Отзывы открытого форума по обсуждению учебников федеральных перечней
Категория авторов отзывов: [ все ]
Отзывов: 37
21.10.2017 18:47:39
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2008/2009 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 13.12.2007 № 349 (Приложение 1)

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Литература

 330.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 5 кл. [Баласс]
 1) 09.07.2009 12:37:53 Ковалева И.В., МОУ ДПО "Научно-методический центр", Кемеровская обл., г. Кемерово  "Лучший учитель Кузбасса"
Многие учителя нашего региона используют в своей работе учебники, написанные в соавторстве Р.Н. Бунеевым и Е.В. Бунеевой. Учебники этих авторов являются примером самых современных методов преподавания, они отвечают духу ХХI века и потребностям нашего общества. Отличительной особенностью учебных пособий Бунеевых является то, что они подбирают литературный материал, учитывая вкусы, интересы и возраст современных подростков. Именно это способствует тому, что школьники не теряют интереса к чтению. Учителя в своей работе используют серию для средней школы – «Шаг за горизонт» (5-й класс), «Год после детства (6-й класс), «Путь к станции «Я» (7-й класс), «Дом без стен» (8-й класс) и «История твоей литературы (9-й класс), отмечая непрерывность и преемственность в подборе и подаче литературного материала. В своих учебниках авторы заявляют и последовательно отстаивают свой основной принцип - «Не давать школьнику готовых формулировок, а побуждать его думать, анализировать, спорить, искать истину». Это – еще один плюс. Благодаря этому детям на уроках литературы интересно. Разбирая с учителем художественные произведения, школьники учатся видеть окружающий мир, оценивать свое место в нем, отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать других. И я чувствую, как ребята осваивают те ценности, которые были присущи нашему поколению. Бунеевы предлагают в средней школе не только литературное образование, но и продолжать учить читать. По-моему, это необходимо, если мы хотим, чтобы книга осталась с ребятами на всю жизнь. Как педагог со стажем могу сказать, учебники, подобные учебникам Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, положительно сказываются на формировании личности школьника, обогащая его внутренний мир и развивая его личность.
 2) 09.07.2009 12:28:03 Лебедева Е.П., МОУ ДПО "Научно-методический центр" "Гимназия № 62", Кемеровская обл., г. Кемерово  "Лучший учитель России" 2007 год
Вот уже несколько лет я работаю по учебникам, написанным в соавторстве Р.Н. Бунеевым и Е.В. Бунеевой. Прошла путь от их полного неприятия до ощущения, что уже не смогу работать без них. Учебники, на мой взгляд, являются примером самых современных методов преподавания, они отвечают духу ХХI века и потребностям нашего общества. Несомненный плюс учебных пособий Бунеевых виден в том, что они подбирают литературный материал, учитывая вкусы, интересы и возраст современных подростков. Именно это способствует тому, что школьники не теряют интереса к чтению. Я получаю ребят из начальной школы, которые уже четыре года учились по учебникам Бунеевых и продолжаю эту линию. Используя в преподавании серию для средней школы – «Шаг за горизонт» (5-й класс), «Год после детства (6-й класс), «Путь к станции «Я» (7-й класс), «Дом без стен» (8-й класс) и «История твоей литературы (9-й класс), - я считаю большим достоинством учебников этих авторов непрерывность и преемственность в подборе и подаче литературного материала. Учебники как бы вырастают один из другого, они движутся вперед и вверх, параллельно с тем, как взрослеют школьники, которые по ним учатся. Хочу отметить, как ненавязчиво и аккуратно подается в книгах Бунеевых теоретический материал. Авторы заявляют и последовательно отстаивают свой основной принцип «Не давать школьнику готовых формулировок, а побуждать его думать, анализировать, спорить, искать истину. Это – еще один плюс. Благодаря этому детям на уроках литературы интересно. Разбирая с учителем художественные произведения, школьники учатся видеть окружающий мир, оценивать свое место в нем, отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать других. И я чувствую, как ребята осваивают те ценности, которые были присущи нашему поколению. Бунеевы предлагают в средней школе не только литературное образование, но и возможность продолжать учить читать. По-моему, это необходимо, если мы хотим, чтобы книга осталась с ребятами на всю жизнь. Как педагог со стажем могу сказать, учебники, подобные учебникам Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, положительно сказываются на формировании личности школьника, обогащая его внутренний мир и развивая его личность.
 3) 24.06.2009 13:54:09 Васильева Марина Викторовна, Псковский областной институт повышения квалификации РО, Псковская обл., г. Псков  
Учебники по литературе Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой предназначены для изучения предмета в классах средней школы: «Шаг за горизонт» (для 5 класса), «Год после детства» (6 класс), «Путь к станции «Я» (7 класс), «Дом без стен» (8 класс) и «История твоей литературы» для 9-го класса. Все перечисленные учебники - составная часть комплекта учебников и предметных программ непрерывных курсов, реализующих Образовательную систему «Школа 2100», в основе которой лежит единая концепция формирования личности ребенка. Реализация основных методических принципов Образовательной системы позволяет говорить о том, что учащиеся получают не готовые решения, а самостоятельно мыслят, рассуждают, отстаивают собственное мнение, одним словом – учатся… Вспоминаются слова известного русского поэта Николая Рыленкова: Пока идешь за кем-то в след Дорога не запомнится… Дорога та, что сам искал Вовек не позабудется. Учебники Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой решают главную задачу преподавания литературного чтения: пробуждение интереса к серьезному пониманию прочитанного, расширение читательского кругозора, формирование литературного вкуса и эмоциональной сферы. Включение в учебники произведений для обязательного (текстуального) изучения позволяет избежать перегрузок учащихся при сохранении большого "авторского круга". Таким образом реализуется принцип «мини-макса». Интересно, что программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. В учебниках даются соответствующие рекомендации. В программе и реализующих ее учебниках тексты русских писателей соседствуют с текстами зарубежной литературы, что, несомненно, способствует расширению читательского кругозора учащихся. В учебниках даются основные литературоведческие понятия. Особо хочется отметить, что авторы, не ограничиваясь традиционным пересказом биографии писателя, предлагают школьникам многообразный дополнительный материал (отрывки из литературоведческих работ, эссе других писателей), который помогает ученикам осознанно сопоставлять исторические факты и литературные сведения. И такие материалы даются не скучно, не сухо, а живо, всесторонне. Большая заслуга авторов в том, что они осуществили идею преемственности преподавания литературы от начальной школы до средней и старшей. Интересно, умно, серьезно - именно так хочется сказать о комплекте учебников по литературному чтению и о самой авторской программе Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой. Благодаря таким качественно новым учебникам у учителей открылись новые возможности по работе с литературными источниками, заметно вырос интерес школьников к учебе в целом и к предмету «литература» в частности.
 4) 24.05.2009 19:28:53 Полищук Галина Вадимовна, МОУ СОШ №5, учитель русского языка и литературы, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик  
По данной программе работала первый год, очень понравилась, спасибо авторам учебника за удачно подобранные тексты, интересные всем детям.
