Отзывы открытого форума по обсуждению учебников федеральных перечней
Категория авторов отзывов: [ все ]
Отзывов: 29
28.06.2017 16:53:36
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2080 (Приложение 1)

Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. Учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии учебников

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Русский язык

 1045.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык (базовый уровень). 10-11 кл. [Русское слово]
 1) 17.05.2012 9:53:09 Черенцева Ольга Викторовна, Магистрантка филологического факультета Алтайской государственной педагогической академии, Алтайский край, г. Барнаул  
Внешний элемент книги - обложка - имеет двоякое назначение. Во-первых, скрепляет листы книги, защищает их от повреждения, а, во-вторых, она дает читателю первоначальную общую информацию о книге. Перебирая бегло страницы, не вникая в суть содержания, подачу материала, на первый взгляд, по оформлению представилось, что я держу в руках учебник для вуза, а никак не школьный, но и более глубокое знакомство не оказалось убедительным – мои представления подтвердились. Стиль оформления учебника простой: в обложке преобладает белый, синий и голубой тона. Голубой цвет – это один из самых популярных цветов в молодежной студенческой среде, что доказывает тенденция использования этого цвета в дизайне образовательных веб-ресурсов. Считается, что этот цвет не влияет на степень восприятия информации и его применение находит свое объяснение и в оформлении данного рецензируемого учебника. Яркие краски и иллюстративный материал отсутствуют и на самих страницах, на мой взгляд, это значительно обедняет его. «Дети интернета» привыкли к виртуальной среде, в которой на веб-страницах есть масса других «заманушек», кроме выделения жирным шрифтом или курсивом, как в данном учебнике, для привлечения читательского внимания (анимации, баннеры, передвигающиеся по монитору разного рода подсказки и т.д.). К примеру, хотелось бы, чтобы знакомство с известными лингвистами - М.В. Ломоносовым, А.Х. Востоковым, Ф.И. Буслаевым, В.И. Далем, А.А. Шахматовым и др. и их трудами, которое происходит в разделе «Из истории русского языкознания» было дополнено портретом ученого. Уж пусть это знакомство будет визуальным, чем теоретическим. Больше пользы будет! Содержание рецензируемого учебника соответствует современным научным представлениям. Авторами впервые в учебнике введены основные принципы русской орфографии и русской пунктуации. Никогда ранее не изучавшиеся в школе являются и темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация». Отдельным разделом представлены биографические справки о выдающихся русских лингвистах. Достоинством рецензируемого учебника, на мой взгляд, является наличие разделов «Культура речи», «Стилистика». На сегодняшний день большинство учебников ориентированы, прежде всего, на развитие письменной речи учащихся, и в современной практике преподавания русского языка доминирующим по-прежнему остается орфографический и пунктуационный аспекты и недостаточной является направленность на развитие речевой культуры учащихся. Поэтому обучение устному речевому общению приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении носителей языка.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2008/2009 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 13.12.2007 № 349 (Приложение 1)

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 641.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык (базовый уровень). 10-11 кл. [Русское слово]
 2) 17.05.2012 10:03:26 Черенцева Ольга Викторовна, магистрантка филологического факультета Алтайской государственной педагогической академии, Алтайский край, г. Барнаул  
Внешний элемент книги - обложка - имеет двоякое назначение. Во-первых, скрепляет листы книги, защищает их от повреждения, а, во-вторых, она дает читателю первоначальную общую информацию о книге. Перебирая бегло страницы, не вникая в суть содержания, подачу материала, на первый взгляд, по оформлению представилось, что я держу в руках учебник для вуза, а никак не школьный, но и более глубокое знакомство не оказалось убедительным – мои представления подтвердились. Стиль оформления учебника простой: в обложке преобладает белый, синий и голубой тона. Голубой цвет – это один из самых популярных цветов в молодежной студенческой среде, что доказывает тенденция использования этого цвета в дизайне образовательных веб-ресурсов. Считается, что этот цвет не влияет на степень восприятия информации и его применение находит свое объяснение и в оформлении данного рецензируемого учебника. Яркие краски и иллюстративный материал отсутствуют и на самих страницах, на мой взгляд, это значительно обедняет его. «Дети интернета» привыкли к виртуальной среде, в которой на веб-страницах есть масса других «заманушек», кроме выделения жирным шрифтом или курсивом, как в данном учебнике, для привлечения читательского внимания (анимации, баннеры, передвигающиеся по монитору разного рода подсказки и т.д.). К примеру, хотелось бы, чтобы знакомство с известными лингвистами - М.В. Ломоносовым, А.Х. Востоковым, Ф.И. Буслаевым, В.И. Далем, А.А. Шахматовым и др. и их трудами, которое происходит в разделе «Из истории русского языкознания» было дополнено портретом ученого. Уж пусть это знакомство будет визуальным, чем теоретическим. Больше пользы будет! Содержание рецензируемого учебника соответствует современным научным представлениям. Авторами впервые в учебнике введены основные принципы русской орфографии и русской пунктуации. Никогда ранее не изучавшиеся в школе являются и темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация». Отдельным разделом представлены биографические справки о выдающихся русских лингвистах. Достоинством рецензируемого учебника, на мой взгляд, является наличие разделов «Культура речи», «Стилистика». На сегодняшний день большинство учебников ориентированы, прежде всего, на развитие письменной речи учащихся, и в современной практике преподавания русского языка доминирующим по-прежнему остается орфографический и пунктуационный аспекты и недостаточной является направленность на развитие речевой культуры учащихся. Поэтому обучение устному речевому общению приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении носителей языка.
