Отзывы открытого форума по обсуждению учебников федеральных перечней
Категория авторов отзывов: [ все ]
Отзывов: 45
17.10.2017 23:30:46
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009/2010 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 09.12.2008 № 379 (Приложение 1)

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Физика

 642.Громов С.В., Родина Н.А. Физика. 7 кл. [Просвещение]
 1) 30.06.2010 20:24:54 Эльбазов В. С., не работаю, пенсионер, г. Москва  Отличник народного образования Украины
Этот учебник значительно уступает по качеству изложения материала учебнику А.В. Перышкина "Физика 7". Для улучшения качества учебника следует учесть следующие замечания и предложения. *Изложение материала о векторном характере скорости и силы дополнить рассмотрением графического изображения скорости и силы в виде отрезков со стрелкой,указывающей направление движения тела или действия силы. Эти направленные отрезки называются векторами. Длины этих отрезков в выбранном масштабе должны соответствовать числовым значениям скорости или силы. Все векторные величины обозначают соответствующими буквами со стрелочкой, а числовые значения этих величин той же буквой, но без стрелочки. В данном учебнике в этом отношении допущена грубая ошибка и в дальнейшем придется переучивать школьников. Необходимо еще рассмотреть сложение векторов скоростей движений, происходящих по одной прямой в одном и том же и противоположном напрпавлениях. Результаты сложения в этом случае легко проверить на опыте, а в дальнейшем это очень пригодится при рассмотрении сложения сил. *Очень хорошо изложен материал о движении тел по инерции. Но почему нет определения инерции? *В курсе физики 7-го класса при рассмотрении всех явлений действующим является понятие гравитационной массы.Поэтому вопрос об инертной массе необходимо рассмотреть в следующих классах. Здесь же сначала необходимо ознакомить учащихся с первоначальными представлениями о массе как количестве вещества в теле, о чем свидетельствует первый эталон массы (1791 г.) 1 кг определялся как масса воды, содержащейся в 1 куб. дм. Очевидно, что в 2 куб. дм воды содержится в два раза больше и ее масса равна 2 кг. Получается, что масса составного тела равна сумме масс, составляющих это тело частей. Опыты показывают, что два тела равных масс уравновешивают друг друга на рычажных весах. Если два таких тела уравновешивают на весах некоторое третье тело, то его масса равна сумме масс первых двух тел. *Изложение материала о силе необходимо дополнить следующим: "Если в качестве действующего тела выбрать пружину, то она в большей мере действует на интересующее нас тело, т.е. с большей силой, при ее большем растяжении. Таким образом, по величине удлинения пружины можно судить о величине силы. Для изготовления эталона единицы силы в 1Н приведем в движение тело массой 1 кг по гладкой горизонтальной поверхности с помощью пружины со стрелкой и шкалой так, чтобы его скорость возрастала на 1 м/с за каждую секунду. Отметив начальное и конечное положение стрелки на шкале, получим эталон силы в 1Н. При действии двумя такими эталонами на лежащее на гладкой горизонтальной поверхности тело равными по величине и противоположными по направлению силами тело сохраняет свое состояние покоя. Такое действие сил называется уравновешенным. При этом все выглядит как и до действия эталонов, т.е. при отсутствии действующей силы. Но только при векторном сложении сил их сумма в данном случае равна нулю. Это окончательно подтверждает, что сила является векторной величиной. Если двумя эталонами оказать действие на некоторую пружину со стрелкой и шкалой в одном направлении силами по 1Н,то пружина окажет противодействие с силой в 2Н. Действуя далее 3-мя и т.д. эталонами, проградуируем пружину и получим прибор для измерения сил (динамометр). Измеряя удлинения пружины динамометра и имея соответствующие этому значения сил, получим, что сила упругости прямо пропорциональна удлинению пружины (закон Гука). Это позволяет нанести более мелкие деления на шкале динамометра. Необходимо также обосновать формулу взаимосвязи силы тяжести и массы тел. Измеряя силу тяжести, действующую на тела массой 1 кг, 2 кг, 3 кг и т.д., установим, что сила тяжести прямо пропорциональна массе тел. Таким образом, масса является мерой способности тел к гравитационному взаимодействию и ее называют гравитационной". С уважением и пожеланиями творческих успехов.