 331.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 6 кл. [Баласс]
 5) 09.07.2009 12:40:18 Лебедева Е.П., МОУ ДПО "Научно-методический центр" "Гимназия № 62", Кемеровская обл., г. Кемерово  "Лучший учитель России" 2007 год
Вот уже несколько лет я работаю по учебникам, написанным в соавторстве Р.Н. Бунеевым и Е.В. Бунеевой. Прошла путь от их полного неприятия до ощущения, что уже не смогу работать без них. Учебники, на мой взгляд, являются примером самых современных методов преподавания, они отвечают духу ХХI века и потребностям нашего общества. Несомненный плюс учебных пособий Бунеевых виден в том, что они подбирают литературный материал, учитывая вкусы, интересы и возраст современных подростков. Именно это способствует тому, что школьники не теряют интереса к чтению. Я получаю ребят из начальной школы, которые уже четыре года учились по учебникам Бунеевых и продолжаю эту линию. Используя в преподавании серию для средней школы – «Шаг за горизонт» (5-й класс), «Год после детства (6-й класс), «Путь к станции «Я» (7-й класс), «Дом без стен» (8-й класс) и «История твоей литературы (9-й класс), - я считаю большим достоинством учебников этих авторов то, что соблюдаются непрерывность и преемственность в подборе и подаче литературного материала. Учебники как бы вырастают один из другого, они движутся вперед и вверх, параллельно с тем, как взрослеют школьники, которые по ним учатся. Хочу отметить, как ненавязчиво и аккуратно подается в книгах Бунеевых теоретический материал. Авторы заявляют и последовательно отстаивают свой основной принцип - «Не давать школьнику готовых формулировок, а побуждать его думать, анализировать, спорить, искать истину». Это – еще один плюс. Благодаря этому детям на уроках литературы интересно. Разбирая с учителем художественные произведения, школьники учатся видеть окружающий мир, оценивать свое место в нем, отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать других. И я чувствую, как ребята осваивают те ценности, которые были присущи нашему поколению. Бунеевы предлагают в средней школе не только литературное образование, но и возможность продолжать учить читать. По-моему, это необходимо, если мы хотим, чтобы книга осталась с ребятами на всю жизнь. Как педагог со стажем могу сказать, учебники, подобные учебникам Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, положительно сказываются на формировании личности школьника, обогащая его внутренний мир и развивая его личность.
 6) 09.07.2009 12:38:27 Ковалева И.В., МОУ ДПО "Научно-методический центр", Кемеровская обл., г. Кемерово  "Лучший учитель Кузбасса"
Многие учителя нашего региона используют в своей работе учебники, написанные в соавторстве Р.Н. Бунеевым и Е.В. Бунеевой. Учебники этих авторов являются примером самых современных методов преподавания, они отвечают духу ХХI века и потребностям нашего общества. Отличительной особенностью учебных пособий Бунеевых является то, что они подбирают литературный материал, учитывая вкусы, интересы и возраст современных подростков. Именно это способствует тому, что школьники не теряют интереса к чтению. Учителя в своей работе используют серию для средней школы – «Шаг за горизонт» (5-й класс), «Год после детства (6-й класс), «Путь к станции «Я» (7-й класс), «Дом без стен» (8-й класс) и «История твоей литературы (9-й класс), отмечая непрерывность и преемственность в подборе и подаче литературного материала. В своих учебниках авторы заявляют и последовательно отстаивают свой основной принцип - «Не давать школьнику готовых формулировок, а побуждать его думать, анализировать, спорить, искать истину». Это – еще один плюс. Благодаря этому детям на уроках литературы интересно. Разбирая с учителем художественные произведения, школьники учатся видеть окружающий мир, оценивать свое место в нем, отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать других. И я чувствую, как ребята осваивают те ценности, которые были присущи нашему поколению. Бунеевы предлагают в средней школе не только литературное образование, но и продолжать учить читать. По-моему, это необходимо, если мы хотим, чтобы книга осталась с ребятами на всю жизнь. Как педагог со стажем могу сказать, учебники, подобные учебникам Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, положительно сказываются на формировании личности школьника, обогащая его внутренний мир и развивая его личность»
 7) 30.06.2009 19:05:48 Николаевская Е.Л., ККИДППО, доцент кафедры; СОШ №47 г. Краснодара, учитель, Краснодарский край, г. Краснодар  
Недавно я узнала, что Премией Правительства РФ в сфере образования за 2008 год награждена образовательная система «Школа 2100» («Российская газета», http://www.rg.ru/2009/03/24/shkola1.html) и очень тому обрадовалась. Я преподаю литературу в средних и старших классах по учебникам Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, которые входят в «Школу 2100». И как педагог могу с уверенностью сказать: эти учебники превосходно и квалифицированно продуманы и составлены. Они не только помогают развитию школьников, но и обогащают саму работу учителя Хочу отметить несколько явных «плюсов» учебников Бунеевых. Прежде всего, это преемственность и последовательность всех учебных пособий по литературе на протяжении всего школьного обучения. Это – важный момент! Школьник начинает обучаться по определенной методике с 1-го класса и, переходя в следующий класс, не испытывает никакого дискомфорта – его ждут знакомые методики и привычные методы работы с литературным материалом. Кроме того, как учитель я не смогла не оценить, что эти учебники учитывают психологические особенности учеников различной степени развития. Процесс обучения формируется так, что каждый ученик получает максимальное количество необходимой информации в зависимости от психологического контура его личности. Другими словами, эти учебники учат всех. Нет отстающих, лентяев, «забитых» - у каждого свой образовательный маршрут, позволяющий им развиваться с учетом особенностей именно его личности. Этому способствует предложенная авторами методика, предлагающая использовать не весь громадный литературный объем, а отдельные направления с учетом как движения всего класса в целом, так и отдельных учеников. И еще один важный момент. Учебники, написанные Р.Н. Бунеевым и Е.В. Бунеевой, несут в себе большой положительный воспитательный заряд. Обсуждая на уроках жизненные коллизии различных литературных персонажей, их поступки и мотивы, побудившие к тем или иным действиям, школьники невольно формулируют для себя морально-нравственные правила поведения, правильную гражданскую позицию. На мой взгляд, учебники Бунеевых могут помочь формированию в каждом школьнике полноценной активной личности, настоящего гражданина России. А ведь в этом главная задача школы, не так ли? И последнее, учебники еще просто интересные и неожиданные.
 332.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 7 кл. [Баласс]
 8) 26.06.2009 12:16:21 Мурзина Наталья Павловна, МОУ СОШ №54, учитель, Омская обл., г. Омск  
Я давно работаю учительницей литературы в средних классах. На своем опыте знаю, как непросто в наши дни, когда тягу к чтению вытеснило телевидение, разбудить у школьников интерес к литературе. Но, благодаря тому, что в последние годы в своей практике я использую учебные пособия, написанные Р.Н. Бунеевым и Е.В. Бунеевой, мне удается добиться немалых результатов. Моя педагогическая практика доказывает: учебники Бунеевых «Год после детства», «Путь к станции Я», «Дом без стен» весьма положительно влияют на развитие личности старшеклассников. Эти пособия не только побуждают школьников изучать лучшие творения мировых классиков, но заставляют их задуматься об окружающем мире, о своей стране, о собственной жизни, о своей гражданской позиции. Я считаю, что вся серия учебных книг Бунеевых направлена на укрепление морально-нравственных позиций школьников, на воспитание их в духе патриотизма, гражданственности и высоких моральных идеалов. Побуждая ребят изучать на литературных примерах различные аспекты человеческой жизни, авторы таким способом заставляю самим школьников задуматься о смысле жизни и природе Человека. Отдельно я хотела бы сказать о методологических подходах в учебниках Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунееевой. Предлагая к изучению большой литературный массив произведений, авторы вместе с тем дают возможность каждому школьнику в ходе учебного процесса выбрать свою личную траекторию обучения. Кроме того, сам образовательный процесс направлен не на то, чтобы ученик механически заучивал отрывки из учебника, а потом бездумно воспроизводил в классе, а на то, чтобы он на литературных примерах учился логически думать, анализировать, делать правильные выводы. Постоянно работая с учебниками Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунееевой «Год после детства», «Путь к станции Я», «Дом без стен», я могу с уверенностью сказать, что квалифицированно и грамотно составленные учебники литературы могут без всякого сомнения способствовать правильному формированию самостоятельной и активной личности».