 3) 29.03.2010 17:43:38 Полунина Екатерина Владимировна, АлтГПА, магистрант, Алтайский край, г. Барнаул  
Учебник под ред. Н.Г. Гольцовой соответствует современным научным концепциям. Теоретический материал изложен в линейной последовательности от лексики до истории русского языкознания. Расположение материала позволяет легко и просто использовать теорию не только на урока в школе, но и пройти, повторить в случае отсутствия учащегося на уроке. Понравилось то, что каждый новый раздел учебника начинается с того, что даются основные понятия данного раздела, например, морфология – это... Причем визуально каждое понятие выделено жирным шрифтом. Это не только сообщает учащимся, какой раздел будут повторять, но и актуализирует внимание, развивает и тренирует зрительную память учащихся. Надо отметить, что учебник разделен на параграфы. Это позволяет осуществить поиск нужного материала как учителю, так и детям. Большая часть упражнений направлена на развитие речи, дается много сочинений, мини-сочинений, а также изложений. Тексты упражнений различного уровня, это и стихи русских классиков (Чехов, Тургенев, Пушкин и т.д.) и отрывки из произведений 18 - 19 веков, и современных писателей. Даются упражнения для наблюдения, самоанализа, на конструирование и т.д. На данный момент дети не всегда могут правильно разобраться, выявить проблемы автора в тексте, предлагаемом на ЕГЭ. Я думаю, этот учебник может им помочь разобраться и с этой проблемой. Это хороший помощник учащимся при подготовке к ЕГЭ!
 4) 05.12.2008 8:14:13 Некрасова Галина Николаевна и ШМО (6 человек), МОУ СОШ №18, учитель русского языка, руководитель ШМО, Иркутская обл., г. Братск  
Данный учебник наиболее полно соответствует требованиям ГОС, и материал, предлагаемый для актуализации знаний учащихся (за курс основной школы), изложен логично, поступательно. Старшеклассники имеют возможность проследить за грамматикой в развитии: от традиционного письма - к необходимости "рождения", появления орфографии.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2007/2008 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 14.12.2006 № 321 (Приложение 1)

Раздел III. СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 773.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. [Русское слово]
Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Базовый и профильный уровень. УМК для 10-11 кл.: программа, тесты, справочник, учебное пособие Культура русской речи (Смирнова Л.Г.) – элективный курс
 5) 13.11.2007 9:57:56 Мартын Татьяна, МОУ Первомихайловская сош, ученица 10 класса, Новосибирская обл., Татарский район, с. Первомихайловка  
В учебнике много теоретического материала, это позволяет хорошо подготовиться к экзаменам.
 6) 28.11.2007 12:05:56 Лаврентьева С.А., МОУ СОШ ст.Евсино, учитель русского языка, Новосибирская обл., Искитимский район  
Хотелось бы увидеть в учебнике дифференцированные задания для базового и профильного уровней, задания на развитие коммуникативной компетенции. Представленные тестовые задания следует доработать в рамках требований к ЕГЭ.
 7) 27.11.2007 11:35:03 Методическое объединение, учителей русского языка и литературы, Псковская обл., Великолукский район  
Учебник под ред. Н.Г. Гольцова соответствует задаче подготовки к ЕГЭ, однако он требует доработки: соединение функций справочника и учебника, с одной стороны, даёт возможность сильным ученикам не тоько подготовиться к выпускному экзамену, но и к олимпиадам, а с другой стороны, большой объем правил создаёт существенные трудности для средних и слабых учеников, которым также предстоит сдача ЕГЭ. На наш взгляд, необходимо разграничить в учебнике обязательный и дополнительный материал.
