпии.
 80) 26.02.2008 11:40:43 Бауман Константин, Ученик 8 класса, Новосибирская обл., Чановский район, д. Кабаклы  
Учебник меня устраивает. Хотелось бы, чтобы основные правила и понятия были выделены другим цветом.
 81) 22.02.2008 10:22:35 Шумская Ксения Анатольевна, Ученица 8 класса, Новосибирская обл., Чановский район, д. Кабаклы  
Учебник мне нравится. Красивые вставки в середине учебника. Много интерестного материала.
 82) 22.02.2008 8:53:24 Рязанцев Сергей Анатольевич, Ученик 8 класса, Новосибирская обл., Чановский район, д. Кабаклы  
Учебник меня устраивает. Хотелось бы, чтобы новый материал был напечатан другим шрифтом.
 83) 15.02.2008 13:09:25 Гуселетов Николай Александрович, МОУ Первомайская СОШ, ученик 8 класса, Новосибирская обл., Татарский район, с. Новопервомайское  
Мы учимся по этому учебнику 4 год. Я считаю, что материал в учебнике полный, достаточный для обеспечения уровня знаний, соответствующего требованиям программы, что подтверждается результатами контрольных, тестовых работ у меня по предмету. Особенно интересен раздел учебника - "Речь", в котором мы работаем с различными жанрами публицистики, например, портретный очерк. Это делает его более познавательным. Но я не совсем доволен формой изложения содержания материала. Во-первых, некоторые понятия формулируются не так, как в других учебниках, поэтому трудно их сравнить. Во-вторых, в учебнике мало иллюстраций, что делает его скучным и неинтересным. В-третьих, хотелось бы, чтобы основные правила и понятия были выделены другим цветом.
 84) 13.02.2008 10:18:40 Бауман Галина Александровна, Учитель, родительница ученика 8 класса, Новосибирская обл., Чановский район, д. Кабаклы  
Материал учебника доступен для ребёнка. Хотелось бы, чтобы условные обозначения, новый материал были выделены другим цветом, шрифтом. Я работаю учителем в школе.
 85) 21.11.2007 12:06:18 Намруева Надежда Андреевна, МОУ Землянозаимская СОШ, учитель, Новосибирская обл., Чановский район  
Главной особенностью учебников является многообразие текстов, воспитывающих у учащихся чуткость к красоте и выразительности родной речи, что является хорошим подспорьем для предстоящего ЕГЭ.
 86) 16.11.2007 11:31:40 Кубышева Тамара Ивановна, МОУ Отреченская СОШ, учитель русского языка, Новосибирская обл., Чановский район, с. Отреченское  
Материал расположен от простого к сложному. В текстах упражнений использован материал из литературных произведений. Представлен достаточный фактический материал для отработки в отведенное программой время.
 87) 18.02.2008 11:08:23 Зибарева Лидия Афанасьевна, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., с. Меньшиково  
Нетрадиционно представлен теоретический материал: определение и правила - в виде образцов рассуждений, лингвистических рассказов. Учебник ориентирует на понимание и освоение материала, а не на механическое заучивание.
 88) 15.02.2008 9:56:04 Чернякина Ольга Викторовна, учитель русского языка, МОУ Павловская ООШ, Новосибирская обл., Венгеровский район, с. Павлово  
Материал учебника доступен для детей, достаточно упражнений для закрепления, оптимальное количество таблиц, схем, которые помогают детям самостоятельно подойти к поставленной в ней проблеме.
 323.Разумовская М.М. и др. Русский язык. 9 кл. [ДРОФА]
Завершенная линия Разумовской М.М., Леканта П.А. Программа, методические рекомендации, поурочное планирование, тесты, рабочие тетради (5 – 7 кл.), тетради для оценки качества знаний (5 – 7 кл.), CD-ROM (5 и 6 кл.)
 89) 01.11.2007 11:55:11 Мальцева Наталья Михайловна, МОУ сош №4 г.Сатки, учитель русского яз. и лит., Челябинская обл., г. Сатка  Грант Президента "Лучшие учителя России"
Считаю необходимым ввести больше художественных текстов из литературы современной. В учебнике нравится система работы по синтаксису и развитию речи, гораздо слабее разработаны темы по орфографии и словообразованию.
 90) 06.10.2008 20:29:00 Курачёва Марина Валерьевна, МОУ Большеокуловская СОШ Навашинского района Нижегородской области, учитель русского языка и литературы, Нижегородская обл., Навашинский район, с. Большое Окулово  победитель конкурса ПНПО 2007 г.
Работаю по УМК М.М. Разумовской уже 13 лет. Нравится всё. Хорошо представлен материал по развитию речи. Учебник содержит много теоретического материала по всем разделам лингвистики, интересные упражнения. Если основательно выполнять все задания к упражнениям, не возникнет никаких нареканий. На современном этапе хотелось бы, чтобы в учебник были добавлены упражнения, позволяющие готовить детей к итоговой аттестации в новой форме в 9 классе.
 91) 22.02.2008 7:58:49 Закамская Марианна Григорьевна, Ученица 9 класса, Новосибирская обл., Чановский район, д. Кабаклы  
Мне нравится этот учебник, т.к. мы узнаем тему очень подробно, хотя не для всех это легко. Но мы узнаем много нового и повторяем прошедшее. А повторение - это не вред учащимся, да и вообще всем.