 643.Громов С.В., Родина Н.А. Физика. 8 кл. [Просвещение]
 2) 30.06.2010 21:26:06 Эльбазов В. С., не работаю, пенсионер, г. Москва  Отличник народного образования Украины
Каждый учебник должен способствовать развитию мышления и умственных способностей школьников. В данном же учебнике изложение некоторых положений дано, как в справочнике, что не соответствует предъявляемым к учебнику требованиям. Рассмотрим это на некоторых примерах. *Как и в учебнике этих же авторов "Физика 7" ошибочно на чертежах векторы скоростей, ускорений и сил обозначаются буквой без стрелочки. *Необходимо дать научное определение инертности тел. Из формулировки 1-го закона динамики, данной самим И.Ньютоном, следует, что все тела обладают врожденным свойством сохранять (а не приобретать) свою скорость движения. Это свойство тел называется инертностью. В случае свободных тел инертность проявляет себя в сохранении телами своей скорости неизменной по величине и направлению, т.е. инертность является причиной инерции. О причине инертности в классической физике ответа нет. Для изменения скорости тел требуется нескомпенсированное действие на них окружающих тел, при этом данное тело оказывает противодействие (сопротивление) внешним телам, а не само себе. И здесь причиной противодействия является инертность тел. Ни одно тело в мире не меняет свою скорость движения мгновенно даже под действием самой большой силы. Для изменения скорости требуется определенный промежуток времени. *После ознакомления школьников с инерциальной и неинерциальной системами отсчета необходимо дать современную формулировку 1-го закона динамики. *В данном учебнике отсутствует изложение материала о мере инертности тел. Для исправления этого недостатка необходимо изложение подобного материала перенести из учебника "Физика 7". Но предложенный там метод позволяет только качественно сравнивать инертные массы тел. Как же количественно сравнивать эти массы? Оказывается, что для сообщения некоторому телу большего ускорения требуется и большая сила, причем величина ускорения оказывается прямо пропорциональной величине силы. Тогда отношение модуля силы к модулю сообщаемого этой силой ускорения есть величина постоянная. Опыты показывают, что для более инертного тела числовое значение этого отношения тоже больше. Поэтому физическая величина,равная отношению модуля силы к модулю сообщаемого этой силой ускорения, выбрана за меру инертности тел, т.н. инертную массу. Инертная масса гравитационного эталона массы равна единице и тоже называется килограммом. С уважением и пожеланиями творческих успехов.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2007/2008 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 14.12.2006 № 321 (Приложение 1)

Раздел II. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 652.Громов С.В., Родина Н.А. Физика. 7 кл. [Просвещение]
Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Рабочие тетради, методические рекомендации, CD-ROM.Марон А.Е. и др. «Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике» 7-9 кл.Марон А.Е. «Контрольные работы по физике» 7-9 кл.
 3) 20.02.2008 7:16:27 Стаченко Наталья Яковлевна, МОУ "Барабо - Юдинская СОШ", учитель физики, Новосибирская обл., Чистоозерный район, с. Барабо-Юдино  
В меру научный, доступный, понятный учебник. Хороший подбор задач.
 4) 28.03.2008 11:41:00 Склярова Анна Александровна, МОУ Волчанская СОШ, учитель физики, Новосибирская обл., Доволенский район, с. Волчанка  
Отличается высоким научным уровнем, современной структурой и четкостью изложения материала с опорой на исторические факты. Ко всей линии учебников 7 - 9 классы прилагаются рабочие тетради, содержащие систему индивидуальных заданий для работы на уроке и дома. Лабораторные работы, представленные в рабочих тетрадях, имеют уровневый характер. Также в УМК входит пособие "Контрольные работы по физике: 7 - 9 классы", где представлены работы разноуровнего содержания, полностью соответствующие содержанию учебников. Пособие "Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике: 7 - 9 классы" включает в себя разноуровневые задания, что способствует гуманизации обучения физики на первой ступени.