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2007/2008 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 14.12.2006 № 321 (Приложение 1)

Раздел II. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 340.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.Литература. Ч. 1, 2. 5 кл. [Баласс]
Образовательная система «Школа 2100» под ред. Леонтьева А.А. Авторская линия учебников литературы продолжает линию учебников по литературному чтению тех же авторов для начальной школы. Учебники соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. В представленную линию входят также учебники литературы для 8, 10 кл. тех же авторов. Программа по литературе для 5-11 кл., рабочие тетради к учебникам для 5,6,7 кл., методические рекомендации
 9) 28.09.2007 12:00:39 Петрова О.В., Школа-гимназия №104, директор, Челябинская обл., г. Челябинск  
Мы, учителя школы-гимназии № 104 г. Челябинска, все 12 классов работаем по развивающей системе "Школа 2100". Мы благодарны авторам учебников за такие содержательные, интересные учебники по каждому предмету. Они интересны учащимся, так как есть занимательный, познавательный материалы, а также возможность поработать самостоятельно, исследовать учебный материал. Особенно высоко ценим рабочие тетради, они есть по каждому предмету, помогают организовать практические и самостоятельные работы, а также контролировать знания учащихся. Работаем по данным программам и учебникам 10 лет. Ценно то, что авторы постоянно обновляют учебный материал, исходя из запросов времени и развития ребенка в определенный период. Спасибо огромное.
 10) 17.09.2007 15:12:51 Черепова О. А., МОУ СОШ №1, учитель русского языка и литературы, Ставропольский край, Александровский район  
Книга построена в форме беседы пятиклассника Олега со старшими друзьями - литературными героями, которые приглашают юных читателей совершать новые и новые открытия - это очень удачная форма общения создателей книги с учениками. Выбранные для изучения и чтения книги объединены по жанрово-тематическому принципу, изучаются текстуально и обзорно. Учебник поддерживает интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формирует духовную и интеллектуальную потребность читать. Однако, по-моему мнению, программа 5 класса перенасыщена художественными текстами (к тому же очень объёмными) при условии, что определено на изучение курса только 2 часа в неделю.
 11) 19.03.2009 11:30:17 Макарычева Любовь Андреевна, родитель ученика 2 класса, г. Москва  
Уважаемые преподаватели. Вы так хвалите учебники, что закрадывается сомнение в том, что вы сами их читали, а не просто даете задание на дом. Согласна с г-жой Елисеевой и добавлю еще. Ранее тексты в учебниках были направлены, помимо "просто чтения", еще и на нравственное воспитание, развитие кругозора, профориентацие, знакомство с изобразительным искусством (т.к. иллюстрации были иногда в виде картин известных художников)... Что мы видим теперь? Тексты огромные для данного возраста, смысл их непонятен, иллюстрации ужасны. Непонятна даже логика, с которой их поместили в учебник. Вот к чему, например, в учебнике 2 кл. помещен текст "Ну, погоди!" Где классики? Где Пришвин, Бианки, Носов, Фет?
 12) 12.09.2008 12:50:42 Елисеева Елена Геннадьевна, родитель ученицы 5 класса, Волгоградская обл., г. Волгоград  
Уважаемые господа преподаватели, а Вы спросили самих ребят, нравятся ли им данные произведения? Тексты объемные, напечатаны мелким шрифтом, с ужасными иллюстрациями. Произведения в основном зарубежных авторов, порой очень сложные для понимания. А где же наши великие русские поэты и писатели, которыми восторгается весь мир?
 13) 04.04.2008 7:51:31 Липкина Елена Валерьевна, МОУ СОШ с.Быстровка, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., Искитимский район, с. Быстровка  
Учебник очень насыщен текстами. Учебного времени на выполнение всех предложенных заданий не хватает.
 14) 02.03.2008 7:21:01 Степанов Николай Михайлович, МОУ СОШ №5, учитель, Томская обл., г. Стрежевой  
Программа по литературе Бунеевых - единственная, на мой взгляд, из существующих действительно формирует устойчивую привычку к чтению и, соответственно, круг чтения школьников. От деклараций о необходимости воспитания любви к чтению - к действию - вот суть прорыва, совершенного авторами программы. Подвиг авторов, без преувеличения, заключаетмся в том, что литературу как школьный предмет они выводят из тупика, в котором она находилась десятилетия. Но, примеряя программу со стандартами, авторы рискуют потерять лицо. Странная и печальная закономерность! Великолепен набор произведений для изучения в пятом классе. Дети должны читать то, что им интересно, иначе никакую любовь не воспитаешь. Природо - возрастосообразность - все очень просто.
 15) 20.02.2008 12:03:58 Луканова Надежда Михайловна, МОУ СОШ № 10 г. Нижнекамск, учитель, Республика Татарстан, г. Нижнекамск  
По учебникам литературы ОС "Школа 2100" работаю четвертый год. Считаю, что на сегодняшний день этот коплект учебников по литературе самый удачный. Во-первых, авторы продумали подборку текстов литератрурных произведений, исходя из возраста учеников (когда как ни в 5 класссе читать приключения и фантастику, а в седьмом можно задуматься о том, что происходит у тебя в душе, "покопаться" в своем внутреннем мире). Во-вторых, учебник вариативен, учитель может смело выбрать то, что близко именно его ученикам (кто как ни он знает их лучше), при этом весь минимум классических произведений сохранен. Что же касается иллюстраций, то, по моему мнению, они вполне соотвествуют и текстам, и возрасту детей, ведь в среднем звене у учащихся преобладает не наглядно-образное мышление, а абстрактное, они сами представят себе героев. Родители моих учеников, приобретая учебники на следующий год, сами не могут оторваться от них: есть о чем поговорить с ребенком. Желаю авторам ОС "Школа 2100" здоровья и творческих успехов.
 16) 28.09.2007 20:14:43 Воронова Е.Н., ГОУ СОШ №820, г. Москва  
Учебники литературы под редакцией Бунеева Р.Н. и Бунеевой Е.В. для 5-9 класса мне очень нравятся. Подбор изучаемых произведений интересен и учителю, и детям. Главная проблема сегодняшнего дня - нечитающие дети. Заинтересовать их, привлечь к книге - главная задача учителя, и в этом очень помогают учебники образовательной системы 2100. Мы с детьми с удовольствием читали фантастику, приключенческую литературу, хороший детектив. А учебники 7-8 класса заставили моих детей всерьёз задуматься о себе самих и порассуждать о многих важных для них вещах. Совершенно не согласна с оценкой иллюстраций. Да, хотелось бы, чтобы они были цветными, но во всём остальном и мне, и детям они очень понравились: есть что рассматривать, и есть о чём думать и говорить. Слава богу, что у наших детей появилась возможность познакомиться с классиками мировой литературы и, пусть в репродукциях, с классиками мирового изобразительного искусства.
 17) 20.09.2007 12:21:10 Глушко В.А., МОУ СОШ №8, учитель русского языка и литературы, , Ставропольский край, Красногвардейский район  
Учебник литературы для 5-9 классов содержит малое количество произведений классиков русской литературы. Содержание учебного материала не соответствует материалу, включенному в экзаменационные билеты за курс основной школы в журнале "Вестник образования".
 18) 19.09.2007 18:06:34 Стадник Л.Н., МОУ СОШ №8, учитель, Ямало-Ненецкий АО, г. Лабытнанги  победитель конкурса ПНПО 2006 г.
Оставляют желать лучшего иллюстрации - зачастую очень мелкие, черно-белые... Рассматривать с ребятами не всегда интересно. А тем более, если учитывать, что работа с текстами до прочтения по технологии формирования типа правильной читательской деятельности, взятой за основу авторами учебников, предполагает прогнозирование содержания произведения по иллюстрации (один из моментов). По данным рисункам это сделать затруднительно.