 8) 26.11.2007 10:11:57 Комлева Н.И., МОУ Ордынская средняя общеобразовательная школа №3, учитель русского языка, Новосибирская обл., Ордынский район, р.п. Ордынское  
В учебнике систематизированы, обобщены и дополнены сведения, полученные учащимися по русскому языку в 5-9 классах. Книгу можно использовать как справочник при поступлении в ВУЗы, а также при подготовке к ЕГЭ.
 9) 24.11.2007 13:39:17 Галачинская Лариса Викторовна, МОУ Новопокровская СОШ, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., Татарский район, с. Новопокровка  
Уроки русского языка в старших классах - уроки особые: это не только повторение, обобщение и систематизация ранее полученных знаний, прежде всего – это углубленное изучение языка, расширение знаний о языке, проникновение в его ткань, структуру, законы. Базируется на программе для старших классов. В предлагаемом учебнике авторы представили язык как систему во всем своем многообразии и единстве. В учебнике описываются все уровни языка, все сферы его функционирования. Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем подчинен формированию конкретных умений и навыков, но данная книга может использоваться и как справочник по основным разделам языка. Большое количество упражнений, предлагаемых в учебнике, обеспечивают практическую целесообразность и направлено на выработку навыков правильного письма. Одно из существенных достоинств учебника состоит в том, что книга представляет собой продуманную систему упражнений. В учебник включены темы «Основные принципы орфографии» и «Основные принципы русской пунктуации». Эти темы особенно важны для повторения правил орфографии и пунктуации. Хотелось бы особо отметить темы, которые позволяют учащимся понять особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке знаков препинания, многофункциональность знаков препинания и их многозначность, например, «Сочетание знаков препинания». Сложность работы по русскому языку в старших классах обусловливается некоторой пестротой в подготовке учащихся. Это обстоятельство определило своеобразный характер упражнений в учебнике – от простых до сравнительно трудных. Знание лексических, морфологических, синтаксических средств русского языка еще недостаточно для того, чтобы овладеть даром слова, выразить свои мысли и чувства. Книга и упражнения, подобранные авторами учебника, помогут учащимся создать различные по стилю и жанру самостоятельные творческие работы. В конце каждого раздела даны вопросы для обобщающего повторения. Книга снабжена приложениями. В конце учебника авторы подобрали список литературы, которая поможет не только повторить и закрепить знания по русскому языку, но и осмыслить их по-новому. Данное учебное пособие является надежным помощником в изучении русского языка и поможет учащимся при подготовке к поступлению в вузы.
 10) 10.12.2007 13:13:55 Никитин Денис, ученик 10 класса МОУ ЗСОШ № 2, Новосибирская обл., Здвинский район , с. Здвинск  
Материал учебника изложен доступным языком и возможно самостоятельное изучение. С помощью этого учебника можно подготовиться к ЕГЭ. Задания средней сложности, доступны и разнообразны.
 11) 13.11.2007 10:00:12 Темиртекова Наталья, МОУ Первомихайловская сош, ученица 10 класса, Новосибирская обл., Татарский район, с. Первомихайловка  
Этот учебник интересен тем, что в нём много теоретического материала, который помогает подготовиться нам к ЕГЭ.
 12) 21.02.2008 10:05:33 Удрас Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ Ускюльской СОШ, Новосибирская обл., Татарский район, с. Ускюль  
Учебник хороший, богат интересными заданиями. Задания носят творческий характер, направлены на развитие творческого потенциала учащихся. Этот учебник помогает подготовить учащихся к ЕГЭ.
