Отзывы открытого форума по обсуждению учебников федеральных перечней
Категория авторов отзывов: [ все ]
Отзывов: 11
28.06.2017 16:58:33
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2007/2008 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 14.12.2006 № 321 (Приложение 1)

Раздел III. СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Литература

 786.Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. Ч. 1, 2. 10 кл. [Русское слово]
Линия учебников входит в Гуманитарный академический проект. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Базовый и профильный уровень. УМК для 10 - 11 классов: программа, учебные пособия Литература и культура Древней Руси (под ред. Обернихиной Г.А.), – элективный курс, хрестоматии для 10 и 11 кл. (Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А.)
 1) 13.06.2012 17:56:22 Акимжанова Р.М., магистрант Алтайской Государственной Педагогической академии, Алтайский край, г. Барнаул  
Содержание, помещенное в конце каждого учебника, содержимого как такового не отражает, скупо указывая лишь на соответствующие разделы, их редкие подразделы и общую тематику (учебник для 9-го класса). Как следствие такой «неполноты» содержания, - затруднения в поиске нужной информации. Тексты художественных произведений авторы относят к приложению, соответственно, в содержании они не отражены, и это также является отрицательной стороной учебника, так как для того, чтобы узнать, какие произведения есть в учебнике, нужно внимательно пролистать каждую страницу. Теоретический материал изложен доступно, но, на мой взгляд, немного сухо. Не хватает информации, которая «цепляла» бы учеников, заинтересовывала бы. Биографические данные о писателях и поэтах довольно традиционные, нет новизны в их изложении. Кроме того, не все определения терминов понятны и доступны. Так, например, неизвестно, все ли поймут следующее определение архетипа: «(от греч. аrche — древний) — прообраз, первичная схема бытия, получающая конкретное «наполнение» в различные исторические эпохи, в том числе в художественном творчестве» (9 класс, часть I, с. 6). И тем более – беглое упоминание принципа «ретроспективной исторической аналогии» (9 класс, часть I, с. 6), предложенного известным исследователем древнерусской литературы В.В. Кусковым.
 2) 19.02.2008 8:40:23 Андреева А.В., МОУ СОШ № 158, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., г. Новосибирск  
Несомненным достоинством учебника является системный подход к изложению и подаче теоретического материала с учетом принципа историзма и научности, а также система заданий, позволяющих закрепить и повторить полученные знания. Представленный в учебнике богатый историко-литературный материал организован в соответствии с задачей двухуровневого его использования. Хороший учебник.
 3) 15.02.2008 8:52:38 Каримова Хакимя Нуртыновна, МОУ СОШ №18, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., г. Новосибирск  
В учебниках представлен богатый историко-литературный материал, который организован в соответствии с задачей двухуровневого его использования, знакомит учащихся с «Золотым веком» русской литературы, рассматриваемой как высокое гуманистическое единство. Организовать текущий и итоговый контроль знаний по предмету помогают перечни тем сочинений различного уровня сложности, докладов и рефератов, содержит богатый иллюстративный материал.
 4) 24.11.2007 13:12:01 Галева Елена Владимировна, МОУ СОШ №9, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., г. Татарск  
Данный учебник вполне учитывает интересы, склонности и способности учащихся в конкретной области знаний. Работая по этому УМК на базовом и профильном уровне, я имела возможность решать ряд воспитательных задач: - воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию; - формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры. Структура курса литературы 19 века отражает принцип поступательности в развитии литературы, преемственности литературных явлений, рассматриваемых в общекультурном контексте. Широко освещён литературный процесс второй половины 19 столетия. На мой взгляд, совершенно уместно и необходимо в начале 10 класса обращаться к первой половине столетия. Для этого в учебник включены произведения литературы первой половины XIX века, они представлены в начале курса обзором творчества ведущих русских классиков, и в профильном классе я полностью изучила творчество всех авторов, которые не включаются в обязательную программу для общеобразовательных классов. В учебниках представлен богатый историко-литературный материал, который организован в соответствии с задачей двухуровневого его использования. Так, работая в общеобразовательном классе на базовом уровне, я имела возможность подходить к изучению материала дифференцированно, предлагая продвинутым учащимся задания повышенной сложности. И наоборот, преподавая литературу в профильном классе, я могла организовывать работу с учётом высокого уровня подготовки старшеклассников. Данные учебники дают возможность выбора траектории освоения знаний, обеспечивают его право на индивидуально-творческое погружение в то общее «поле культуры», которое формирует духовный мир личности в ее связи с общенациональной традицией. Содержание статей учебников, на мой взгляд, вовсе не перегружает, а насыщает курс, делая действительно его более ёмким и многоаспектным. Очень удачно расположен текст учебника в 10 классе. Учитель и ученик имеют возможность рассматривать внутри разделов материал, предназначенный для углубления знаний по предмету, который выделен специальным шрифтом. «Маркированный» текст мною использовался разнообразно: и в качестве материала для дополнительного чтения, и как основа для подготовки индивидуальных сообщений учащихся, и как материал для выборочного конспектирования и составления рабочих схем. Таким образом, основной текст учебника действительно «работает» на учеников различного уровня подготовки и характера творческих способностей, давая старшекласснику возможность изучать русскую литературу как сложное, многообразное явление.
