Отзывы открытого форума по обсуждению учебников федеральных перечней
Категория авторов отзывов: [ все ]
Отзывов: 30
24.06.2017 18:38:18
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010/2011 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 23.12.2009 № 822 (Приложение 1)

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Биология

 721.Пономарёва И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. Биология. 9 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ]
 1) 25.02.2011 0:15:29 Глаголев Сергей Менделевич, ГОУ Московская гимназия на Юго-Западе, учитель биологии, г. Москва  
Учебник содержит целый ряд ошибок и неточностей, хотя число их сократилось по сравнению с изданием 2006 года. Утверждается, например, что цепи ДНК "скручены в виде двойной спирали в направлении слева направо" (с.22); на рисунке на той же странице не показана антипараллельность цепей ДНК. "У прокариот молекула ДНК всегда одна" (с.26)- весьма спорное утверждение, учитывая наличие плазмид и нескольких бактериальных хромосом у ряда видов бактерий. В тексте правильно указано, что цианобактерии - одна из групп бактерий, но на рис. 11 сохранилась подпись "бактерий и цианобактерий". Утверждается (с.28), что эндоплазматическая сеть делит цитоплазму на отдельные отсеки, а из ее мембран в клетках растений образуются вакуоли; и то и другое неверно. На с.30 утверждается, что обмен веществ - совокупность биохимических реакций, протекающих внутри клетки (хотя многие его реакции протекают не внутри клеток, а, например, в плазме крови); на той же странице написано, что синтез белков и нуклеиновых кислот происходит у всех организмов, а вот синтез углеводов - только из неорганических веществ и только у растений и бактерий. Этот список можно продолжить, он окажется очень обширным.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2007/2008 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 14.12.2006 № 321 (Приложение 1)

Раздел II. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 683.Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ]
Учебник соответствует авторской программе (Пономарёва И.Н. и др.). В комплект входят методическое пособие, две рабочие тетради и дидактические карточки. Дополнением служат учебное пособие «Экология растений» и рабочая тетрадь
 2) 31.10.2008 11:29:38 Новикова Ирина Евгеньевна, МОУ Евсеевская СОШ, учитель биологии, Московская обл., Павлово-Посадский район, д.Евсеево, д. 28-А  победитель конкурса ПНПО 2006 г.
Учебник и методические пособия к нему полностью соответствуют программе данного учебного курса. Они помогают учащимся интереснее и лучше усвоить учебный материал, систематизировать свои знания и проявлять их в действии, применять на практике. Учебный материал соответствует обязательному минимуму содержания образования, принципам дидактики, отражает современный уровень биологии. Изучение материала построено с учетом развития основных биологических понятий, преемственно от темы к теме, что способствует формированию у учащихся целостной, научно обоснованной картины окружающего мира, позволяет понять взаимосвязь изучаемых явлений и процессов. В содержании учебника успешно реализован эколого-природоохранный подход, реализованы возможности анализа, синтеза, сравнения. Содержание учебника позволяет формировать эрудицию учащихся, реализовывать принцип межпредметных связей. На мой взгляд, характер изложения материала в учебнике способствует формированию прочных знаний, необходимых умений и навыков. Методический аппарат учебника представлен текстом и внетекстовыми компонентами, где выделены: • Аппарат организации усвоения материала (вопросы, таблицы, схемы) • Иллюстрированный материал (рисунки, фотографии) • Аппарат ориентирования (оглавление, заголовки, абзацы) В учебнике используются разные типы шрифта, выделяется главное в тексте, что рассматривается как средство осуществления деятельностного характера процесса обучения. Каждая учебная тема (раздел) завершается рубрикой «Проверь себя», в которой учащимся предлагается проверить свои знания и умения, ставятся проблемные вопросы, побуждающие к активному мыслительному процессу. Хочется отметить, что: • В учебнике есть дополнительный материал для расширенного изучения данного раздела биологии • Многие рисунки и схемы имеют большую познавательную значимость • В тексте выделены главные мысли, есть основные выводы • Лабораторные работы даны в тексте параграфов, что помогает быстрее и лучше выполнить практическую часть программы • Соблюдается очередность в формировании и раскрытии понятий • Сохраняется преемственность в раскрытии учебного материала В плане совершенствования учебника необходимо обратить внимание на такие моменты, как: • Перегруженность некоторых параграфов новыми понятиями • Увеличение размеров рисунков • Исключение ответов на тестовые задания • Расширение материала по изучению семейств покрытосеменных растений и др. И еще хочется обратиться в Министерство образования РФ с просьбой о выделении большего количества часов на обучение биологии, так как в настоящее время она становиться лидером в естествознании и занимает ключевые позиции в медицине, здравоохранении, гигиене, охране окружающей среды, обеспечении населения продуктами питания, лекарственными препаратами.