 19) 13.02.2008 16:45:14 Педагогический коллектив, ГОУ СОШ № 932, г. Москва  победитель конкурса ПНПО 2007 г.
Больше десяти лет наша школа работает по программам и учебникам Образовательной Системы «Школа 2100». Авторы учебников – это творческие, умные люди, любящие детей, учитывающие их интересы. Мы считаем, что одним из главных достоинств этой системы является реализация принципа преемственности и непрерывности от дошкольной подготовки до старшей школы. Полное методическое обеспечение даёт возможность проводить интересные, вариативные, развивающие уроки. Эта система позволяет ученикам максимально раскрыть свои личностные качества в процессе совместной деятельности. Система направлена на развитие личности в процессе обучения. Образовательная Система признаёт право ребёнка быть другим. Учитель и ученик равноправны в процессе обучения. Любой мыслящий и творческий учитель, который поработал по программе и учебникам ОС «Школа 2100», уже никогда не отдаст предпочтение какой-либо другой системе.
 341.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.Литература. Ч. 1, 2. 6 кл. [Баласс]
Образовательная система «Школа 2100» под ред. Леонтьева А.А. Авторская линия учебников литературы продолжает линию учебников по литературному чтению тех же авторов для начальной школы. Учебники соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. В представленную линию входят также учебники литературы для 8, 10 кл. тех же авторов. Программа по литературе для 5-11 кл., рабочие тетради к учебникам для 5,6,7 кл., методические рекомендации
 20) 19.02.2008 11:09:21 Сахошко Елена Петровна, МОУ "Барабо - Юдинская СОШ", учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., Чистоозерный район, с. Барабо-Юдино  
Этот учебник не удовлетворяет меня как литератора. Оформление, постановка материала, нет системы изучения произведений.
 21) 25.06.2008 18:14:20 Резапкина Галина Владимировна, Центр практической психологии образования Академии социального управления, старший научный сотрудник, филолог, психолог, автор книг, посвященных профессиональному и личностному самоопределению молодежи, г. Москва  
Уважаемые коллеги с большим количеством регалий! Вы хорошо потрудились над реабилитацией рецензируемых мною учебников. Надеюсь, вы делаете это вполне искренно. Очень ценно, что на этом сайте люди имеют возможность высказать свою точку зрения. Хотелось бы пожелать вам оставаться в рамках приличий и точнее формулировать свои мысли. Вы можете как угодно относиться к моей позиции, но в одном вы ошибаетесь: рецензии не заказные! Поверьте, такое бывает!
 22) 20.09.2007 13:21:11 Люева Ольга Николаевна, МОУ СОШ №6 учитель литературы, Ставропольский край, г.Благодарный  
1. Содержание учебника уводит от русской литературы. 2. Считаю надуманным название учебника "Год после детства". 3. Не наблюдается системы в изучении литературы, особенно русской. 4. Главенствующее место занимает мистическая литература. Даже задания даются подобного типа (прочитайте вслух ту из "странных" сцен, которая вам показалась наиболее выразительной. Объясните выбор). 5. Оформление учебника не вызывает положительных эмоций у детей (черно-белые тона).
 23) 18.02.2008 22:39:35 Шмындина Екатерина Васильевна, МОУ СОШ №15, учитель русского языка, Республика Татарстан, город Зеленодольск  
Замечательный учебник, который позволяет говорить на уроке об очень важных и нужных вещах для становления личности! И не так далеко уводит он нас от русской литературы. Мне кажется, что важно не то, как назван учебник, а то, что в нем написано! Я сама попала в свое детство, еще раз перечитала то, что когда-то безумно нравилось. И ученики мои читают с удовольствием, хотя в 5 классе жаловались на обьем текстов. Детям безумно понравился "Орля", которого почему-то все ругают. А что касается мистики, так они по телевизору видят гораздо круче и менее качественное. Просто начинать работать с чем-то новым всегда трудно, но... нужно набраться терпения и все получится, как это случилось с нами только в середине ноября 6 класса. Отдельное спасибо авторам за то, что "не наблюдается системы в изучении литературы", потому что читать в 6 классе хочется для души и с удовольствием, а изучать литературу в системе можно начать и чуть позже!!! Спасибо!
 24) 11.03.2008 21:12:23 Миндзаева Этери Викторовна, МОУ гимназия №2 г. Железнодорожный московской области, заместитель директора по научно-методической работе, Московская обл., г. Железнодорожный  
В детстве я много читала, иногда даже забывая о необходимой помощи маме по дому... Любовь к чтению, к общению с книгой сохранила навсегда! Содержание моих книг было разнообразно и бессистемно... От сказок разных народов до философских произведений Индии, Японии, Китая... Было время упоения русской классической литературой... Иностранной классикой... Затем детективы от Конан Дойля до Юлиана Семёнова... и т.п. И всё это в школе... Я приходила к своему замечательному учителю литературы Римме Моисеевне Метревели и вместе с ней мы обсуждали то в прочитанном, что меня волнует... Несмотря на жанры, авторов, принадлежность к классике или к современной литературе... И на уроках она сумела "заставить" даже наших мальчишек с упоением читать стихи самых разных поэтов! Сегодня у книги мощные "конкуренты" - телевидение, интернет, киноиндустрия... Не читают наши дети сегодня! Почему же мы упорно пытаемся "учить их литературе"? Проходить те или иные произведения? Они и проходят... Мимо них! Год после детства... Моя младшая дочь учится в 6 классе, поэтому я решила побывать именно на этом форуме. Да, у них именно такой возраст сейчас - год после детсва. Мы с администрацией, когда обсуждаем планы праздничных мероприятий, не знаем куда "отправить" 6-классников: на детский спектакь-сказку с 5 классами, или на дискотеку с 7 классами! Их возраст - год после детства Наконец-то, к планированию содержания школьного курса привлекли психологов! Те, кто считает надуманным содержание учебников, позвольте задать Вам вопрос: давно ли вы просто говорили с детьми? Любовь к литературе не прививается обязательным содержанием минимума... Она в совместном прочтении книг... Разных... Давайте выбирать: или мы воспитываем читателей, или готовимся к ЕГЭ. Каждый учитель вправе сделать свой выбор... И каждый учитель должен дать обязательный минимум... Сложно. Учить вообще сложно.
 25) 04.04.2008 7:52:08 Липкина Елена Валерьевна, МОУ СОШ с.Быстровка, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., Искитимский район, с. Быстровка  
Материал доступен и понятен детям.