 13) 26.10.2007 13:09:16 Мельник И.И., гимназия Первомайского района г. Новосибирска, учитель высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования Российской Федерации, Новосибирская обл., г. Новосибирск, Первомайский район  
Изучение курса русского языка в десятом классе экономического направления по учебнику «Русский язык 10-11 классы» авторов Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина позволило мне достичь высоких, эффективных результатов обучения. Учебник включает все элементы образовательных стандартов среднего (полного) общего образования по русскому языку. Теоретические сведения учебника излагаются полно, логично и доступно, носят инструментальный характер. Кроме того, старшеклассники получили возможность пользоваться учебником в качестве справочного пособия при решении любых языковых затруднений, что позволило им более эффективно организовать работу, связанную с устными или письменными текстами на любых предметах. Следовательно, можно говорить о том, что данный учебник способствует не только достижению образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, но и формированию языковой компетентности учеников в целом. Необходимо отметить включение в содержание курса 10 класса такой темы, как «Основные принципы русской орфографии». Эта тема очень важна, так как обеспечивает сознательный подход старшеклассников к изучаемому материалу. Например, объясняя орфограммы в тексте стихотворения А.С. Пушкина «Не мысля гордый свет забавить…», ученики находят слова, написание которых соответствует морфологическому принципу русской орфографии, и слова, в написании которых наблюдаются отступления. Меня, как учителя-практика, полностью удовлетворяет методический аппарат учебника. По всем темам учебник предлагает большое количество упражнений. Все упражнения практически целесообразны, направлены на развитие орфографической зоркости, на развитие навыков правильного письма. I. Достоинством учебника «Русский язык 10-11 классы» (Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин) является предоставляемая учителю возможность организации уровневой дифференциации обучения. Упражнения ориентированы не только на репродуктивный, но и продуктивный и творческий уровни. Так, при изучении темы «Происхождение лексики современного русского языка», ученикам предлагается составить предложения с приведенными иноязычными словами и русскими синонимами; указать сферу употребления иноязычных слов (репродуктивный и продуктивный уровни). Затем следует упражнение продуктивного уровня: объяснить значение иностранных слов и подобрать к ним русские синонимы; выделить иноязычные словообразовательные элементы и подобрать слова, в которых встречались бы сходные словообразовательные элементы. Специальные упражнения по развитию речи направлены на развитие творческих способностей учащихся. Ученикам предлагается написание сочинений-миниатюр, отражающих изучаемые лингвистические явления. Например, при изучении темы «Употребление устаревшей лексики и неологизмов» ученики, опираясь на предложенный текст (отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»), пишут миниатюру «Жизнь слова». Закрепляя знания о морфологических признаках глаголов, ученики не только работают с текстом-описанием В. Солоухина, но и дают описание любимого гриба, используя глаголы различных грамматических категорий. Дифференцированные задания по вариантам включают аналитические задания на грамматические разборы; комплексные упражнения (орфографические и пунктуационные) учитывают индивидуальные особенности ребенка. Необходимо отметить вариативность заданий учебника. Большое количество упражнений (как тренировочных, так и обобщающих или контрольных) дает возможность учащимся сделать свой выбор в соответствии с индивидуальными способностями. Например, к обобщающим урокам в конце года ученикам предлагается четыре текста диктанта. II. Формированию лингвистического мышления способствуют вопросы и задания для повторения и обобщения по каждой теме. Выполняя такие задания, ученики обязательно аргументируют ответы. Проблемные вопросы мотивируют учащихся на внимательное изучение теоретического и справочного материала, требуют пристального внимания и тренировочным упражнениям. Например, отвечая на вопрос «почему в современном русском языке краткие прилагательные могут быть только сказуемыми?», ученикам нужно хорошо знать особенности образования и изменения имен прилагательных. Востребованность знаний, полученных ранее, отражают такие задания: «Порядковые имена числительные склоняются как имена прилагательные. Какие еще сходные признаки обнаруживаются у этих разрядов слов?», «Какие изменения происходят при переходе причастий в прилагательные и существительные?» и т.д. III. Учебник Н.В. Гольцовой и И.В. Шамшина помогает учителю организовать разнообразную деятельность учащихся. Безусловно, необходимы традиционные задания, развивающие орфографические умения и навыки. Переписывая упражнения и раскрывая скобки, ученики обязательно аргументируют выбор написания. Упражнения распределительного характера эффективно проводить в группах. К примеру, закрепляя навыки правописания сложных имен существительных, каждая группа получает свое задание: выписать сложные существительные с глагольным элементом или слова, состоящие из двух самостоятельно употребляющихся существительных и т.д. Большое внимание авторы учебника уделяют работе со словарями. Ребята с интересом устанавливают по словарям значение иноязычных приставок; используя «Этимологический словарь», группа с удовольствием представляет классу, были ли приставки в некоторых современных словах и по какой причине произошло их слияние с корнем. Учащимся, проявляющим особый интерес к языку я могу предложить задания, предполагающие интеграцию знаний из лингвистической и литературоведческой областей. Так, при изучении раздела «Лексика» ученики выписывают индивидуально-авторские неологизмы из произведений поэтов «серебряного века» и готовят сообщение для класса о роли окказионализмов в поэтических текстах. Выделение старославянизмов в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» предшествует сообщению об их функции в тексте. Большое внимание авторы учебника уделяют самостоятельной работе после тренировочных упражнений на закрепление материала: проверочный диктант с последующей самопроверкой, написание изложения и т.