Отзывы открытого форума по обсуждению учебников федеральных перечней
Категория авторов отзывов: [ все ]
Отзывов: 20
21.08.2017 20:47:44
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009/2010 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 09.12.2008 № 379 (Приложение 1)

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Литература

 391.Меркин Г.С. Литература. 7 кл. [Русское слово]
 1) 22.11.2009 21:48:23 Садырина Нина Ивановна, МОУ "Лицей №15", учитель русского языка и литературы, Кемеровская обл., г. Березовский  Победитель областного конкурса "100 лучших учителей Кузбасса" 2007 г., "Лучший учитель России" 2008 г.
Уважаемые коллеги, хочу сказать от имени всего творческого коллектива учителей литературы нашего лицея. Мы стали первыми, кто второй год апробирует учебник и программу Г.С. Меркина. Консультация для учителей города, проведенная в марте прошлого года, вызвала интерес филологов других школ. Хочется поблагодарить коллектив издательства "Русское слово" за сотрудничество. Несколько слов о программе и учебниках. Самое главное, на наш взгляд, в разделах программы и учебника заложены механизмы реализации современных подходов к преподаванию литературы, а сама программа сохранила "золотой" фонд русской классики. Это очень важно. Техническая сторона учебника вполне устраивает. Чего бы хотелось?Тестов побольше. И еще не встречали в УМК дисков, содержащих различные методики проведения уроков с применением информационных технологий.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2007/2008 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 14.12.2006 № 321 (Приложение 1)

Раздел II. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 373.Меркин Г.С. Литература. Ч. 1, 2. 5 кл. [Русское слово]
Завершенная линия учебников по литературе соответствует федеральному компоненту государственного стандарта 2004 г. В комплект входит программа и тематическое планирование для 5-6 классов. Все учебники включают в себя хрестоматии и образуют единую линию
 2) 13.12.2007 0:57:22 Бигаева Н.В., СОРИПКРО, г. Владикавказ, преподаватель, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ  
Учебник соответствует содержанию Стандарта литературного образования 1998г. Автор предполагает реализовать цели литературного образования на концентрической и хронологической основе, с тем чтобы выпускники 9-го класса имели представление об историко-литературном процессе, в том числе и на основе постижения системных понятий и категорий: литературный процесс, литературные направления, стиль писателя, стиль эпохи, народность, историзм, традиции, новаторство. От класса к классу, начиная с 5-го класса, предполагается формировать первоначальные представления об историко-литературном процессе. Вводя в 5 классе произведения определенных эстетических периодов и систем, учитель имеет возможность уже в 7 классе впервые поставить вопрос о литературном направлении (классицизм), в 8 классе - о романтизме, чтобы в 9 классе сосредоточится в основном на решении основной эстетической проблемы – развитии реализма. Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия. Через систему материалов, дидактический аппарат учитель имеет возможность организовать учебную и внеурочную деятельность, основанную на явлениях, наиболее значимых для определенного края, региона (НРК). Преподавание литературы строится на единстве урочной и внеурочной деятельности, поэтому в программы по всем классам включен материал о возможных формах внеурочной деятельности учащихся. Знания, которые получают школьники в результате чтения и изучения художественной литературы, умения, приобретаемые в процессе работы на уроках, нацелены на то, чтобы приобщить учащихся к чтению, вырабатывать внутреннюю потребность читать, осмыслять художественное произведение и соотносить его с собственным опытом и развитием, подготовить их к следующим этапам литературного образования.
 3) 14.09.2007 15:24:14 Федорюк Лидия Владимировна, МОУ СОШ №31, учитель, методист ММЦ, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре  Победитель 2006 года
Мы уже высказывались по поводу данного учебника (6 класс). Хочется тоже отметить уровневую дифференциацию структуры учебников. Учащимся нравится выполнять тесты, они и сами их составляют. Нравятся тексты художественных произведений.