 3) 28.09.2007 12:26:16 Хайдарова Раися Рашитовна, Верхнеяркеевская общеобразовательная СШ №2, учитель биологии, Республика Башкортостан, с. Верхнеяркеево  
Современная ситуация в образовании складывается таким образом, что реформы следуют одна за другой, однако ни одно из выбранных направлений не доводится до конца, поэтому и результаты не являются базой, на которую можно было бы опираться, прогнозируя новую реформу. Сегодня нельзя подходить к реформам с традиционных позиций. В настоящее время заказчиком образования является не только государство, но и личность, и работодатель, а образование может рассматриваться как образовательная услуга. Школам предлагается сохранить преимущества в фундаментальной и теоретической подготовке учащихся и одновременно формировать грамотного, способного применить свои знания на практике. Это возможно лишь при обновлении содержании образования, образовательных технологий и выборе адекватных учебников. Изучение живой природы, в процессе которого формируется умение использовать биологические знания и умения в реальной жизни для решения практических задач – важное направление совершенствования биологического образования. Об этом сегодня много говорится в нормативных документах и методических концепциях. Однако на практике учителя биологии испытывают дефицит в учебных пособиях, и особенно в таких, в которых раскрывался бы региональный компонент биологического и экологического образования. Результат вполне предсказуем. Значительная часть учащихся не может выполнить ряд очень важных требований к уровню подготовки по биологии, а именно: «распознавать и описывать… наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных; анализировать и оценивать… последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы» (Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.Дрофа, 2006 г.). В итоге практическая направленность обучения биологии так и остается заявленной, но до конца не решенной задачей. В 2006-07 учебном году в 6-х классах я вела уроки биологии по учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс». Линия разработана авторским коллективом под руководством профессора Ирины Николаевны Пономаревой (Ольга Анатольевна Корнилова, Валерия Семеновна Кучменко. ООО Издательский центр «Вентана-Граф»). Учебник начинается с предметно-ориентирующего введения «Как работать с учебником» (стр.3) и «Введение» (стр. 4-8). В нем авторы кратко знакомят ученика с тем, что ему предстоит узнать, и с тем, как пользоваться учебником. Содержание учебника распределено на 9 глав: I. Общее знакомство с растениями. II. Клеточное строение растений. III. Органы цветковых растений. IV. Основные процессы жизнедеятельности растений. V. Основные отделы царства растений. VI. Историческое развитие растительного мира на Земле. VII. Царство Бактерии. VIII. Царство Грибы. Лишайники. IX. Природные сообщества. Каждая глава подразделена на параграфы (§1-§60). Важные биологические понятия выделены полужирным курсивом, а названия растений даны светлым курсивом. В конце каждого § даются выводы, и изучение нового материала необходимо начинать с просмотра этих выводов, которое необходимо для целенаправленной работы с текстом. Лучшему усвоению материала способствуют рисунки и схемы. Часть текста дана другим шрифтом (знак «зеленый лист») и предназначена для учащихся, кто хочет больше узнать о жизни растений. Завершают параграф вопросы для самоконтроля. Общее количество лабораторных работ – 21, т.е. через каждые два урока – лабораторная работа к теме. В конце каждой главы помещены задания и вопросы для проверки полученных знаний. Основные понятия, которых нужно знать, отмечены знаком «красная роза». Учебник завершают задания на лето, которые, я думаю, помогут углублению и расширению знаний учащихся о живой природе. Учебники с экологической направленностью. Воспитать бережное отношение к природе, повысить культуру личности ученика помогают, в первую очередь, учебники. И учебники авторской линии И.Н. Пономаревой соответствуют этим требованиям. С каждым годом охрана окружающей среды приобретает все большую значимость. И от образованности, ответственности патриотизма наших детей зависит будущее страны. Задача этих учебников – побудить мысль тех, кому не безразлично будущее, кто хочет знать о живом мире. А задача наша, педагогов – биологов – воспитать у учащихся биологическую и экологическую грамотность, что впоследствии, несомненно, будет способствовать формированию нравственной культуры личности и общества в целом.