 92) 21.02.2008 10:02:49 Назарова Наталья Александровна, МОУ СОШ №4 г. Куйбышева, учитель начальных классов, русского языка и литературы, Новосибирская обл., г. Куйбышев, ул. Партизанская 50  
На современном этапе осуществляется коммуникативно-деятельностный подход в преподавании русского языка. В программе М.М. Разумовской усилена речевая направленность курса, предусмотрен материал, связанный с обучением учащихся связной речи, теория приближена к практике. Также приведены в систему умения связной речи с опорой на характер учебной речевой деятельности. Усиление речевой направленности в обучении русскому языку просматривается и в языковых разделах курса. Особое место в программе отведено морфемной семантике: осмысление значения морфем формирует лингвистическое мышление школьников, орфографические навыки. В программе заложена двухступенчатость каждого года обучения: сначала предполагается закрепление ранее изученного материала, затем изучение основного программного материала, данного в логике его развития. УМК под редакцией М.М. Разумовской наиболее полно соответствует современным задачам преподавания русского языка в школе, осуществлению коммуникативно-деятельностного подхода в обучении. В УМК представлен раздел «Речь», в котором систематизирован материал, дающий возможность развивать речевые способности учащихся, что является сегодня основным в преподавании предмета. Также УМК подготавливает выпускников школы к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку. По своему содержанию ЕГЭ полностью соотносится с конечными целями обучения русскому языку. В него включены задания, проверяющие: - элементарную лингвистическую компетенцию, то есть знания о языке и речи и умения пользоваться ими в работе с языковым материалом; - языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, соблюдение языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных); - коммуникативную компетенцию, или владение разными видами речевой деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания: писать с учётом условий и задач общения, читать, понимать смысл выраженный в словах и содержащийся в подтексте. УМК под редакцией М.М. Разумовской на порядок выше всех остальных учебников и УМК подготовит учащихся к ЕГЭ, особенно к части С.
 93) 19.02.2008 9:15:31 Мостакова Татьяна Васильевна, МОУ Меньшиковская СОШ учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., Венгеровский район, с. Меньшиково  
Учебник сложный для слабоуспевающих детей. Хотелось бы, чтобы правила были изложены более кратко.
 94) 11.02.2008 10:31:33 Барданова Т.Г., МОУ Орловская СОШ, учитель русского языка и литературы первой категории, Новосибирская обл., Купинский район, д. Орловка  
Материал учебника обширен, но задания к упражнениям однообразны. Синтаксис представлен понятно, просто, но нужно больше материала по повторению орфографии для подготовки к экзаменам.
 95) 31.01.2008 12:22:26 Кравченко Сергей, МОУ Коченевская вечерняя школа, ученик 9 класса, Новосибирская обл., р.п. Коченево  
Учебник нравится, потому что задания понятны, правила подтверждаются доступными примерами. Нравится, что есть словари, справочный материал. Хорошие репродукции (не нужно искать дополнительно).
 96) 31.01.2008 12:18:49 Бледнова Надежда Анатольевна, МОУ Коченевская вечерняя школа, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., р.п. Коченево  
Ориентация учебника на развитие речевой компетенции учащихся способствует воспитанию общей культуры подростков - это важный фактор образовательного процесса в современных условиях вечерней школы при отсутствии специальных учебных пособий для "вечерок". Учебники этого авторского коллектива могли бы послужить основой для создания учебников для вечерних школ.
 97) 14.12.2007 22:00:27 Гильц Людмила Эриховна, МОУ Мироновская средняя общеобразовательная школа . Учитель русского языка и литературы высшей категории, Новосибирская обл., Баганский район, с. Мироновка  победитель конкурса ПНПО 2007 г.
Привлекает внимание раздел "Развитие речи", так как дан хороший теоретический материал, есть упражнения для наработки практичесих навыков. Материал разработан в соответствии с программными требованиями. Но вот беда: учебник скучный, серый. Издатели явно пожалели яркие краски на оформление учебника и учебного материала, устают глаза от однообразия.
 98) 16.11.2007 11:28:11 Кубышева Тамара Ивановна, МОУ Отреченская СОШ, учитель русского языка, Новосибирская обл., Чановский район, с. Отреченское  
Учебник построен согласно учебной программе. Даны четкие классификации сложных предложений вообще и сложноподчиненных в частности. В книге достаточное количество графических изображений и схем. Орфографические и пунктуационные правила хорошо отрабатываются в упражнениях из произведений художественной литературы.
 99) 18.10.2007 12:23:25 Скворцова И.М.,Чамжаева Т.А., МОУ СОШ №3 г. Ядрина ЧР, учителя русского языка, Чувашская Республика, г. Ядрин  
Необходимо добавить материал для подготовки к экзамену по новой форме.
 100) 08.10.2007 15:55:01 Пашукова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ "Любинская СОШ № 1", Омская обл., р.п. Любинский  
Считаю уместным расширить теоретичекий раздел, конкретизируя его примерами, разнообразить словарную работу. Орфографические и пунктуационные правила хорошо отрабатываются в упражнениях из произведений художественной литературы, что показывает, как слово употребляется в языке. Жанровое своеобразие сочинений хорошо проиллсрировано в теме: "Речь".
 101) 19.09.2007 14:22:57 Куликова Г.В., учитель русского языка илитературы, Ставропольский край, Советский район, г. Зеленокумск  
Правила (терминология) сложные, расплывчатые темы, нет целенаправленной работы по синтаксису и орфографии.
 102) 19.09.2007 7:58:26 Змеева Г.В., МОУ СОШ с. Чля учитель руск.яз и литер., Хабаровский край, Николаевский район, с. Чля  
Фактические ошибки в изложении материала.
 103) 19.11.2007 6:46:39 Полькина И.А., Старощербаковская школа, учитель начальных классов, Новосибирская обл., Барабинский район, д. Старощербаково  
Пристальное внимание уделяется развитию навыков говорения, письма, ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности, навыков чтения, понимания.


При цитировании материалов ссылка на данный ресурс обязательна.
© ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика".
Тел.: (499) 155-87-30