 4) 18.09.2007 10:55:55 Герасимова Н.И., МОУ СОШ №4, с. Северное, учитель русского языка и литературы, Ставропольский край, Александровский район, с. Северное  
Учебник литературы Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева для 5-го класса формирует умения творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умения видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, помогает в развитии речевых умений – составлять план и пересказывать прочитанное, составлять конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснять слово, строку, рассказывать об их роли в тексте, помогает увидеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства. Учебник рассчитан на детей разного уровня обученности. Он предлагает задания для творчески одаренных учащихся в разделе «Живое слово», учит их работать с тестами, предлагает содержательную информацию в разделе «Для любознательных». Хотелось бы, чтобы учебник содержал цветные иллюстрации, позволяющие детям, живущим на территориях, удаленных от культурных центров страны, приобщаться к мировому искусству, а не только получать общее представление от произведений живописи.
 5) 19.09.2007 7:54:37 Ужегова С.А., МОУ СОШ с. Чля, учитель руск.яз и литер., Хабаровский край, Николаевский район, с. Чля  
Умный, грамотный, интересный, логичный. Но имеет некоторые противоречия с программой.
 6) 28.09.2007 4:43:23 Комарова Татьяна Николаевна, МОУ СОШ № 30 учитель русского языка и литературы, Хабаровский край, г. Комсомольск-на- Амуре  
В учебнике литературы доступно предложен биографический материал о писателях, подобраны разноуровневые задания к произведениям, предлагаются тесты, а также материал для любознательных.
 7) 29.09.2007 2:38:50 Кудинова Е.Д., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№16, Хабаровский край, г. Комсомольск-на- Амуре  
Учебник Меркина Г.С. считаю очень удачным и интересным. Предлагаю продолжить внедрение данного учебника в школах.
 8) 04.10.2007 7:55:42 Василенко Марина Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 38, Хабаровский край, г. Комсомольск-на- Амуре  
Учебник Меркина Г.С. позволяет изучать литературу двумя категориями одновременнно, то есть воспитывать и образовывать. Программа учитывает этапы взросления школьников в зависимости от роста их знаний, умений и навыков. Учебный материал разнообразен и интересен, но программа, рассчитанная на 2 часа в неделю, не всегда позволяет использовать весь материал, предложенный авторами учебника, в рамках урока. Большое количество материала для внеурочной деятельности, по нашему мнению, может привести к перегрузке учащихся.
 9) 26.10.2007 13:12:23 Ванчугова А.И., СОШ №134, учитель высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования Российской Федерации, Новосибирская обл., г. Новосибирск, Кировский район  
Отзыв по результатам апробации УМК в 2005-06 уч. г. В результате апробации пришла к выводу, что данный учебник соответствует основным требованиям стандартов по предмету, задачам современного литературного образования, знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой литературы. Г.С. Меркин в 5 классе сосредоточил основное внимание на проблеме воспитания у школьников любви и уважения к книге, речевой культуры и внимания к слову, на развитие творческих способностей. Учитывая возрастные особенности, автор старается разнообразить приёмы и методы работы в классе, предлагая помимо традиционных вопросов творческие задания (инсценирование, иллюстрирование, рисунки, чтение по ролям, создание мультфильмов и т.д. – в рубрике «Пофантазируем»), развивающие фантазию; тесты, литературные игры и задания, ориентированные на развитие воображения, орфографического, логического и пунктуационного чутья (сочинить сказку, басню и т.