 5) 05.03.2008 7:39:50 Панфилов Дима и Просвиров Саша, ученик 7 класса МОУ Покровской СОШ, Новосибирская обл., Чановский район  
Очень познавательный.
 6) 03.09.2007 10:57:41 Букреев В.М., Масленниковская СОШ, учитель, Самарская обл.  
Учебник соответствует стандарту образования, но подбор задач оставляет желать лучшего.
 7) 20.02.2008 8:34:35 Лихачёва Елена Викторовна, МОУ Нижне -Чулымская СОШ, учитель физики, Новосибирская обл., Здвинский район, с. Нижний Чулым  
Учебник доступен для учащихся. Соответствуют обязательному минимуму образования. Мне кажется, что в учебнике излишне много исторических фактов. Хотелось бы, чтобы в конце тем были тестовые проверочные работы, материалы для подготовки к ЕГЭ.
 8) 13.12.2007 10:36:24 Бабий Сергей Васильевич, МОУ Савкинская СОШ, учитель, Новосибирская обл., Баганский район, с. Савкино  
Учебник соответствует стандарту образования, имеет много дидактического материала как для учащихся, так и для учителя. Содержит богатый исторический материал, много различных интересных задач, а также лабораторных работ.
 9) 21.11.2007 11:33:04 Шумская Светлана Ивановна, МОУ Землянозаимская СОШ, учитель, Новосибирская обл., Чановский район  
Изменений в структуре учебников нет, теоретический материал повторяет материал прошлых лет.
 10) 20.11.2007 12:55:44 Кравченко Марина Владимировна, МОУ ХаповскаяООШ, учитель физики, Новосибирская обл., Здвинский район, с. Хапово  
Учебник удобен тем, что в нём много теории; очень много экспериментальных заданий, которые можно задать учащимся на дом; есть кроссворды, если есть возможность и время, можно детям в целях повторения дать задание заполнить кроссворд. Но, я считаю, задачи в учебнике упрощены, удобны для детей, имеющих оценку 3 по физике, особенно физика 8 класс задач мало; только в конце учебника, тогда как по Пёрышкену, есть ещё и упражнения после параграфа, задачи более сложные, такие, что есть над, чем подумать.
 11) 16.11.2007 6:09:13 Аникина Ирина Георгиевна, МОУ ЗСОШ №1, .Директор , Учитель физики, Новосибирская обл., Здвинский район , с. Здвинск  
Учебный комплекс отличает высокий научный уровень. современная структура, доступность, четкость и увлекательность изложения материала с опорой на исторические факты. Задачи и упражнения собраны в специальных разделах, помещенных в конце учебника, где также приводятся описания лабораторных работ. Рабочие тетради содержат систему индивидуальных заданий по физике для самостоятельной работы на уроке и дома и систему уровневых лабораторных работ. В пособии "Контрольные работы по физике" предлагаются работы разноуровневого содержания в качестве раздаточного материала на один урок. Темы контрольных работ соответствуют содержанию учебника. Дифференцированные задачи подобраны из различных источников по степени усложнения, учащиеся по мере усвоения материала сами выбирают группу задач и переходят от простых к более сложным.
 12) 15.11.2007 14:11:13 Маликова Г.Н., МОУ ЧСОШ № 2, учитель физики, Новосибирская обл., станция Чаны  
Учебник доступен для учащихся, содержащит необходимый материал с учетом возвратных особенностей. Соответствуют обязательному минимуму образования.
 13) 15.11.2007 10:33:22 Усачева Ильмира Усмановна, МОУ Отреченская СОШ , учитель физики, Новосибирская обл., Чановский район, с. Отреченское  
Учебник соответствует стандарту образования. В учебнике представлено много исторического материала. Многие физические открытия и законы связаны с именами различных ученых.