д. Отличительная особенность учебника Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина – замечательные тексты упражнений, взятые из произведений отечественной классической литературы XIX-XX вв. Десятиклассники знакомятся с образцами художественного слова на примерах произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Цветаевой, Б. Пастернака, И. Гончарова, А. Чехова, А. Грина и др. Такие тексты помогают учителю достичь не только хорошего учебного результата, но и результата развивающего, воспитательного. Например, при изучении темы «Глагол» ученикам предлагается текст Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Решается учебная задача – анализ типов и видов сказуемых. Развиваются умения и навыки анализа текста – выделение главных мыслей, объяснение смысла заглавия. Воспитываются такие качества личности, как умение слышать и слушать собеседника, с уважением относиться к общественному мнению. Учебник Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина реализует принцип системности в изучении языка. Например, вставляя пропущенные буквы в слова из текста стихотворения М. Цветаевой «Чтобы помнил не часочек, не годок…», ученикам необходимо применить полученные ранее знания по морфемике. Объясняя такие морфологические признаки глаголов, как переходность – непереходность, ученики повторяют сведения из раздела «Лексика» о словах–паронимах. Содержание и структура учебника «Русский язык 10-11 классы» (Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин) реализует идеи коммуникативной дидактики; воспитательный потенциал учебника высок. Старшеклассникам при выполнении каждого упражнения или задания предлагается аргументировать или мотивировать выбор написания, ответ на вопрос. Авторы учебника постоянно подчеркивают необходимость развития коммуникативных умений и навыков учащихся. Многие упражнения направлены на совершенствование навыков связной монологической речи, на обучение диалогической речи. Речевая культура старшеклассников формируется целенаправленно и систематически. Так, при изучении темы «Имя прилагательное», учебник предлагает после прочтения стихотворения Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» не только работать над морфологическими признаками прилагательных, но и объяснить значения некоторых прилагательных в контексте стихотворения, установить их функцию. Особенностью учебника Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина по сравнению с пособиями других авторов является последовательное изучение и повторение лингвистических сведений, «растворенных» во всех разделах учебника. Стилистический аспект учебника заслуживает особого внимания учителей-практиков. Ведь чтобы подготовиться к выпускному экзамену, необходимо обобщить и повторить сведения по стилистике, закрепить практические навыки определения стиля текста. Например, при изучении темы «Имя существительное», ученики отрабатывают навыки нормативного употребления окончаний, устанавливают стилистическую окраску употребления существительных с разными суффиксами. При изучении темы «Местоимение» десятиклассники характеризуют смысловые и стилистические особенности местоимений в стихотворении А.С.Пушкина «Пустое вы сердечным ты…»; указывают в предложениях случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления местоимений. Учебник включает в себя дополнительный материал, который может пригодиться и ученику, и учителю. Так, при подготовке сообщений, докладов, рефератов можно воспользоваться списком рекомендуемой литературы, как ко всем, так и к отдельным разделам языкознания. Время, которое может быть потрачено на поиски необходимой литературы, освобождается. Очень полезен новый раздел учебника «Из истории русского языкознания», включающий очерки о жизни и деятельности крупных русистов XVIII-XIX вв. Знакомство с очерками не только расширяют кругозор учащихся, но и способствуют более эффективному достижению образовательных и информационных целей обучения. Так, при изучении раздела «Лексика. Фразеология. Стилистика» десятиклассники с интересом участвовали в беседе по очерку, посвященному В.В.Виноградову. Они определили роль выдающегося лингвиста в изучении языка А.С.Пушкина, его вклад в изучении лексикологии, фразеологии и стилистики. Учебник «Русский язык 10-11 классы» (Н.Г. Гольцова, И.В.Ш амшин) обеспечен тематическим планированием, методическими рекомендациями по проведению уроков, материалами по развитию речи учащихся, объединенными в «Книге для учителя» (авторы Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина). Книга для учителя оказала мне большую помощь в организации обучения десятиклассников по учебнику Н.Г.Гольцовой и И.В.Шамшина. Необходимо отметить в качестве достоинства «Книги для учителя» наличие специальной рубрики «Готовимся к ЕГЭ». Материалы этой рубрики размещены в конце плана-конспекта урока и не носят обязательного характера. Эти материалы даны дозировано (в соответствии с заданиями частей А, В и С), следовательно, учитель имеет возможность последовательно отработать конкретные навыки работы с тестами по орфографии, пунктуации, культуре речи, стилистике и по анализу текста. Материал в учебнике и книге для учителя дан в единой системе. Наиболее актуальными являются материалы по анализу текста: анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»; комплексный анализ отрывка из рассказа В.И. Белова «Маникюр»; образец анализа стихотворения Л. Мартынова «След». Авторы «Книги для учителя» для организации внеклассной исследовательской деятельности по предмету предложили примерные темы рефератов; два варианта олимпиады по русскому языку, вопросы для любознательных; возможные темы сочинений-миниатюр – это, безусловно, оказывает большую практическую помощь учителю. Новый учебно-методический комплект по русскому языку способствует оптимизации процесса обучения, не вызывает трудностей при использовании в учебном процессе в рамках любых педагогических технологий. Достоинства и преимущества данного курса в условиях модернизации российского образования очевидны, что подтверждается отзывами участников областного информационно-методического семинара, проводимого на базе МОУ гимназии № 8 в марте 2006 года.