 4) 16.11.2007 11:46:03 Зиневич Н.Н., Муниципальная общеобразовательная школа-интернат, учитель биологии, химии, Новосибирская обл., г. Куйбышев  
Учебники с экологической направленностью. Воспитывает бережное отношение к природе, повышает культуру личности ученика.
 5) 17.11.2007 7:20:15 Дунаева Надежда Константиноана, МОУ Берёзовская ООШ, учитель биологии, географии, обществознания, ОБЖ, Новосибирская обл., Кыштовский район, с. Берёзовка  
Учебники с экологической направленностью. Воспитать бережное отношение к природе, повысить культуру личности ученика помогают в первую очередь учебники. И учебники авторской линии И.Н. Пономаревой соответствуют этим требованиям. С каждым годом охрана окружающей среды приобретает все большую значимость. И от образованности, ответственности патриотизма наших детей зависит будущее страны. Задача этих учебников – побудить мысль тех, кому не безразлично будущее, кто хочет знать о живом мире. А задача наша, педагогов–биологов – воспитать у учащихся биологическую и экологическую грамотность, что впоследствии, несомненно, будет способствовать формированию нравственной культуры личности и общества в целом.
 6) 10.12.2007 10:39:15 Нестерова Л.А., Баганская средняя школа №1, учитель, Новосибирская обл., Баганский район  
Материал изложен доступно, понятны рисунки и схемы, выделены основные понятия. Выводы в конце параграфа позволяют сосредоточить внимание на главном, имеется дополнительный материал. Встречаются фактические ошибки, есть параграфы, перегруженные информацией, очень часто переиздаются с изменениями не очень удачными.
 7) 10.12.2007 10:40:49 Синица Кирилл, Баганская средняя школа №1, ученик 6 класса, Новосибирская обл., Баганский район  
Учебник красочный, много цветных иллюстраций - это привлекает.
 8) 10.12.2007 10:41:42 Мирошниченко Карина, Баганская средняя школа №1, ученица 6 класса, Новосибирская обл., Баганский район  
Материал учебника легко запоминается. Есть интересные лабораторные работы.
 9) 10.12.2007 10:42:43 Ершова Алёна, Баганская средняя школа №1, ученица 6 класса, Новосибирская обл., Баганский район  
Здорово, что выделяется главное – и не нужно его долго искать.
 10) 11.02.2008 11:35:08 Селезнев А.В., Каргаполовская СОШ, учитель, Новосибирская обл., Сузунский район  
Материал изложен доступно, но имеются параграфы, перегруженные информацией. Переиздаются с не очень удачными изменениями.
 11) 14.02.2008 10:53:55 Астапчук И.В., МОУ Крещенская СОШ учитель, Новосибирская обл., Убинский район, с. Крещенское  
Классификация растений не раскрыта (упрощена). Остальные темы сложные для учащихся.
 12) 20.02.2008 5:56:45 Григорьев Василий Иванович, МОУ Балманская ООШ, учитель химии, биологии и географии, Новосибирская обл., Куйбышевский район, с. Балман  
Учебник нравится ученикам и их родителям. Материал дан в доступной форме для понимания учащимися. Много дополнительной информации и иллюстраций.