 14) 15.11.2007 10:23:47 Шестак Т.В., МОУ Щегловская СОШ имени Макаша Н.А.учитель физики, Новосибирская обл., Чановский район, с. Щеглово  
Учебник в целом доступен, интересен, но, на мой взгляд, много биографических отступлений и задачи могли бы быть разнообразнее.
 15) 12.11.2007 7:08:56 Баутин А.А., МОУ Серебрянская СОШ, учитель физики, Новосибирская область, Новосибирская обл., с. Серебрянское  
Учебник в целом доступен, интересен, но, на мой взгляд, много биографических отступлений и задачи могли бы быть разнообразнее.
 16) 21.09.2007 12:09:04 Волченкова Марина, Муниципальное Общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 5 учитель физики, Ямало-Ненецкий АО, г. Лабытнанги  
Материал учебника лаконичен, доступен, интересен.
 17) 05.03.2008 7:37:48 Дорожнко Михаил Сергеевич, ученик 7 класса МОУ Покровской СОШ., Новосибирская обл., Чановский район, с. Покровка  
Плохой учебник.
 653.Громов С.В., Родина Н.А. Физика. 8 кл. [Просвещение]
Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Рабочие тетради, методические рекомендации, CD-ROM.Марон А.Е. и др. «Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике» 7-9 кл.Марон А.Е. «Контрольные работы по физике» 7-9 кл.
 18) 05.03.2008 10:12:43 Сёмченко Н и Гордеева Л., ученицы 8 класса МОУ ПСОШ, Новосибирская обл., Чановский район, с. Покровка  
Нам нравится этот учебник, но хотелось бы, чтобы было побольше лабораторных и практических работ.
 19) 15.11.2007 10:34:26 Шестак Т.В., МОУ Щегловская СОШ имени Макаша Н.А.учитель физики, Новосибирская обл., Чановский район, с. Щеглово  
Материал учебника изложен доходчивым языком, работа по учебнику доставляет удовольствие. Оформление учебника красочное. Представлено много практических и лабораторных работ, биографических данных. Расчитан на дифференцированное обучение.
 20) 15.11.2007 10:34:58 Усачева Ильмира Усмановна, МОУ Отреченская СОШ , учитель физики, Новосибирская обл., Чановский район, с. Отреченское  
Учебник соответствует стандарту образования. В учебнике представлено много исторического материала. Многие физические открытия и законы связаны с именами различных ученых.
 21) 15.11.2007 14:11:29 Маликова Г.Н., МОУ ЧСОШ № 2, учитель физики, Новосибирская обл., станция Чаны  
Учебник доступен для учащихся, содержащит необходимый материал с учетом возвратных особенностей. Соответствуют обязательному минимуму образования.
 22) 15.11.2007 14:28:15 Шестак В.Н., МОУ Красносельская СОШ, учитель физики и нформатики, Новосибирская обл., Чановский район, с. Красноселье  
Материал учебника изложен доходчивым языком, работа по учебнику доставляет удовольствие. Оформление учебника красочное. Представлено много практических и лабораторных работ, биографических данных. Рассчитан на дифференцированное обучение.
 23) 20.02.2008 7:14:15 Стаченко Наталья Яковлевна, МОУ "Барабо - Юдинская СОШ", учитель физики, Новосибирская обл., Чистоозерный район, с. Барабо-Юдино  
Излишне много исторических фактов, содержание желательно более научное.
 24) 20.02.2008 8:33:05 Лихачёва Елена Викторовна, МОУ Нижне -Чулымская СОШ, учитель физики, Новосибирская обл., Здвинский район, с. Нижний Чулым  
Учебник доступен для учащихся. Соответствуют обязательному минимуму образования. Мне кажется, что в учебнике излишне много исторических фактов. Хотелось бы, чтобы в конце тем были тестовые проверочные работы, материалы для подготовки к ЕГЭ.
 25) 05.03.2008 10:19:42 Грязнова Нина Сергеевна, ученица 8 класса МОУ Покровская СОШ, Новосибирская обл., Чановский район, с. Покровка  
Учебник очень понятен. Много интересного: исторические факты, примеры из жизни. Мне нравится то, что на вопросы после параграфа легко найти ответы в тексте. Просьба к авторам - добавить лабораторных работ.