 14) 26.10.2007 13:03:57 Захидова Л.С., МОУ СОШ №43, учитель высшей квалификационной категории, Новосибирская обл., г. Новосибирск  
Учебник Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина представляет собой удачное соединение системности, научности и практической значимости. При доминирующем в процессе преподавания русского языка в школах изучении орфографии и пунктуации в отрыве от языковой системы как органичного единства, настоящий учебник направляет школьников на изучение системы языка в целом, что позволит освоить орфографию и пунктуацию как часть системы, не отдавая ей главенствующие позиции. Принцип научности можно назвать основным в анализируемом учебнике: в нем представлены все разделы языковой системы в соответствии с теоретическими трудами ведущих языковедов. Другим несомненным достоинством учебника является его практическая ориентация. Знание языковой системы без практического применения этих знаний не дает ничего, но функциональность полученной научной информации позволяет осваивать систему в действии. Дихотомия «язык - речь» в полной мере реализована в анализируемом учебнике: ученик активизирует информацию о языковом явлении и применяет ее на практике, что отражено уже в названиях параграфов: «Синонимы и их употребление», «Паронимы и их употребление» и т.д. Третьим достоинством учебника является представленность раздела «Культура речи», что особенно важно, так как в наш век интеграции и развития культурных связей особую роль играет процесс межличностной коммуникации. Успешная деятельность социального субъекта на сто процентов зависит от его коммуникативного потенциала, умения правильно оценивать ситуации общения и выбирать адекватные языковые средства. Особенно важна культура речи для молодых людей, чья социально-психологическая адаптация в мире только начинается: насколько успешно подросток будет выстраивать свою коммуникативную деятельность, настолько успешным и комфортным будет его положение в социуме. Этот раздел учебника особенно актуален в свете плачевного состояния речевой культуры общества в целом и подростков в частности. Еще одним достоинством учебника является наличие разделов «Стилистика» и «Из истории русского языкознания». В первом предлагается повторение системы стилей русского языка, что ориентирует учащихся на различение коммуникативных ситуаций; во втором происходит знакомство с известнейшими лингвистам: М.В. Ломоносовым, А.Х. Востоковым, Ф.И. Буслаевым, В.И. Далем, А.А. Шахматовым и др. и их вкладом в отечественное языкознание. Завершают учебник орфоэпический и орфографический словарики, а также список литературы по разделам, что позволяет углубить полученные знания. Рецензируемый учебник полностью соответствует современным требованиям к образованию, его гуманизации и модернизации. Он представляет научную и методическую ценность, может быть использован для работы в школах с предпрофильной и профильной подготовкой, а также в школах с углубленным изучением русского языка и литературы, в гимназиях и лицеях гуманитарной направленности.
 15) 04.10.2007 2:33:47 Лаптева Оксана Викторовна, МОУ СОШ № 8 учитель литературы, Хабаровский край, г. Комсомольск-на- Амуре  
Материал данного учебника направлен на серьезную и целенаправленную подготовку учащихся к ЕГЭ. Разнообразный материал по орфографии, пунктуации, лексике. Хорошо его использовать для индивидуальной и дитфференцированной работы на уроках и консультациях, достаточно разнообразный материал для самостоятельной работы выпускников.
 16) 24.11.2007 12:52:30 Дурнова Галина Андреевна, МОУ СОШ №10, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., г. Татарск  
Учебник систематизирует, обобщает и дополняет полученные знания по русскому языку. Большое количество разнообразных упражнений по разделам, помогающие осуществить подготовку уровней А и Б при подготовке к ЕГЭ. Большое количество материалов из истории русского языкознания, приложения. Наряду с преимуществами, на мой взгляд, имеется недостаток: небольшое количество упражнений по стилистике.