 13) 20.02.2008 8:36:10 Гребенщикова Марина Александровна, МОУ Кожурлинская СОШ, учитель биологии, Новосибирская обл., Убинский район, с. Кожурла  
Материал изложен с учётом самостоятельной подготовки учащихся. Задания для проверки знаний позволяют осуществить дифференцируемый подход к обучению, включая вопросы для среднего уровня, развития учащихся, а также задания повышенной трудности. Материал изложен лаконично, доступно в сопровождении красочных иллюстраций. Единственным недостатком учебника считаю небольшие размеры иллюстраций. Зрительное восприятие информации улучшает качество обучения. Учебник включает систему лабораторных и практических работ по основным темам курса.
 14) 20.03.2008 13:30:15 Твердовская Юлия Викторовна, МОУ БСОШ №2, учитель биологии, Новосибирская обл., Баганский район, с. Баган  
Учебник нравится. Удобный. После каждого параграфа есть вывод и вопросы для самопроверки, что способствует лучшему усвоению материала. Рисунки яркие. Материал изложен в логической последовательности, что помогает формированию системы биологических понятий.
 15) 19.09.2007 20:24:08 Сухорукова Н.А., МОУ СОШ №37, учитель биологии, руководитель ГМО учителей биологии г. Ставрополя, Ставропольский край, г. Ставрополь  
Удачный УМК для подготовки к ЕГЭ, но только учебники для 6-9 классов, интересны книги по экологии растений, животных, человека и биосферы в качестве дополнительного комплекта.
 16) 02.04.2008 11:05:44 Комаровская Елена Владимировна, МОУ Майская СОШ, учитель биологии, Новосибирская обл., Черепановский район  
Материал изложен доступно, понятны рисунки и схемы, выделены основные понятия. После каждого параграфа есть вывод и вопросы для самопроверки, что способствует лучшему усвоению материала, позволяют сосредоточить внимание на главном, имеется дополнительный материал. Учебники с экологической направленностью.
 684.Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные. 7 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ]
Учебник соответствует авторской программе (Пономарёва И.Н. и др.). В комплект входят методическое пособие и две рабочие тетради. Дополнением служит пособие «Экология животных» (авт. Бабенко В.Г.)
 17) 14.02.2008 10:55:21 Астапчук И.В., МОУ Крещенская СОШ учитель, Новосибирская обл., Убинский район, с. Крещенское  
Очень усложненные темы.
 18) 16.02.2008 8:12:46 Карпенко Татьяна Владимировна, МОУ СОШ № 59, учитель биологии, Новосибирская обл., г. Новосибирск  
Хорошо изложен материал, интересные иллюстрации, но не освещена тема "Природные сообщества" (хотя имеется в программе).
 19) 20.02.2008 8:44:05 Гребенщикова Марина Александровна, МОУ Кожурлинская СОШ, учитель биологии, Новосибирская обл., Убинский район, с. Кожурла  
Материал изложен с учётом самостоятельной подготовки учащихся. Задания для проверки знаний позволяют осуществить дифференцируемый подход к обучению, включая вопросы для среднего уровня развития учащихся, а также задания повышенной трудности. Материал изложен лаконично, доступно в сопровождении красочных иллюстраций. Единственным недостатком учебника считаю небольшие размеры иллюстраций. Зрительное восприятие информации улучшает качество обучения. Учебник включает систему лабораторных и практических работ по основным темам курса.
 20) 25.02.2008 10:02:41 Казакова Т.Н., МОУ Новоярковская СОШ, учитель биологии и химии, Новосибирская обл., Барабинский район, с. Новоярково  
Материал изложен хорошо, доступно, интересно.
 21) 20.03.2008 13:00:43 Рябинина Лариса Валерьевна, МОУ БСОШ №2, учитель биологии, Новосибирская обл., Баганский район, с. Баган  
Учебник соответствует обязательному минимуму билогического образования и требованиям к уровню подготовки учащихся основной школы. Материал изложен хорошо и доступно.