 26) 05.03.2008 10:19:44 Захарова Татьяна Сергеевна, ученица 8 класса, Новосибирская обл., Чановский район, с. Покровка  
Мне нравится учебник, потому что материал в нем краток и понятен. Жаль, что он не цветной.
 27) 05.03.2008 10:31:41 Маркова Екатерина Николаевна, ученица 8 класса, МОУ Покровской СОШ, Новосибирская обл., Чановский район, с. Покровка  
Учебник мне очень нравится. Здесь небольшие параграфы, красочные иллюстрации и понятно нарисованы опыты. В конце темы всегда есть интересные кроссворды, а в конце учебника задачи.
 28) 05.03.2008 10:35:03 Солдатенко Рита и Лысякова Ксюша, ученицы 8-го класса, МОУ Покровской СОШ, с Покровка, Чановский район, Новосибирская область, Новосибирская обл., Чановский район, с. Покровка  
Учебник нам нравиться очень.
 29) 28.03.2008 11:30:07 Склярова Анна Александровна, МОУ Волчанская СОШ, учитель физики, Новосибирская обл., Доволенский район, с. Волчанка  
Достоинство: доступность и увлекательность изложения материала с включением исторических фактов, задачи и упражнения выделены в отдельный раздел; их количество позволяет добиваться необходимого уровня применения знаний теоретического материала. При этом в разделе тепловые явления не раскрыт вопрос необратимости процессов теплопередачи.
 30) 10.04.2008 8:56:43 Гришина Людмипа Алексеевна, МОУ Суздальская СОШ, Новосибирская обл., Доволенский район, с. Суздалка  
Учебник нравится. В нем содержится необходимый теоретический материал с учетом возрастных особенностей учащихся. Достаточное количество задач и упражнений репродуктивного уровня. Мало задач творческого характера.
 31) 22.02.2008 10:03:04 Валл Антон Александрович, Ученик 8 класса, Новосибирская обл., Чановский район, д. Кабаклы  
Учебник хороший, много иллюстраций, интересных примеров из жизни.
 32) 22.02.2008 9:09:30 Рязанцев Сергей Анатольевич, Ученик 8 класса, Новосибирская обл., Чановский район, д. Кабаклы  
Учебник в общем нравится. Но хотелось бы, чтобы было больше практических заданий. Чтобы выводы были выделены другим цветом.
 654.Громов С.В., Родина Н.А. Физика. 9 кл. [Просвещение]
Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Рабочие тетради, методические рекомендации, CD-ROM.Марон А.Е. и др. «Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике» 7-9 кл.Марон А.Е. «Контрольные работы по физике» 7-9 кл.
 33) 15.11.2007 10:41:50 Шестак Т.В., МОУ Щегловская СОШ имени Макаша Н.А.учитель физики, Новосибирская обл., Чановский район, с. Щеглово  
Отсутствует материал, связанный с изучением атомной и ядерной физики. Этот недостаток легко исправить, дополнив текст учебника соответствующим учебным материалом. Материал изложен последовательно, от простого к сложному, много наглядных примеров (иллюстрации, схемы, чертежи).
 34) 10.04.2008 9:23:33 Егоренко Сергей Петрович, МОУ Суздальская СОШ, учитель физики, Новосибирская обл., Доволенский район, с. Суздалка  
Учебник содержит много исторической информации, некоторые параграфы даже перегружены ею. Недостаточное количество задач. Отсутствует достаточное количество материала по атомной и ядерной физике. В прилагаемом диске отвлекают внимание учащихся внешний вид и поведение демонстраторов, показу которых уделено излишне много внимания.
 35) 28.03.2008 11:11:24 Склярова Анна Александровна, МОУ Волчанская СОШ, учитель физики, Новосибирская обл., Доволенский район, с. Волчанка  
Достоинства: богатый исторический и познавательный материал. Недостатком, по моему мнению, является отсутствие вопросов, включенных в основной минимум содержания из раздела атомная и ядерная физика(радиоактивность, ядерные реакции, методы наблюдения и регестрации элементарных частиц и др.).