 17) 24.12.2007 14:29:49 Рыбкина Наталия Ивановна, МОУ-СОШ №2 , заместитель директора по НМР, Красноярский край, ЗАТО пос. Солнечный  
Взяв в этом учебном году профильный класс, я стала работать по учебнику Гольцовой и Шамшина. Насколько интересный, насыщенный упражнениями базового и профильного уровня учебник! В теоретическом материале излагаются все нюансы правил, в пособии достаточно практического материала, представлена работа со стилистикой. Этот учебник готовит к ЕГЭ!
 18) 12.09.2007 4:55:43 Батурина Ольга Игоревна, МОУ СОШ №14, учитель русского языка и литературы, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре  
Учебник довольно серьезный. Большое количество теоретического материала позволяет повторять темы, не пользуясь дополнительной литературой. Упражнения рассчитаны на разный уровень знания учеников.
 19) 19.02.2008 8:51:18 Балясникова Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ Первомихайловской сош Татарского района НСО, Новосибирская обл., Татарский район, с. Первомихайловка  
Теоретиченский материал этого учебника очень хорошо собран, систематизирован, содержится много вопросов для повторения после разделов учебника, также учебник богат упражнениями для повторения. Этот учебник помогает учащимся при подготовке к ЕГЭ.
 20) 22.02.2008 7:32:34 Игнатова Кристина Олеговна, МОУ Первомайская СОШ, ученица 11 класса, Новосибирская обл., Татарский район, с. Новопервомайское  
По этому учебнику мы занимаемся второй год. Данный учебник воспитывает бережное отношение к русскому языку. Он помогает учащимся систематизировать, обобщать и дополнять полученные знания по русскому языку. Материал в учебнике изложен подробно, последовательно, понятно. Но очень часто встречаются опечатки.
 21) 22.02.2008 7:37:00 Коваленко Марина Александровна, МОУ Первомайская СОШ, ученица 11 класса, Новосибирская обл., Татарский район, с. Новопервомайское  
В данном учебном пособии представлен практически весь школьный курс русского языка, большое количество разнообразных упражнений, доступное и понятное изложение. Этот учебник - отличный помощник при подготовке к экзаменам, но есть опечатки.
 22) 22.02.2008 7:39:44 Панкова Надежда Юрьевна, МОУ Первомайская СОШ, ученица 11 класса, Новосибирская обл., Татарский район, с. Новопервомайское  
По учебнику занимаемся второй год. Хороший помощник к экзаменам.
 23) 25.02.2008 12:55:59 Сайдакова Ольга Викторовна, МОУ СОШ № 105, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., г. Купино  
«Русский язык» 10-11 класс под редакцией Н. Гольцовой, И. Шамшина Учебник для общеобразовательных школ; М: ООО ТИД «Русское слово – РС» 2006г. В 10-11 профильных классах на уроках русского языка мы работаем по учебнику «Русский язык 10-11 классы» под редакцией Н. Гольцовой и И. Шамшина. Теоретический материал учебника охватывает все разделы науки о языке. Каждый раздел открывается перечнем основных терминов и понятий. Авторы учебника придерживались принципов преемственности в определении объема содержания теоретической части темы. Этот учебник обеспечивает качественное обобщающее, повторение основных сведений о языке, закрепляет основные навыки, расширяет лингвистический кругозор учащихся, дает дополнительные сведения языковедческого характера. В учебнике даются сведения, знакомые учащимся из курса русского языка общего образования. Эти сведения дополняются информацией связанной со стилистикой и культурой речи, большим числом правил и нормативных вариантов. Важной составляющей материалов учебного пособия является система упражнений к теоретическим материалам. Упражнения делятся на три группы: тренировочные, обобщающие, контрольные. Упражнения содержат разноуровневый языковый материал, что позволяет организовать дифференцированную работу на уроке. Упражнения выполняются с опорой на содержание теоретической части учебного пособия. Тренировочные упражнения готовят учащихся к выполнению обобщающих упражнений, требующих от школьников комплекса навыков и умений. Контрольные упражнения составляют систему проверочных заданий. Проверочные упражнения включают в себя диктанты (проверочные, объяснительные, контрольные), контрольные задания. Качественное обучение невозможно без стройной системы повторения и обобщения. Эту задачу решают вопросы для повторения, а также задания повторительного характера к тренировочным упражнениям. Теоретический материал и система упражнений обеспечивает глубокое овладение учебным материалом, нацеливает учащихся на самостоятельную работу. Учебник Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина мне нравится.