д. – в рубрике «Живое слово»). Большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи. Вопросы и задания четко сформулированы и логически выстроены, ориентированы на возраст учащихся и их читательские интересы, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении литературе. Нужно отметить большую насыщенность познавательного материала. В учебнике содержится богатый и доступный детям 5 класса дополнительный информационный материал, помещенный в рубриках: «Советуем прочитать», «Для вас, любознательные», «В мире художественного слова». Изучение творчества любого автора начинается со вступительного слова «Мир автора в детские годы», что очень нравится детям, вызывает у них особый интерес, т.к. они могут проводить некие сравнительные параллели со своими детскими годами. Большое внимание уделено работе с литературоведческими терминами, и ведётся она регулярно, на протяжении всего учебного года. В 5 классе для ребят каждое слово интересно и сложно одновременно, поэтому заложена работа со словарем. При изучении творчества А.С. Пушкина рассматриваются и подробно анализируются стихотворения «Зимняя дорога» и «Бесы» (ч.1 стр.128-133), где особое внимание обращено на каждое слово, на их смысловую значимость, эмоциональную нагрузку. Учащиеся усваивают умение «видеть» слово и навыки анализа стихотворения, что поможет им в дальнейшей работе с произведениями поэтов 19 в. и 20 в. Учебная, внеклассная и воспитательная работы идут параллельно. После изучения произведений имеется рубрика «После уроков», где речь идёт о подготовке и проведении викторин, фотовыставок и т. п. В учебнике есть задания, нацеленные на использование местного материала (ч.1 стр.58, стр.91, стр.141 и т.д.) Например, ч.1 стр. 91 Задание: разыщите в библиотеке сборники с баснями писателей вашего региона. Что вы узнали о баснописцах? О чем их басни, какие персонажи в них действуют? Подготовьте об одном из авторов небольшое сообщение. В «Литературе. 5кл» имеются фотографии писателей и поэтов, чьё творчество рассматривается, богатый иллюстративный материал, краткий словарь литературоведческих терминов, справочный раздел, отдельно вынесена рубрика «Места рождения и детских лет писателей». К учебнику прилагается «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» Авт.-сост. Г.С. Меркин Учебник по содержанию и отбору текстов доступен и понятен учащимся 5 класса. Все произведения изучались с большим интересом, кроме повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Она вызвала сложность в понимании содержания текста, характеров героев. Дети в 5 классе не готовы к восприятию этой повести. В целом учебник вызвал массу положительных эмоций у ребят, их родителей, учителей. Желательно, правда, чтоб учебник был дополнен рабочими тетрадями, которые полностью бы соответствовали содержанию учебника. Интерес ребят к выполнению заданий в рабочих тетрадях велик, но, к сожалению, это не всегда возможно, т.к. много расхождений. Желательно, чтоб было создано методическое пособие «Поурочное планирование. Урок за уроком». Я согласна, учитель сам планирует уроки, он и сценарист урока, и режиссер-постановщик, и организатор деятельности учащихся, и талантливый актер, и наставник, прививающий детям любовь к родной литературе. Но если бы под рукой был такой «помощник», учителю проще было бы все эти роли совмещать. Пособие окажет существенную помощь учителям при подготовке к урокам литературы. Желательно, чтоб в учебнике ч.2 появился раздел «Великая Отечественная война в поэзии и прозе». Обращение к автору учащихся 5 «б» класса СОШ № 134 Дорогой Геннадий Самуйлович, Мы хотим спасибо Вам сказать, Что такой чудесный, интересный Удалось учебник Вам создать. Сколько в нем рассказов интересных, Повестей о детях для детей. Иногда мы плакали, смеялись, Обретали новых все друзей. А заданий творческих так много, Каждый день мы думаем, творим, Прикасаемся к поэзии, театру, То чувства на листе изобразим. Кто-то сказку пишет, Кто-то сценку Приготовил к басне- Очень рад! За развитие фантазии и творческих задатков Все дети Вам спасибо говорят! Геннадию Самуйловичу Меркину от учащихся 5 «Б» класса МОУ СОШ № 134 г. Новосибирска в знак благодарности. Стихотворение автору учебника «Литература. 5 кл.» Г.С. Меркину У меня учитель есть, Всего нового не счесть. А учитель этот – книга! Стихи выучишь с ним мигом. Эти книги хороши, В них рассказы для души! И об авторах узнаешь много интересного, Да и знаний не теряешь, Вот какой чудесный он! Много знаем мы сейчас, Хоть вперед – в 10-й класс!!! Симинько Анастасия, ученица 5 «Б» класса МОУ СОШ № 134 г. Новосибирска МОЙ УЧЕБНИК ЛИТЕРАТУРЫ Вот наш учебник литературы! В нем есть шедевры мировой культуры Различного жанра и стиля. Мы читали и учили Бунина и Блока, Есенина и Бокова. Выжевский Андрей, ученик 5 «Б» класса МОУ СОШ № 134 г. Новосибирска