 36) 19.03.2008 14:08:33 Стариков Андрей Владимирович, МОУ Госконзаводская СОШ, учитель физики, Пермский край, Куединский район, с. 3-й Госконезавод  
Пришлось отказаться от этого учебника и от курса в целом. Нет темы по ядерной энергетике.
 37) 20.02.2008 8:35:17 Лихачёва Елена Викторовна, МОУ Нижне -Чулымская СОШ, учитель физики, Новосибирская обл., Здвинский район, с. Нижний Чулым  
Учебник доступен для учащихся. Соответствуют обязательному минимуму образования. Мне кажется, что в учебнике излишне много исторических фактов. Хотелось бы, чтобы в конце тем были тестовые проверочные работы, материалы для подготовки к ЕГЭ.
 38) 27.12.2007 15:08:08 Новоселов Алексей Сергеевич, ТПУ, Студент, Томская обл., г. Томск  
Мнение бывшего школьника: учебник по физике должен быть, во первых, интересным, затягивающим и не должен содержать множество исторических фактов, что про этот учебник не скажешь. Интересность в основном достигается понятностью сути, зачем это изучается на конкретных примерах. Например: сила трения - ее, чтобы все ученики поняли, можно объяснить так: для того, чтобы утащить больше, но с наименьшими затратами сил.
 39) 18.11.2007 8:29:25 Соловей Светлана Андреевна, МОУ Таганская СОШ учитель физики, Новосибирская обл., Чановский район  
Учебник содержит много исторической информации, которую учащиеся с трудом воспринимают, она увеличивает объем параграфа.
 40) 17.11.2007 10:26:55 Сергеева Людмила Васильевна, МОУ Михайловская ООШ, учитель физики, Новосибирская обл., Здвинского район, д. Михайловка  
Учебник достаточно интересен, познавателен. Отсутствие тем по ядерной физике и переменному току - его недостаток.
 41) 15.11.2007 14:29:01 Шестак В.Н., МОУ Красносельская СОШ, учитель физики и нформатики, Новосибирская обл., Чановский район, с. Красноселье  
Отсутствует материал, связанный с изучением атомной и ядерной физики. Этот недостаток легко исправить, дополнив текст учебника соответствующим учебным материалом. Материал изложен последовательно, от простого к сложному, много наглядных примеров (иллюстрации, схемы, чертежи).
 42) 15.11.2007 14:10:13 Маликова Г.Н., МОУ ЧСОШ № 2, учитель физики, Новосибирская обл., станция Чаны  
Учебник доступен для учащихся, содержащит необходимый материал с учетом возвратных особенностей. Соответствуют обязательному минимуму образования.
 43) 15.11.2007 10:36:56 Усачева Ильмира Усмановна, МОУ Отреченская СОШ , учитель физики, Новосибирская обл., Чановский район, с. Отреченское  
Учебник соответствует стандарту образования. В учебнике представлено много исторического материала. Многие физические открытия и законы связаны с именами различных ученых. В учебнике достаточно практических работ и лабораторных.
 44) 19.09.2007 12:11:45 Соломонова Раиса Николаевна, МОУ СОШ№2 г. Зеленокумска , учитель физики, Ставропольский край, Советский район, г. Зеленокумск  
В учебнике для 9 класса отсутствует материал, связанный с изучением атомной и ядерной физики. Этот недостаток легко исправить, дополнив текст учебника соответствующим учебным материалом.
 45) 15.11.2007 14:10:47 Маликова Г.Н., МОУ ЧСОШ № 2, учитель физики, Новосибирская обл., станция Чаны  
Учебник с приложением СД–ROM, содержит необходимый теоретический материал, достаточное количество вопросов, заданий.


При цитировании материалов ссылка на данный ресурс обязательна.
© ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика".
Тел.: (499) 155-87-30