 5) 24.11.2007 12:54:06 Дурнова Галина Андреевна, МОУ СОШ №10, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., г. Татарск  
Учебник знакомит учащихся с «Золотым веком» русской литературы, рассматриваемой как высокое гуманистическое единство. Книга имеет двухуровневую структуру, обеспечивающую изучение предмета на базовом и профильном уровнях. Большое количество иллюстраций к худ. произведениям, портреты авторов, иллюстрации, помогающие «окунуться» в атмосферу 19 в.; точка зрения критиков, темы сочинений, докладов, рефератов имеются в конце каждого раздела.
 6) 13.11.2007 10:02:56 Темиртекова Наталья, МОУ Первомихайловская сош, ученица 10 класса, Новосибирская обл., Татарский район, с. Первомихайловка  
Учебник хороший, его материал помогает при анализе произведений. Весь материал изложен кратко, но понятно и доступно.
 7) 26.10.2007 13:22:21 Мельник И.И., гимназия Первомайского района г. Новосибирска, учитель высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования Российской Федерации, Новосибирская обл., г. Новосибирск, Первомайский район  
Учебник «Литература XIX века. 10 класс» базируется на программе для старших классов С.А. Зинина и В.А. Чалмаева. Структура учебника основана на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта. Учебник решает общие для базового и профильного уровней воспитательные задачи обучения литературе: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры. Учебник содержит развернутую картину развития отечественной литературы на протяжении XIX века. Историко-литературный материал рассматривается «линейно», отражает принцип поступательности в развитии литературы, преемственности литературных явлений, рассматриваемых в общекультурном контексте. В начале курса дан обзор творчества ведущих русских классиков (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь). Это очень важно, т.к. реализуется принцип завершенности основной ступени общего образования; углубляется и расширяется курс девятого класса. Литературный процесс второй половины XIX века освещен широко. Разнообразный историко-литературный материал дает возможность учителю варьировать его в зависимости от особенностей класса. Разноуровневые материалы имеют взаимопроникающий характер. Работая в классе экономического направления, я использовала материал повышенной сложности в соответствии с возможностями учащихся. В классе есть ученики, проявляющие яркие способности в области литературы, поэтому им интересны задания продуктивного и творческого уровней. Замечательно, что авторы учебника дали десятиклассникам возможность выбора собственной образовательной траектории. Довольно часто историко-литературный материал, предназначенный для изучения предмета на профильном уровне, десятиклассники использовали в докладах и рефератах. В качестве одного из достоинств учебника необходимо отметить наличие анализа произведений. Так, перед изучением романа И.А. Гончарова «Обломов» учащиеся самостоятельно познакомились с анализом романа «Обыкновенная история», а после знакомства с «Обломовым» - с анализом романа «Обрыв». Таким образом, ученики увидели общие темы, идеи трилогии, глубже поняли замысел писателя. Большую помощь учителю и ученикам оказывают тексты внутри разделов. Это сведения культурно-исторического характера, дополнительные факты биографии писателя, факты творческой истории рассматриваемого произведения и т.д. Эти тексты ребята с удовольствием использовали для индивидуальных сообщений, для выборочного конспектирования, для составления рабочих схем. Таким образом, учитель получает возможность организовывать разные формы обучения. Положительной особенностью учебника В.И. Сахарова и С.А. Зинина является наличие теоретико-литературного аппарата. Формирование теоретико-литературной грамотности учащихся можно осуществлять вариативно: закреплять ранее усвоенную терминологию в процессе анализа произведений; знакомиться с понятиями в рамках статей учебника. Также есть специальный раздел в конце учебника, прилагающий новейшие литературоведческие термины для профильных классов. Однако ученики гимназии экономического направления стремились выйти за рамки базовых знаний по предмету и расширяли предметную риторику, самостоятельно обращаясь к этому разделу. Рубрика «Основные понятия», помещенная в конце каждой монографической или обзорной статьи, помогает учителю организовать контроль (а ученику – самоконтроль) над усвоением базовых литературоведческих понятий. Безусловным достоинством учебника «Литература XIX века. 10 класс» является рубрика «Вопросы и задания», цель которой – помочь ученику осмыслить проблематику изученной темы на новом, обобщенном уровне. В эту рубрику также входят разноуровневые задания разнообразной направленности. Эти задания позволяют учителю решить множество задач: 1. осуществлять внутрипредметную интеграцию («Найдите в пьесе «Гроза» черты классической драмы; чем оправдано обращение писателя-реалиста к драматургической «архаике»?»); 2. соотносить литературные факты с социально-историческими явлениями («Как в творчестве А.П. Чехова отразились реалии «переходной» эпохи рубежа веков?»); 3. формировать культуроведческую компетентность учащихся («Какое место в лирике Фета занимает музыка? Что составляет музыкальность его стиха? Проиллюстрируйте примерами утверждение П.