 26) 16.06.2008 11:37:52 Резапкина Галина Владимировна, Центр практической психологии образования Академии социального управления, старший научный сотрудник, филолог, психолог, автор книг, посвященных профессиональному и личностному самоопределению молодежи, г. Москва  
Выше с горечью прочитала, что детям "безумно нравится "Орля"... С каких пор "нравится - не нравится" стало критерием истины? Уж если учителя не понимают опасности подобной литературы, о чем еще говорить! Уважаемая Этери Викторовна, то, что к созданию учебников привлекли психологов - еще не повод для оптимизма. Психологи, как и учителя, бывают разные. Страшно, когда психологические техники сознательно используются во вред! Хотя в данном случае, скорее, по невежеству и безответственности. Но от этого не легче! Малоизвестная широкому читателю новелла Мопассана «Орля», которую Л. Андреев назвал истерической, написана в форме дневниковых записей больного, страдающего манией преследования. Психически больной писатель раскрывает суть процессов, происходящих в сознании человека, больного шизофренией. Кстати, кто-нибудь до Бунеевых знал, что такое «Орля»? Из учебника Бунеевых я узнала, что «это слово сейчас принято понимать в значении «внешнее, находящееся за пределами действительности». Кем принято, не сказано. Орля, одним словом! Герой Мопассана борется с таинственным Орля, пытается перехитрить невидимку («О, да, я буду ему повиноваться, следовать его внушениям, выполнять его приказания, стану кротким, покорным, трусливым! Он сильнее. Но мой час придет...») Он запирает Орля и поджигает свой дом, но возникают сомнения: "Мертвый? Да так ли? А его тело? Ведь его светопроницаемое тело не уничтожить средствами, убивающими наши тела!". Герой приходит к выводу, что избавление возможно только ценой самоубийства. Прошу прощения у тех, кому пришлось это читать. Но самый верный способ узнать, что изучают наши дети – прочитать выдержки из их учебников. Вариант цитатного плана, приведенный в рекомендациях, состоит из 23 пунктов и занимает три страницы мелким шрифтом. Детям предстоит не только читать «Орля», но и выписывать самые жуткие фрагменты. По мнению авторов хрестоматии, «подобная работа поможет углубленному проникновению в текст, исследованию психологического состояния героя». Чтобы ответить на вопросы к тексту, нужно настолько глубоко войти в образ героя, что есть риск не вернуться. Дети должны объяснить, «что повергло героя в состояние крайнего ужаса (человечеству грозит гибель, на смену человеку приходит новое Существо – Орля) и почему герой называет Орля и пленником, и повелителем (герою кажется, что Орля боится его, что его можно пленить, но Орля до последней минуты держит героя в руках,… а мысль о том, что Орля жив, видимо, приведет героя к самоубийству)» (Е. Барова, Методические рекомендации для учителя к учебнику хрестоматии для 6-го класса Бунеевых «Год после детства», М., Баласс, с.67). Для «непонятливых» учителей в скобках даны «правильные» ответы. В системе, декларирующей "деятельностный подход", "личностно ориентированное образование", "педагогику свободы" против "педагогики необходимости" используются приемы, характерные для тридцатых годов прошлого века: «Ваш любимый поэт и почему именно Маяковский»! Было бы забавно, если бы не было так страшно… Иногда мне кажется, что в школе завелось Орля – таинственная и неуловимая сила, которая целенаправленно разрушает здравый смысл, навязывает самоубийственные модели поведения и диктует свои правила игры в целях, известных только узкому кругу лиц. Угроза проникновения оккультно-мистического мировоззрения в сферу образования давно требует внимания не только педагогов, врачей и психологов образования, но и специалистов, занимающихся вопросами национальной безопасности. Художественный текст в отличие от научного не может быть нейтрален, потому что несет в себе энергию автора, его ценности, открытия и заблуждения. Читайте ребенку стихи и рассказы, написанные талантливым, но душевно больным или эмоционально ущербным человеком – и вы рискуете вырастить его подобие, правда, лишенное таланта. Хотите вырастить человека с чистым сердцем и ясным умом – питайте его книгами, написанными людьми с чистым сердцем и ясным умом. И чем раньше это произойдет, тем прочнее будет результат. Поэтому так легко формируются в этом возрасте искаженные ценности – информация, полученная первой, да еще из авторитетных рук воспитателя или учителя, воспринимается как единственно верная. Так цыплята, высиженные уткой, лезут за ней в воду. Галина Резапкина, с уважением и надеждой на диалог. Полный тест рецензии опубликован в газете "Лиература(ИД "Первое сентября", №7-2007), на сайте общественной организации "Родительский комитет" и metodkabi.net.ru
 27) 17.06.2008 16:18:30 МО учителей начальной школы и МО учителей гуманитарного цикла, ГОУ СОШ №932, г. Москва  
МО учителей начальной школы: Халилулина Н.А., учитель ВКК, "Почетный работник общего образования"; Курапова И.И., учитель ВКК, "Почетный работник общего образования", лауреат премии Мэра; Манохина Т.В., учитель ВКК, "Отличник народного просвещения", лауреат премии Президента; Прозоровская Е.В., учитель ВКК; МО учителей гуманитарного цикла: Трубачева Л.П., учитель ВКК, лауреат премии Президента; Копытова И.В., учитель ВКК, "Почетный работник общего образования"; Федорова И.Н., учитель ВКК; Кондратьева Г.Ф., учитель ВКК, "Отличник народного просвещения". Даже не психологам известно, что восприятие художественного произведения зависит от душевного состояния человека, который читает данное произведение. Имеющий опыт жизни человек знает, что, возвращаясь несколько раз к одной и той же книге, открываешь новые грани мира, созданного автором. И чаще всего камертоном к этому восприятию служит личное восприятие мира в данный момент. То есть «Я вижу то, что хочу видеть». И если на душе у читателя черно, или его грызёт тоска, или он склонен видеть всё в оккультно-мистическом ореоле, то и произведения приобретают именно такую окраску. В том и гениальность великих писателей и великих произведений, что они созвучны душе почти каждого человека, созвучны его состоянию души. И мы видим мир своими глазами. Особенность же детского восприятия заключается в том, что они видят всю палитру красок. И только те дети, у которых есть какие-то действительные отклонения психики, увидят что-то одно. И значит с этим ребёнком надо работать как-то по-другому, и лучше – психологу. И увидеть это сможет учитель, который ведёт уроки литературы. Сложные и тонкие по восприятию произведения становятся «лакмусовой бумажкой» для выявления любого нестандартного восприятия мира. Значит, помогут нам, учителям, заметить наличие этой проблемы. Восприятие госпожи Резапкиной Г.В. в таком ключе позволяет думать либо о заказе, либо о монохромности её восприятия мира. Опыт работы по учебникам литературы ОС «Школа 2100» показывает, что, воспринимая мир во всём его многообразии, дети вырастают думающими, душевными, умеющими сопереживать, деликатными, неравнодушными. Особенностью работы по этой системе является то, что мы уходим от дидактического нотационного восприятия литературы к личностному, эмоциональному и деятельностному её восприятию. Исходя из рецензии самой Галины Владимировны можно сказать, что вырванные из контекста фразы не являются показателем того, как выстроен учебник, какие задачи решает автор, какие методики применяются. Если взять даже самого А.С. Пушкина и посмотреть на использование какого-то одного слова в книгах, например, того же слова «дура», то может сложиться совсем неправильная картина восприятия произведений автора. Ученики это не цыплята высиженные, это огромный мир, который формируется многогранно и многопланово. И чтобы вырастить человека «с чистым сердцем и ясным умом», нельзя использовать теплицу, в которой он будет ограждён ото всего. Тем более в силу возрастных особенностей тяга к литературе фантастической, сказочной и даже мистической у детей существует и она огромна. И если эту литературу убрать из учебника, как хочется госпоже Резапкиной, то это не значит, что ребёнок её не прочитает. Он её всё равно прочитает, если она ему интересна и если он вообще читает. Но прочитает сам, и какой вывод он сделает, сложно сказать. Пусть он прочитает её лучше под руководством умного, думающего учителя, который работает по ОС «Школа 2100». Если внимательно просмотреть все литературные произведения, представленные в учебниках с 1 по 9 класс, то представленное многообразие стилей, авторов, направлений настолько велико, что удивляют те колоссальные усилия госпожи Резапкиной, затраченные на просеивание и вытягивание негативной, с точки зрения рецензента, информации, которые наводят на мысль о специфическом заказе. Представим на миг страшную картину, в которой цензор, основываясь на позиции автора рецензии, начнёт чистить и выправлять мировую литературу. Если следовать позиции рецензента, то детей нельзя допускать до произведений Гаршина, Гоголя, Гофмана, Достоевского, Андреева, а также и Грина. Автором рецензии концептуальный подход к выстраиванию линии восприятия литературы с 1 по 9 класс ОС «Школа 2100» перевёрнут с «ног на голову». Слегка добавленные отрицательные черты «сквозным героям» учебников, лёгкий сарказм, направленный на самих героев литературных произведений, которые существуют сами по себе, независимо от авторов учебника, издевательский намёк в сторону учителя. Вот мы и получаем другую картину, которой нет на самом деле. И непосвящённый читатель, который никогда не брал в руки учебники Бунеевых, поверит, что учебники плохие. Но это далеко не так. Литература, представленная в учебниках ОС «Школа 2100», является интересной, нужной и необходимой в силу того, что именно данная система литературного образования позволяет ребёнку познакомиться с миром литературы во всём её многообразии. Для того, чтобы научиться воспринимать тот или иной жанр, надо быть хотя бы элементарно с ним знакомым, уметь читать произведения этого жанра, видеть глубину заложенной мысли. А в современном, пресыщенном разнообразной информацией мире, насыщенном далеко не лучшей литературой произведения, подобранные авторами учебника, помогают ребёнку выбрать и построить правильную траекторию своего литературного чтения. Только в школе он сможет прочитать ту массу действительно интересных литературных произведений, соответствующих его возрасту. Не секрет, что и «Три мушкетёра», и «Евгений Онегин», и сказки А.С. Пушкина, и русские народные сказки создавались не для детей. И, следуя идее автора, их не стоит читать детям, потому что они не однозначны. А ведь человечество взрослеет. Цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления, чему и соответствуют учебники литературы ОС «Школа 2100».