 10) 13.09.2007 11:34:30 Пермякова Л.А., гл. методист кафедры методики гуманитарных дисциплин ПКИПКРО, Пермский край, г. Пермь  
Учебники (Меркин Г.С. Литература 5, 6, 7, 8 классы; Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В. А. «Литература» 9 класс. Сахаров В.И., Зимин С.А. "Литература 19 века" 10 класс, Чалмаев В.А., Зимин С.А. "Русская литература 20 века" 11 класс) соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, составлены с учетом требований к уровню подготовки учащихся, с учетом Федерального базисного учебного плана, благодаря которому устанавливается соотношение между федеральным компонентом (не менее 75%), региональным компонентом (не менее 10%) и компонентом образовательного учреждения (не менее 10%). Содержание учебника нацелено на создание условий для самоопределения и самореализации личности, на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков, обобщенных способов деятельности, социально значимых компетенций. 1. Стиль изложения отвечает требованиям научности, доступности. Материал учебника ориентирован на использование современных педагогических технологий: активно-деятельностный подход, коммуникативный подход, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Учебный материал выстроен логически грамотно: от класса к классу ученики изучают вершинные произведения классической литературы ХХ века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. 2. В процессе работы прослеживается как уровневая дифференциация структуры самих учебников, предназначенных для изучения на профильном уровне и базовом, так и дифференциация материала отдельных тем и разделов, где по усмотрению учителя возможно многоцелевое использование текстов и заданий. Вопросы и задания содержательны, наводят на глубокое размышление, через сравнение позволяют глубже понять произведения и в то же время объединить. Дополнительные рубрики: «Литературные игры», «Живое слово», «Пофантазируем», «После уроков», «Для вас, любознательные», «Советуем прочитать», «Тесты» являются богатейшим подспорьем для работы мысли, желания познать, дополнительно позаниматься, углубить свои знания. Условные обозначения содержательны по своему значению: восклицательный знак – внимание, необходимо прочитать, многоточие – послесловие, работа после уроков, вопросительный знак – вопросы к размышлению. Имеется также справочный материал для заучивания наизусть, для домашнего чтения, краткий словарь литературоведческих терминов. 3. Учебники уместно проиллюстрированы, подбор сопроводительного материала способствует не только вовлечению учащихся в учебную деятельность, но и значительно расширяет кругозор учащихся, позволяет правильно расставить акценты. Шрифт учебника оптимально удобен для чтения, не требует дополнительного напряжения. 4. Воспитательный потенциал учебников высок: авторы учебника, сделав акцент на духовно-нравственной и эстетической функции предмета, наполнили содержание учебника текстами, способствующими вовлечению учащихся в процесс чтения, а если это произошло, то углублению знаний на теоретическом уровне. От урока к уроку учащиеся совместно с учителем решают важнейшие для жизни каждого человека задачи, формирующие гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, чувство патриотизма, любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры.
 11) 26.11.2007 10:25:05 Комлева Н.И., МОУ Ордынская средняя общеобразовательная школа №3, учитель русского языка, Новосибирская обл., Ордынский район, р.п. Ордынское  
Учебник содержит интересные творческие задания, тексты, викторины. Есть дополнительный материал в страничке "Для любознательных".