 24) 25.02.2008 12:58:55 Михайлова Снежана, Ученица 11 б класса, Новосибирская обл., г. Купино  
Учебник Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина мне нравится. Здесь собраны практически все правила, начиная с пятого класса и заканчивая одиннадцатым. Лично мне очень удобно, что все правила, которые мне нужны, находятся в одном учебнике. И нет необходимости искать одно правило, перелистывая несколько учебников. Также мне нравится объяснение правила. Очень ясно и подробно описывается каждое правило. Легко и просто запоминается. Но самое главное, что в этом учебнике на последних страницах размещено «Приложение №1. Говори правильно», где расставлены все ударения в словах. Для меня это очень удобно, я постоянно путаюсь в ударении, но теперь, с помощью этого учебника, для меня это не проблема. Я знаю, что в каждом учебнике есть «словарный запас», где напечатаны слова, которые нужно запомнить, но чтобы были напечатаны слова с ударением, такого я не видела. Мне очень удобно учиться по такому учебнику. Удобно и легко!
 25) 25.02.2008 13:00:11 Жердева Ксения, МОУ СОШ №105, ученица 11 б класса, Новосибирская обл., г. Купино  
Учебный комплект «Русский язык 10-11 классы» был создан коллективом авторов Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшина, М.А. Мищерина, которому была присуждена премия Правительства Российской Федерации в области образования за 2003 год за создание учебного комплекта. Данный учебник предназначен для общеобразовательных школ, какой является и наша школа. Учебник разделен на 9 разделов, в которых не только повторяются и обобщаются полученные знания, но прежде всего углубляется изучение языка. Новыми темами являются: «Сочетание значков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация», которые помогут понять особенности русской пунктуации. В учебник включено большое количество текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. В учебнике имеется большое количество упражнений по стилистике, упражнения для самостоятельной работы. В конце учебника есть приложения, которые помогают нам писать и говорить правильно. Материал в учебнике изложен очень понятным и доступным языком. Этот учебник можно использовать как справочник при поступлении в высшие учебные заведения, а также при подготовке к Единому государственному экзамену. Данный учебник воспитывает бережное отношение к русскому языку, содействует сохранению его самобытности, богатства и чистоты.
 26) 25.02.2008 13:00:57 Бочарникова Таня, МОУ СОШ №105, ученица 11 б класса, Новосибирская обл., г. Купино  
По-моему, учебник «Русский язык 10-11 классы» Н. Гольцовой обладает очень хорошим материалом для того, чтобы ученик получил достаточные знания по русскому языку. В учебнике очень хорошо изложен материал, начиная с определений – четких и объемных – и заканчивая упражнениями, которые помогают закрепить ту или иную тему. Информация изложена доступно для ученика. В учебнике очень много положительных качеств: его доступность, его объемность, изложение материала. Отрицательных качеств я не нашла, могу сказать, что их там нет. Этот учебник способствует получению хороших знаний по русскому языку. Я считаю, что именно такой учебник должен иметь место в школьной программе.
 27) 28.02.2008 8:35:16 Пашинская Алена, МОУ Медяковская СОШ, ученица 11 класса, Новосибирская обл., Купинский район, с. Медяково  
Мне нравится учебник русского языка Гольцова, так как в нем собрана вся орфография и пунктограммы, изученные за курс обучения предмета в школе, много нового материала. Автор предлагает нам более углубленное изучение языка. Информация доступна для всех учеников и читается легко, без затруднений.
 28) 22.04.2008 11:26:31 Понебратец Нина Ивановна, МОУ Утянская СОШ, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., Доволенский район, с. Утянка  
Учитывая огромную значимость русского языка как государственного языка РФ и языка межнационального общения народов России, данный учебник воспитывает бережное отношение к русскому языку, систематизирует, обобщает и дополняет полученные знания по русскому языку. Книга является хорошим помощником для подготовки к сдаче устного экзамена по русскому языку и при подготовке к ЕГЭ. В книге описываются все уровни языка, все сферы его функционирования. В учебник включено большое количество текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Авторы учебника разработали к данному пособию тесты (37 тестов), которые позволяют отрабатывать умения и навыки по орфографии и пунктуации.
 29) 12.02.2008 12:45:26 Коновалова Гульсара Элиусовна, МОУ Новониколаевская СОШ, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., Купинский район, с. Новониколаевка  
Учебник хороший, богат интересными заданиями. Задания носят творческий характер, направлены на развитие творческого потенциала учащихся. Не очень удобен большой формат учебника.


При цитировании материалов ссылка на данный ресурс обязательна.
© ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика".
Тел.: (499) 155-87-30