 28) 26.11.2008 8:42:42 Кочергина С.Ю., мама, Свердловская обл., г. Екатеринбург  
Читаю мнения педагогов (со званиями) и не верю своим глазам! Куда делись настоящие учителя, которые учили детей всему доброму на примере замечательных произведений... А знаете ли вы, дорогие педагоги, что думают родители о программе 2100! Какими только словами не ругают учебники и школу. Лично я не знаю ни одного родителя, давшего положительный отзыв. Хоть на домашнее обучение детей переводи. А нормальная программа, с действительно качественными учебниками, а не вашими Бунеевыми, сейчас только, в основном, в дорогих частных школах. Видимо, прошли те времена, когда мы думали, что в школе плохому не научат.
 29) 01.03.2009 18:57:41 Аксютина Ирина, журналист, мама шестиклассника, Ярославская обл., г. Ярославль  
А я знаю и довольно большое количество родителей. Сама принадлежу к их числу. Мой ребенок уже шестой год занимается по этим учебникам. Мне кажется, все, кто говорят о том, что эта программа им не нравится, не вникают в её суть, а судят по каким-то отдельным текстам. Или просто считают, что если они сами учились по другим учебникам и все подряд зубрили, не задумываясь ни о чем, то и сейчас должно быть также. У этой программы есть главное: она учит читать и понимать то, что читаешь, выбирать свою книгу. И очень здорово, что в программе есть вся русская классика и зарубежная литература. Главное, что мой сын и его одноклассники любят и хотят читать. Разве это не главный показатель качества программы?
 30) 20.05.2010 14:19:15 Рукавишникова Светлана, ООО "Кодекс", технический писатель, г. Санкт-Петербург  
Я просто в ужасе! И эти учителя учат наших детей? Подписываюсь под каждым словом госпожи Резапкиной! Литература подобрана для поверхностного сознания ребенка, которого нужно чем-то заинтересовать. Любой ценой. Вот эта цена и есть цена настоящему культурному воспитанию детей. Вы не учите детей хорошему и красивому, вы играете на их стремлении к яркому, абстрактному, душа не развивается вообще - только умение выпячивать свое мнение... да и не свое - ведь авторы любят навязывать свое видение героев и их мотивов. Вы не понимаете, что населяете сознание ребенка негативными образами, о которых - если бы не ваши учебники - он, возможно, никогда бы не узнал. Мистика - не норма, самоубийства - не норма, наркомания - не норма, чтобы на примерах этого учить. Если это ваша жизнь и ваша судьба, учите на этом своих детей, если они живут в таком ужасном мире.
 31) 17.06.2008 15:56:56 Семионова О.И., ГОУ СОШ №932, зам. директора по ОЭР, учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ., г. Москва  победитель конкурса ПНПО 2007 г.
Интересные обнаружила отзывы на учебники по литературе Бунеевых, по которым работаю уже много лет. Ощущение, что автор отзывов (Резапкина Г.В.) пишет их по явному заказу, так как узнать в этих описаниях известные мне учебники решительно невозможно. Каждая интересная находка авторов учебника под пером г-жи Резапкиной сознательно превращается в какое-то «пугало». Путешествие в мир сказок названо «обращением к оккультной теме». Персонаж учебника - добрый сказочный персонаж - домовой Афанасий описан, как «усатый брюнет с топором, красным носом и глазами навыкате». Психологически тонкий подбор произведений в учебнике 7–го класса «Путь к станции «Я» обозначена как «произвольно выхваченные отрывки из чужих дневников и мемуаров» (и это об учебнике, где на каждый волнующий подростка вопрос о новых для него отношениях к себе и миру есть размышления и ответы в произведениях Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, А.А. Тарковского и других). В довершении звучит обвинение, что авторы учебников якобы выполняют чей-то заказ по развращению нашего молодого поколения. Тут уж вспоминается известное – «на воре и шапка горит!» У меня складывается четкое ощущение, что Г.В. Резапкина сама выполняет заказ по сознательному очернению учебников, которые кому-то мешают. Уже несколько лет ко мне в 5-й класс приходят дети, учившиеся по учебникам Бунеевых, и я вижу, что они отличаются как раз теми качествами, в которых им отказывает автор отрицательного отзыва. Она ведь, в отличие от нас, по этим учебникам не работала, не видела глаза детей, которые приходят из начальной школы с желанием читать большую литературу. У них не отбит интерес к чтению нравоучительными беседами, они умеют самостоятельно высказать и доказать свою нравственную позицию, а не повторить, как «попугаи» слова учителя. Всем текстом отзыва на учебник 7-го класса Г.В. Резапкина старательно пытается убедить, что вся эта книга должна вызвать у подростка чувство одиночество, потерянности, безысходности и т.п. Но ведь это же не так!!! Я помню свои собственные ощущения, когда впервые читала этот учебник, читала взахлеб, как самостоятельное художественное произведение, иногда даже заново открывая для себя некие грани понимания знакомых литературных текстов. Я очень жалела, что в моем детстве литературу преподавали не так. Нам долбили однозначные истины, пытаясь большую и сложную жизнь представить в простом и тусклом свете. И вот теперь передо мной учебник, который составлен так, что становится путеводителем подростка в мире новых для него взрослых мыслей и чувств. Он может погрузиться в него через лучшие образцы художественной литературы, пережить и главное осмыслить то, что начинает волновать его в этом возрасте – ощущение расставания с детством, радость взросления, переживание понимания и непонимания со стороны других и т.д. Помню, как впервые работала с этим учебником на уроках, как поначалу непросто было мне действовать не по привычным шаблонам, ставить перед моими учениками «взрослые» вопросы. И помню радость и даже удивление, которые я испытала, когда услышала от них серьезные и глубокие ответы на эти вопросы. Нам с детьми интересно на наших уроках, мы получаем удовольствие от такого изучения литературы, я вижу, как это помогает становлению самостоятельной и ответственной личности в каждом из моих детей. И вот теперь я читаю вышеупомянутые отзывы и не могу сдержать возмущения. Хватит каждый яркий, лишенный серости учебник обвинять во враждебных происках и разрушительном влиянии на нашу молодежь. Неужели мы не понимаем, что только честный и открытый разговор с современными учениками может способствовать их настоящему нравственному воспитанию?!