 12) 19.02.2008 8:47:46 Балясникова Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ Первомихайловской сош Татарского района НСО, Новосибирская обл., Татарский район, с. Первомихайловка  
Мне очень нравится этот учебник. Он содержит много иллюстративного материала: портреты и фотографии писателей и поэтов. Также в этом учебнике много интересных заданий: разноуровневых, творческих заданий. Этот учебник содержит материал, помогающий детям при анализе произведений.
 13) 20.02.2008 7:34:44 Попова Наталья Владимировна, СОШ №1 учитель рус. языка и литературы, Новосибирская обл., р.п. Маслянино  
Очень понравилось, как подобран, адаптирован для подростков и оформлен курс 20 века. Поэтому заказала учебник этой линии для 5 класса. Учебник хороший: 1) В нем заложена главная мысль о предмете – литература – это искусство слова, возникшее с письменностью. Весь литературный процесс легко разделяется по векам, накладывается на «ленту времени». Особо структурировать ничего не нужно. 2) Появились биографии писателей, которые можно пересказывать и запоминать. 3) Литературоведческая база дается попутно. Нормальные формулировки, выделены ярко. Это все не раздражает. Глубина материала хорошая. Рубрики «Советуем прочитать», хорошие сноски – все удобно. Тексты помещены в учебнике; есть статьи о текстах; они ненавязчивые, думаю, будут понятны детям. Вопросы и задания порой сложноваты для детей, но времени разобраться в их сути, еще не было. В учебнике 2 части – не тяжело ребенку носить. Я думаю, с помощью этого учебника можно будет создать в голове пятиклассника хронологическую систему литературного процесса. А наполнить ее содержанием помогут и другие источники: тексты в отдельных книгах, фильмы и т.д. Программа предполагает знакомство с огромным списком имен и произведений, которые надо освоить самостоятельно! Пока работаю, не раздражаясь.
 14) 21.02.2008 9:51:17 Удрас Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ Ускюльской СОШ, Новосибирская обл., Татарский район, с. Ускюль  
Учебник Меркина Г.С. считаю очень удачным и интересным. Учебник рассчитан на детей разного уровня обученности. Он предлагает задания для творчески одаренных учащихся в разделе «Живое слово», учит их работать с тестами, предлагает содержательную информацию в разделе «Для любознательных». Хотелось бы, чтобы учебник содержал цветные иллюстрации, позволяющие детям, живущим на территориях, удаленных от культурных центров страны, приобщаться к мировому искусству, а не только получать общее представление от произведений живописи.
 15) 14.11.2007 21:45:32 Енина Елена Александровна, МОУ Гимназия №1 г.Похвистнево учитель, Самарская обл.,г. Похвистнево  победитель конкурса ПНПО 2006 г.
Работаю по программе Г.С. Меркина с 2005 года. Сейчас у меня 5 класс и 7-й. Учебник очень интересный, работаем с удовольствием. Заставляет думать, учит уже в среднем звене грамотно анализировать произведения. Спасибо.
 374.Меркин Г.С. Литература. Ч. 1, 2. 6 кл. [Русское слово]
Завершенная линия учебников по литературе соответствует федеральному компоненту государственного стандарта 2004 г. В комплект входит программа и тематическое планирование для 5-6 классов. Все учебники включают в себя хрестоматии и образуют единую линию
 16) 12.09.2007 2:52:29 Федорюк Лидия Владимировна, МОУ СОШ №31, учитель, методист ММЦ, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре  Победитель 2006 года
От лица творческой группы учителей хочу высказать мнение о следующих учебниках: Меркин Г.С. Литература 5. 6. 7 классы; Чалмаев В.А., Зимин С.А. "Русская литература 20 века" 11 класс; Сахаров В.И., Зимин С.А. "Литература 19 века" 10 класс. Данные учебники соответствуют общей концепции модернизации образования. В них отражена вариативность, уровневая и профильная дифференциация, задания направлены на развитие товрческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы. Вопросы и задания носят творческий характер. Система заданий соответствует возрасту учащихся. Предложения: - хорошим дополнением к учебнику были бы рабочие тетради, дидактические материалы; - полиграфическое исполнение учебника неплохое, но желательно иметь красочные репродукции. Руководители городской творческой группы учителей литературы по внедрению учебников литературы нового поколения Воропаева Л.П., учитель ВКК МОУ СОШ №34 и Усольцева Л.Г. , учитель ВКК МОУ СОШ №32. Хочу добавить лично от себя. Я работаю в ММЦ в рамках реализации проекта ИСО. Увлекаюсь ИКТ. Создаю сама дидактические материалы в электронном виде (портреты, рисунки, карточки, викторины), использую различные программы на CD. Но хотелось бы, чтобы было электронное пособие по каждому классу. Смогла бы, создала. Спасибо. Федорюк Л.В.