 22) 20.03.2008 13:10:02 Твердовская Юлия Викторовна, МОУ БСОШ №2, учитель биологии, Новосибирская обл., Баганский район, с. Баган  
Плюсы этого учебника в том, что очень много рисунков ярких и красочных, что основные понятия выделены жирным курсивом, что заголовки разделов, рассказывающих о типах животных, даны на красном фоне, о классе животных - на синем, это способствует лучшему запоминанию трудных названий типов и классов. Текст параграфа доступен, изложен интересно и занимательно. Также важно, что материал изложен начиная от простейших форм животных к более высокоорганизованным. Но некоторый материал (по происхождению животных) сложен для восприятия учащихся.
 23) 17.11.2007 7:21:49 Дунаева Надежда Константиноана, МОУ Берёзовская ООШ, учитель биологии, географии, обществознания, ОБЖ, Новосибирская обл., Кыштовский район, с. Берёзовка  
Содержание учебного материала учебника полностью соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования по биологии. Неприемлемо большое количество лабораторных работ, для которых необходимо иметь полный комплект учебного оборудования, чего в нашей школе не хватает.
 685.Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ]
Учебник соответствует авторской программе. В комплект входят методическое пособие и две рабочие тетради. Дополнением служат пособие «Экология животных» и рабочая тетрадь
 24) 12.11.2007 14:14:31 Титова Л.Н., учитель биологии и географии МОУ ОСОШ, Новосибирская обл., г. Куйбышев  
Методический аппарат учебника способствует усвоению теоретического материала и обеспечивает дифференцированное обучение.
 25) 17.11.2007 7:24:04 Дунаева Надежда Константиноана, МОУ Берёзовская ООШ, учитель биологии, географии, обществознания, ОБЖ, Новосибирская обл., Кыштовский район, с. Берёзовка  
Учебник доступный, хорошо раскрыты темы. Недостаток учебника заключается в том, что отсутствует ход лабораторных работ.
 26) 30.01.2008 12:44:56 Сенина Н.В., Родительница, Новосибирская обл., Коченёвский район, с. Целинное  
Учебник биологии очень хорошо построен. Материал сгруппирован по темам. Хорошо иллюстрирован. В конце каждого параграфа имеются вопросы для самоконтроля, выделены основные понятия, кратко обобщен изучаемый материал. Есть приложения с дополнительной информацией по темам.
 27) 14.02.2008 10:56:27 Астапчук И.В., МОУ Крещенская СОШ учитель, Новосибирская обл., Убинский район, с. Крещенское  
Темы плохо раскрыты. Упрощен.
 28) 21.02.2008 14:38:17 Берчук Анжела, МОУ Берёзовская ООШ, ученица 8 класса, Новосибирская обл., Кыштовский район, с. Берёзовка  
Содержание учебника устраивает. В учебнике имеются необходимые иллюстрации.
 686.Пономарёва И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. Основы общей биологии. 9 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ]
Учебник соответствует авторской программе (Пономарёва И.Н. и др.). В комплект входят методическое пособие и рабочая тетрадь. Дополнением служит пособие «Биосфера и человечество» (Швец И.М., Добротина Н.А.)
 29) 17.11.2007 7:23:14 Дунаева Надежда Константиноана, МОУ Берёзовская ООШ, учитель биологии, географии, обществознания, ОБЖ, Новосибирская обл., Кыштовский район, с. Берёзовка  
Учебник очень сложен для восприятия детьми сельской местности. Материал изложен научным языком, который лучше было бы изучать на факультативных занятиях. Отсутствие описания лабораторных работ.
 30) 31.01.2008 21:27:12 Лучкина Татьяна Владимировна, МОУ СОШ №22, учитель биологии высшей квалификационной категории, Новосибирская обл., Новосибирский район, п. Криводановск  
Нравится практическая направленность учебника (учащимся предлагается провести опыты, наблюдения). Описание опытов, инструктажи к лабораторным работам, практические задания включены в текст параграфа (не вынесены на последние страницы учебника). Разделы завершаются заданиями для самопроверки, эти задания разного вида. Дана этимология разных терминов. Однако считаю, что материал учебника перегружен научными терминами, особенно в 6, 7 классах. (Это замечание не только к учебникам линии Пономарёвой И.Н., но и к другим.)


При цитировании материалов ссылка на данный ресурс обязательна.
© ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика".
Тел.: (499) 155-87-30