 342.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Литература. Ч. 1, 2. 7 кл. [Баласс]
Образовательная система «Школа 2100» под ред. Леонтьева А.А. Авторская линия учебников литературы продолжает линию учебников по литературному чтению тех же авторов для начальной школы. Учебники соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. В представленную линию входят также учебники литературы для 8, 10 кл. тех же авторов. Программа по литературе для 5-11 кл., рабочие тетради к учебникам для 5,6,7 кл., методические рекомендации
 32) 06.03.2008 11:29:57 Пырёнкова Светлана Владимировна, МОУ СОШ пос. Опытный, учитель русского языка и литературы, Чувашская Республика, Цивильский район, пос. Опытный  Победитель конкурса лучших учителей на премию Президента РФ
Третий год работаю с учебниками Бунеева, сохраняя преемственность с начальной школой. Как учителю-предметнику мне очень нравится эта серия. Подкупает многое: и названия разделов, название учебника,заставляющие размышлять, искать ответы на философские вопросы, и разнообразные задания, ориентированные на воспитание читателя думающего, внимательного. Биографические материалы о писателях читаются ребятами с большим интересом. Совершенно устраивает подбор изучаемых произведений, который делает каждый урок запоминающимся, насыщенным и ярким. За годы работы с этими учебниками ни разу не слышала от учеников негативных отзывов о том, что какое-то произведение было скучно читать. Наоборот, сколько было впечатлений, желания поделиться прочитанным. И самое главное, с помощью этих учебников можно убедить ученика, что читать интересно, полезно и престижно. Серия предлагает широкий простор для творчества учителя и ученика, формирует личность школьника, имеющего свои убеждения, предлагает проблемные вопросы, знакомит с литературоведческими понятиями, помогает воспитывать любовь к чтению.
 33) 16.06.2008 11:44:22 Резапкина Галина Владимировна, Центр практической психологии образования Академии социального управления, старший научный сотрудник, филолог, психолог, автор книг, посвященных профессиональному и личностному самоопределению молодежи, г. Москва  
Читать и анализировать в течение года произвольно выхваченные отрывки из чужих дневников и мемуаров – удовольствие на любителя. Должна же быть в этом какая-то сверхзадача? Что объединяет авторов разных эпох и стран, собранных на страницах учебника, который, по замыслу авторов, должен помочь подростку пройти путь до станции «Я» через полустанки «Я и детство», «Я и другие», «Я и мир»? Герои большинства текстов, включенных в хрестоматию, трагически погибают в подростковом возрасте. Остальные испытывают нравственные потрясения, которые накладывают отпечаток на всю их жизнь. Главы из книги Л. Кассиля «Ранний восход. Дневник Коли Дмитриева». «Учитель может сообщить учащимся, что в 1949 году Лев Кассиль попал на выставку произведений Коли Дмитриева, трагически погибшего в 15 лет 12 августа 1947 года. Писатель был настолько поражен и пленен увиденным, что решил написать о юном художнике книгу…». Текст начинается с четвертой главы второй части. Вопросы к тексту: Объясни, как ты понимаешь смысл названия глав и т.д. Но для этого нужно читать текст целиком, что не предполагается! Смерть предстает в поэтизированном виде. О серьезных вещах говорится мимоходом, вскользь: «Не сотвори себе кумира!.. Вся история человечества – это построение и разрушение памятников». Рядом неразборчивый ксерокс с картины Босха «Вавилонская башня»… И вопросы к тексту: «Нужны ли людям кумиры? Есть ли кумиры у тебя? За что ты их любишь?» Из контекста занятий учащимся должно быть понятно, что творить кумиров – плохо. А почему плохо? А что хорошо? Из заключения Российской академии образования о работе экспериментальной площадки Российской академии образования «Образовательная система "Школа 2100"» и использовании ее в широкой практике: – учебники формируют у ученика целостную систему знаний, являющихся ориентиром для поиска нужной информации и решения творческих задач…» Целостная система знаний подростка о себе и своем месте в мире на страницах учебника выглядит очень однобоко и безрадостно: конфликты, болезни, грязь, насилие, непонимание окружающих, смерть… Зачем все это? Чтобы вогнать читателей в депрессию, откуда – один шаг до раскрытого окна? Филологам очевидна убойная сила слова: предсмертные стихи Есенина спровоцировали эпидемию самоубийств. Раздел Я и Я. На шмуц-титуле - фрагмент работы Дали «Рождение человека». Человек мучительно выбирается из яйца. А смысл? Посмотрим, что думают по этому поводу классики. Стихотворение А. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный». Вопросы к учащимся: О каком душевном состоянии поэта говорят строки стихотворения? Найди философские размышления поэта о жизни. Что его заставляет страдать? В чем видит поэт свое предназначенье? Попробуй доказать на примере прочитанных тобою произведений А.С. Пушкина справедливость последних строк второй строфы. Последние строки второй строфы звучат так: …Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?... Непонятно, что ребята должны здесь доказывать. Предвкушаю анализ знаменитого поэтического диалога Пушкина и Филарета. Интересно, что думают о нем школьники, как воспринимают стихотворение «Дар напрасный, дар случайный», написанное поэтом в свой 29-й день рождения, блистательный ответ митрополита и ответный ход Пушкина – стихотворение «В часы забав иль праздной скуки»? Считают ли они ответ Филарета пародией на пушкинские стихи или палинодией, то есть отрицанием того, что сказано в оригинальном тексте? Ничего этого нет. А есть примитивные и сумбурные методические рекомендации к уроку «Дар напрасный? Дар случайный?»: «Мы не видим противоречия в содержании 2-й и 3-й строф: поэт страдает именно потому, что такой человек, как он, осознающий свой талант, богатство духа, не может найти применения себе в «однозвучном шуме жизни». Вопросы, заданные поэтом в минуты уныния, тяжелыми гроздьями повисают над бедными головами семиклассников. Вероятно, чтобы закрепить полученный эффект – стихотворение Н. Огарева «Хандра». ...Напрасно ищешь, чем бы ум занять, - Противно видеть, слышать, понимать, И только бесконечно давит скука, И кажется, что жить – такая мука! Затем – «Пока горит свеча» А. Макаревича, лучшая, на мой взгляд, песня «Машины времени», которая в стихотворном виде теряет многое, если не все. Вряд ли когда-нибудь Андрей Вадимович мечтал попасть в учебник литературы для 7-го класса. Итоговой работой по данной теме должно стать лирическое размышление «Бывают дни…». Чтобы задать мыслям ребят правильное направление, водитель по учебнику студент Алексей читает любимое место из дневника Печорина: «Что ж? Умереть так умереть: потеря для мира небольшая: да и мне самому порядочно уже скучно». Уверена, что такая литература придется по вкусу поклонникам модного сейчас в молодежной среде эмо-стиля – унылым подросткам в черном, которые видят вокруг только мерзость, отгораживаются от мира длинными черно-красными челками и периодически режут себе вены таким образом, чтобы их было несложно спасти. Авторы учебника не обманули. В книге есть и «строгая логическая последовательность, оригинальность композиции, единство нравственной проблематики, наличие внутренней ассоциативной и смысловой взаимосвязи всех разделов». «Логично» и «последовательно» детей ведут в трясину уныния. «Нравственная проблематика» сводится к актуализации негативных переживаний. Есть в учебники и светлые станицы, такие, как «Алые паруса» А. Грина. Но они растворяются в массе тенденциозно подобранных литературных произведений, моделирующих картину мира, в котором не хочется жить. Герои произведений, с которыми невольно будут идентифицировать себя семиклассники, представлены жертвами и мучениками, как на кощунственной картине В. Овчинникова «Св. Себастьян», приведенной в качестве иллюстрации к «Дневникам Адриана Моула» С. Таунсенд. Вообще интересно, изучают ли русскую литературу в английских и американских школах в таком объеме, как русские дети – англоязычную?