 17) 26.10.2007 13:15:22 Дудченко Г.М., СОШ №16, учитель высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования Российской Федерации, Новосибирская обл., г. Новосибирск, Кировский район  
Отзыв по результатам апробации УМК в 2005-06 уч.г. Учебник «Литература» 6 класса автора Г.С.Меркина соответствует требованиям стандарта по предмету (превышения нет, включены все элементы стандарта). Учебник является частью учебно-методического комплекта, включающего программу. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы построена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. Авторы новой программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 2-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2005) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. В содержание новых программ для 9 класса входят литературные произведения и историко-литературные явления от древнерусской литературы до второй половины XX века включительно. Это и многие другие обстоятельства выделяют проблему 9 класса как одну из самых актуальных. Решение проблемы представляется оптимально возможным при таком варианте, когда, начиная с 5 класса, ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы XX века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе. Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса содействуют появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развития личности. Апробация новой программы и учебника показала, что изучение учебного материала проходит эффективнее и намного оптимальнее, создаются возможности для реализации литературного образования, понятийный аппарат раскрывается в соответствии с современными научными воззрениями и требованиями методики. Осуществляется интеграция знаний и сведений из смежных дисциплин, соблюдена логика и доступность учебного материала, учитываются возрастные особенности; автором включены в круг чтения и изучения произведения, вызывающие на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободолюбия, любви, социальных отношений. Прослеживается связь с начальной школой, в процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика как заинтересованного читателя углубляются и расширяются. Для процесса обучения в 5-м и 6-м классах «программной» скрепляющей идеей является мысль о книге, о её роли в творчестве писателя, в жизни человека, в русской культуре. В 6-ом классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношения авторов к своим героям, созданным ими произведениям; происходит осмысление шестиклассниками роли, значения и особенности художественной литературы. Учебники Г.С. Меркина адресованы ученику. Особенностью учебников является настроенность на диалог: педагог формирует интерес школьников не только к творческому прочтению произведения, но и к сотворчеству, т.е. к глубинному и проникновенному диалогу читателя и писателя. Удачно раскрыты ключевые темы курса. В качестве эффективного усвоения материала используются таблицы, схемы, содержание которых дано логично, последовательно, в доступной форме для учащихся, позволяет понять программный материал и освоить шестиклассникам теоретико-литературные понятия и категории. Учебный материал излагается компактно, в то же время достаточно полно по содержанию; биографии писателей и поэтов сопровождаются портретами, фотографиями тех мест, где прошло детство автора, иллюстрациями к изучаемым произведениям, что, несомненно, повышает интерес к изучению предмета. Учебник очень хорошо выполнен с точки зрения полиграфии (нужный материал выделен шрифтом, есть деление на рубрики, членение на абзацы и т.д.). Учебник обеспечивает возможность для формирования следующих умений: • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных произведений; • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть; • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения; • применения знаний в устной или письменной форме (справочники, словари, научно-популярная и художественная литература); • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов и т.п. Учебное пособие содержит задания различного уровня: • репродуктивного; • творческого; • поискового. Особый акцент направлен на поисково-исследовательский метод анализа авторского текста художественного произведения, способствующего литературному образованию, философскому и нравственно-эстетическому осмыслению мира автора и его произведения. Виды работ по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развернутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение и т.д.). В учебнике прослеживаются межпредметные связи: литература – русский язык – история – ИЗО – музыка. Учебник стимулирует познавательную активность учащихся, формирует навыки самостоятельного приобретения знаний, способствует развитию самостоятельной творческой активности. Программа Г.