 34) 20.05.2010 14:31:23 Рукавишникова Светлана, ООО "Кодекс", технический писатель, г. Санкт-Петербург  
Я думаю это - акт уничтожения нашей нации, потому что поколение тысяч детей, выросших на этих учебниках (да, сейчас они, как все дети, веселые и общительные), столкнувшись с проблемами подростковой и взрослой жизни вспомнят те состояния, которые испытывали в детстве, это все всплывет - и это шаг до окна, шаг до убийства, шаг до депрессии. Понимаете, если бы я составляла учебник литературы, я бы взяла самые красивые, глубокие произведения о жизни, о любви, о преданности и дружбе, о настоящих человеческих качествах. Потому что в моем сознании нет темного, у меня бы даже не вспомнились эти книги, которые нашли авторы. Но их сознание сильно омрачено. Поэтому такой результат...
 343.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. Ч. 1, 2. 9 кл. [Баласс]
Образовательная система «Школа 2100» под ред. Леонтьева А.А. Авторская линия учебников литературы продолжает линию учебников по литературному чтению тех же авторов для начальной школы. Учебники соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. В представленную линию входят также учебники литературы для 8, 10 кл. тех же авторов. Программа по литературе для 5-11 кл., рабочие тетради к учебникам для 5,6,7 кл., методические рекомендации
 35) 11.02.2008 18:22:48 Василёва Валентина, ГОУ СОШ № 932, выпускница 2006 г., г. Москва  
Мне очень приятно, что у меня есть возможность высказать своё мнение об учебниках литературы Екатерины Валерьевны и Рустама Николаевича Бунеевых. Прежде всего, я хотела бы сказать, что, на мой взгляд, объективно оценивать учебники, подсчитывать их плюсы и минусы, проверять результаты, проводить анализ должны профессионалы. Увы, я не претендую на эту роль, мне бы просто хотелось поделиться своим личным опытом общения с этими учебниками и рассказать, как они помогли и что дали мне. Я учусь сейчас на 2-м курсе факультета журналистики МГУ и все больше начинаю понимать, что огромную поддержку, помощь, оказывает та база, в том числе и литературная, которую мне дали в школе. Я занималась по учебникам Бунеевых с третьего класса. Это как раз время становления личности, когда ребенок пытается сориентироваться в этом большом мире и понять, что такое хорошо, а что плохо. И в этот момент учебники и программа обучения должны быть не только образовательными, но и интересными и занимательными. Как раз в этом плане этим учебникам просто нет равных. Мне всегда нравились названия этих учебников. Знаете, говорят, как корабль назовешь, так он и поплывет. И вот в каждом классе учебник назывался по-новому, по-особенному, символично. Я помню, как, например, в 5 классе название учебника было «Шаг за горизонт». На мой взгляд, это точное название. Ребенок переходит в среднюю школу, начинается новый этап жизни, в которой все приходится начинать сначала. С пятого класса я начала вести дневник, где рассуждала о себе как о личности и о том, что влияло на ее становление. И часто писала, что больше всего на меня влияет литература. Такие рассуждения тоже плоды учебников Бунеевых. Нас в них учили не просто читать, а читать и понимать, видеть, думать, развиваться. Очень много записей в моем дневнике появилось после прочтения «Дневника Анны Франк», но больше всего меня поразило произведение «Завтра была война» Василя Быкова. Все эти книги подобраны так, что не могут оставить ребенка равнодушным. Они учили и воспитывали, а хорошее воспитание, зачастую, играет большую роль, чем любая эрудиция. Впрочем, эрудицию эти учебники развивают тоже. Здесь мне бы хотелось отметить, как грамотно подобраны иллюстрации к каждому разделу в учебниках. Я вспоминаю, как мы подолгу над ними задумывались, пытались найти скрытый смысл, второй план, понять символику. Для нас это было интересно - как разгадать загадку, и вместе с тем - это очень развивало воображение, фантазию, способность мыслить глубоко. Думаю, что благодаря учебникам Бунеевых, мы научились не просто читать, но и чувствовать, воспринимать частичками души литературу. У нас сформировались понятия о добре, зле, чести, достоинстве, личности. В каждом учебнике есть сквозные герои, которые беседуют с нами со страниц учебника, разбирают с нами произведения, и это вдвойне интересно. Мы читали не учебник, мы читали одну большую книгу - хрестоматию, которая сама по себе была таким же литературным произведением. Спасибо «Школе 2100» за интересные учебники.
 36) 26.02.2008 10:10:25 Васильева Ирина Николаевна, МОУ Безменовская СОШ, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., Черепановский район, ст. Безменово  
Учебники очень хорошие, так как они действительно поддерживают интерес к чтению, знакомят с замечательными не только русскими, но и зарубежными писателями. В учебниках даётся материал, соответствующий данному возрасту, что позволяет учиться эмоционально "проживать" прочитанное и выражать свои эмоции.
 37) 04.03.2008 12:48:57 Рязанцева Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., г. Куйбышев  
В 2007 году я сделала первый выпуск 1-9 по "Школа 2100" по литературе. Каждый учебник, входящий в УМК, своеобразен и интересен. Очень важно сейчас говорить с детьми о ситуцициях крайне напряженных, опасных, требующих от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил, важно научить детей правильно вести себя в этих ситуациях, оставаться человеком при любых обстоятельствах. Произведения, которые входят в учебники, позволяют нам вести с ребятами такой разговор: говорить о законах чести и том, что должно лежать в основе человеческого поступка. Каждое произведение привлекает прежде всег глубиной и художественным совершенством, своей нравственной направленность. Интересна методика изучения прозаических и лирических произведений, биографии писателей и поэтов. У детей есть возможность прочитать очерк о писателе, с которым они будут знакомиться, либо после изучения произведения с помощью фантазии создать свой образ писателя и представление о его жизни, харатере, писательском труде. Это формирует у учащихся своё представление о писателе не со слов учителя, а впроцессе самостоятельного поиска, который требует осознания целей, потребности пополнения недостающих знаний. внимания, воображения; учащиеся учаться способности сопереживать писателю, ибо его жизнь оказывается для них интереснее всякой сказки. Таким образом формируется и устойчивый интерес к дальнейшей работе по изучению жизни и творчества писателя. Каждый учебник имеет хорошее эстетическое оформление. Так например, в учебнике хрестоматиии для 7 класса дано очень много иллюстраций, которые позволяют организовать интересную работу по ним. Например, сочинение по иллюстрациям. Эти работы способствуют социализации личности. Анализ многих произведений помогает учащимся прийти к пониманию вечных и преходящих вжизни ценностей. Многие задания в учебнике 7 класса работают на развитие дивергентного мышления - выявление причинно - следственных связей, что в дальнейщем учащимся в жизни обязательно пригодится. Каждый учебник вводит много новых литературных понятий, что, безусловно помогает учащимся усовершенствовать навыки идейно - художественного анализа текста. О достоинствах каждого учебника можно шоворить бесконечно. Хочется сказать особо об учебнике хрестоматииидля 9 класса, который имеет название "История твоей литературы". В учебник включены критические литературоведческие материалы, даны материалы к работе по развитию связной речи: например, обучение анализу лирического произведения, как писать доклад, интерпретироваь текст. Даются советы, рекомендации и практические задания. Это помогает обучающемуся 9 класса успешно подготовиться к экзамену по литературе. Особо хочется отметить систему заданий, которая имеет два уровня: обязательный, соответствующий государственному образовательному стандарту. и уровень, предназначенный для более углубленного изучения литературы. Второй уровень даёт возможность учашимся выбрать задания по интересам, проявить самостоятельность при выполнении. Произведения, предназначенные для чтения, подобраны с учётом возрастных особенностей учащихся, что является несомненным плюсом в наше время, когда дети мало читают.


При цитировании материалов ссылка на данный ресурс обязательна.
© ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика".
Тел.: (499) 155-87-30