С Меркина и учебник ориентированы на современные технологии: • деятельностный и коммуникативный подход; • индивидуализацию и дифференциацию обучения; • личностно-ориентированный подход. Для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Урок сотворчества – и эта модель выдвигает на первое место не учителя, а ученика, который с помощью учителя идёт к литературному произведению, а от него к автору. Существует многообразие нетрадиционных форм урока, но программа в 6-м классе ориентирует на личностную познавательную деятельность и с ориентацией на хороший результат, мы часто обращаемся к уроку-диалогу, литературной игре, конкурсу, размышлению и т.д. деятельностные страницы можно найти в каждом учебнике Г.С. Меркина. В учебнике Г.С. Меркина представлено большое количество новых рубрик, позволяющих ученику и учителю осуществить свой выбор в связи с поставленными целями и задачами и учётом личностных особенностей школьника. Различного вида задания в учебнике (рубрики «Вопросы и задания», «Пофантазируем», «Живое слово») обеспечивают возможность систематизации и обобщения знаний по изучаемому разделу; активно используются игровые материалы для активизации мыслительной деятельности на уроках (рубрики «Литературная игра», «Пофантазируем», «Для вас, любознательные»). Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается как во время уроков, так и во внеурочное время. Эффективно организовать внеклассную работу по предмету помогает рубрика «После уроков», в которой автор предлагает разные формы: фестивали, праздники, концерты, экскурсии, викторины и т.п. Осуществлению внутрипредмеиных связей помогают рубрики «Живое слово», «В мире художественного слова…», ученики, выполняя задания автора учебника учатся работать с различными справочниками и языковыми словарями. Знакомясь с другими рубриками учебника: «Поразмышляем о прочитанном», «Поговорим о прочитанном», «Это интересно», «Пофантазируем»,- ученик, вступая в диалог с автором учебника, получает советы в корректной форме по самообразованию, и, выполняя задания, выбирает то, что ближе ему: рисует, готовит сообщение, учит наизусть, пишет сочинение-рассуждение, идет в библиотеку для того, чтобы выбрать новую книгу. Таким образом, ученик становится активным участником трансляции культуры, так как в процессе своего развития, присваивает ее. Мнение о программе, тематическом планировании и методических рекомендациях. Программа по данному учебнику рассчитана на 2 часа литературы в неделю, этого количества часов достаточно для изучения материала, предлагаемого автором учебника. Разнообразный материал нового учебника направлен на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, позволяет учащимся заниматься самообразованием (Справочный раздел «Советуем прочитать» в конце учебника ч.2 предлагает рубрики: «Для заучивания наизусть», «Для домашнего чтения»). Новый учебник отличается от предыдущих по структуре, содержанию, методическому аппарату. Особое внимание автором уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Важно обратить внимание на некоторые особенности, расширяющие возможности учителя при организации учебного процесса. Учебные хрестоматии (ч.1, ч.2) включают в себя два основных блока текстов: художественные тексты, несущие эстетическую информацию, и учебные тексты, выполняющие дидактическую функцию. Они располагаются в учебной хрестоматии в строгой последовательности, составляя цельные разделы. Однако это вовсе не означает, что освоение материала должно проходить по заданной учебным пособием схеме. В конечном итоге именно учитель определяет успех урока или изучения предмета. Поэтому любой преподаватель вправе самостоятельно определять последовательность изучения разделов программы, планировать затрату учебного времени на те или иные темы, выбирать тип урока для работы над произведением. Учебная хрестоматия предлагает лишь один из возможных вариантов построения системы уроков. В связи с этим нужно сказать о возможностях реализации регионального компонента Учебно-методическое обеспечение программы. Серьёзной проблемой, возникающей перед учителем литературы, является проверка знаний и умений школьников. Литература – особый предмет, требующий большого количества содержательных, многословных ответов. Решение важных задач, обозначенных авторами новой программы и учебников, требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода, поэтому хотелось бы, чтобы к учебникам автора Г.С. Меркина вышли «Методические рекомендации для учителя» по классам: 5-6 кл., 7 кл.-8 кл., в этой брошюре можно представить систему тестов и контрольных заданий по литературе, отражающую новый этап в развитии концепции литературного образования в школе. Эта система поможет учителю решить ряд насущных дидактических задач или послужить образцом для составления им тестов и заданий, соответствующих его собственной педагогической концепции.
 18) 29.11.2007 8:46:06 Бегеза Наталья Анатольевна, МОУ Вагайцевская средняя общеобразовательная школа, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., Ордынский район, с. Вагайцево  
По учебнику-хрестоматии под редакцией Г.С. Меркина работаю второй год. Срок для подведения серьёзных итогов невелик. Но я думаю, что этот современный учебник поможет моим ученикам стать талантливыми читателями. Через разнообразные задания по программным литературным произведениям, через кропотливую работу по выявлению художественных особенностей текста прививается любовь к чтению. Ученики с интересом знакомятся с материалами, служащими как бы дополнением к основной работе на уроке (рубрика: «Для вас, любознательные!»), включаются в самостоятельную работу (рубрики: «После уроков», «Пофантазируем», «Живое слово»). В учебнике, на мой взгляд, ведётся серьёзная работа по закреплению и расширению объёма литературоведческих терминов. Но для выполнения всех предложенных автором заданий не хватает учебного времени (по программе 2 часа в неделю). Привлекает учебник своим оформлением, иллюстрации и фотографии уместно украшают его страницы. Но встреченные опечатки (на страницах 13 и 203 в учебнике для 6 класса) огорчают. Хотелось бы, чтобы в скором будущем было выпущено методическое пособие для учителей, работающих по программе Меркина Г.С., Зинина С.А.,Чалмаева В.А., где была бы предложена система уроков по литературе.
 19) 07.12.2007 12:29:36 Ковалева Л.И., Баганская средняя школа №1, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., Баганский район  
Учебник мрачный. Желательно, чтобы иллюстрации были цветными.
 20) 27.05.2009 21:29:00 Фролова Любовь Сергеевна, МОУ СОШ №81 г. Ярославля, учитель русского языка и литературы, Ярославская обл., г. Ярославль  
К сожалению, приходится признать, что двух-трех часов, которые предоставляются для ИЗУЧЕНИЯ литературы, да еще в таком объеме, как у Г.С. Меркина, просто не хватает ни на что. Попыталась охватить все произведения, рекомендованные для изучения, подчеркну - изучения, и ничего из этого не вышло. Успеваешь только бегло ознакомить детей с содержанием. Углубляться уже не получается. Говорить о тщательном изучении теории литературы вообще не приходится. Конечно, не буду спорить с тем, что и произведения подобраны неплохо, и материал для тестов хорош, но все-таки слишком мало часов. К тому же мне показалось, что биографические сведения, в том числе отрывки из мемуарной литературы, не слишком доступны для понимания детей. Нужно их несколько адаптировать. И насчет цветового оформления. Соглашусь с коллегой Ковалевой Л.И.: мрачновато, не впечатляет. И это при современных возможностях полиграфии.


При цитировании материалов ссылка на данный ресурс обязательна.
© ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика".
Тел.: (499) 155-87-30