И. Чайковского: «Фет в лучшие свои минуты переходит из пределов, указанных поэзий, и смело делает шаг в нашу область»); 4. понимать преемственность, «обратную связь» литературных явлений («Сопоставьте проблематику сказки «Дикий помещик» с решением «помещичьей темы в произведениях А.Н. Радищева, Д.И. Фонвизина, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя. В чем Щедрин пошел дальше своих литературных предшественников?»); 5. развивать умения интерпретировать текст, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии («Авторское определение жанра «Грозы» - драма «Правы ли критики, вслед за Добролюбовым рассматривающие ее как «народную трагедию»?»). Занимаясь по учебнику В.И. Сахарова, С.А. Зинина учащиеся систематически выполняли задания по анализу и интерпретации текстов, объединенные в специальном подразделе «Самостоятельный анализ текста». Эти задания дополняют и детализируют проблематику основной статьи. Важность такой работы очевидна – активизируются аналитические способности учеников. Методическое разнообразие способов подачи «опорного» материала «поддерживает» познавательный интерес к заданиям. Модель анализа, предлагаемая десятиклассникам, включает в себя разнообразные вопросы, касающиеся и поэтической лексики, синтаксиса, и строфики, и содержания. Таким образом, ученики, систематически выполняя предложенный учебником анализ, развивают навыки целостного анализа художественного текста. Другие аналитические модели также были востребованы как на уроках, так и во время индивидуальной работы ученика: сопоставительный анализ; анализ по аналогии; анализ с опорой на понятия; анализ по тезисной развертке. Результаты итоговой контрольной работы за курс 10 класса показали, что десятиклассники в процентном отношении выбрали примерно одинаковые аналитические модели. Наиболее трудными оказались модели анализа по аналогии и сопоставительный анализ. Думаю, что для класса экономического направления это нормально. Гуманитарная кафедра гимназии отметила такую важную часть методического аппарата учебника, как «Вопросы для обобщения по курсу». В течение года мы провели круглый стол и читательскую конференцию, используя задания и вопросы этой рубрики, т.к. они предоставили нам возможность «сквозного» рассмотрения литературных явлений в связи с конкретной проблемой. В декабре 2005 года был проведен круглый стол «Расцвет русского романа во второй половине XIX столетия»; в мае 2006 года – читательская конференция «Религиозно-философские идеи в творчестве Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова». Организовать текущий и итоговый контроль знаний по предмету помогают перечни тем сочинений различного уровня сложности, докладов и рефератов. Вариативность реализуется предоставлением права выбора каждому ученику формы контроля знаний. Причем, темы, в основном, проблемного характера. Некоторые из них можно рекомендовать в качестве исследовательской работы по предмету. Выполнению этих видов работ помогают списки рекомендуемой литературы, которые даны в каждом разделе учебника. Учебник В.И. Сахарова, С.А. Зинина содержит богатый иллюстративный материал, включающий четыре иллюстрированные тетради. Изображения предметов и интерьеров, являвшихся неотъемлемой частью дворянского быта, репродукции картин классической живописи вводят десятиклассников в исторический и культурный контекст эпохи. В целом структурно-содержательные особенности учебника В.И. Сахарова и С.А. Зинина помогают учителю оптимизировать процесс образования, реализовать разноуровневый подход в обучении. Учебник обеспечен программой курса (С.А.Зинин, В.А.Чалмаев) и методическими рекомендациями для учителя, включающими тематическое и примерное поурочное планирование при изучении предмета на базовом и профильном уровнях (С.А. Зинин). Трудностей в использовании учебного пособия не было. Учебник «Литература XIX века. 10 класс» В.И. Сахарова, С.А. Зинина возможно использовать в рамках различных педагогических технологий. Методическая концепция и методический аппарат учебника органично вписываются в концепцию образовательных учреждений, реализующих в педагогической практике идеи коммуникативной дидактики.
 8) 26.10.2007 13:18:41 Галева Е.В., средняя школа №9, учитель высшей квалификационной категории, Новосибирская обл., г. Татарск  
Данный учебник соответствует требованиям стандартов по предмету, причём, на мой взгляд, включены все элементы стандарта. Все те произведения, которые необходимо изучить в курсе школьной программы для общеобразовательных классов, включены в названный учебник. Данный учебник вполне учитывает интересы, склонности и способности учащихся в конкретной области знаний. Работая по данному учебнику на базовом уровне, учитель имеет возможность решать ряд воспитательных задач: • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию; • формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры. Структура курса литературы 19 века отражает принцип поступательности в развитии литературы, преемственности литературных явлений, рассматриваемых в общекультур¬ном контексте. Широко освещён литературный процесс второй половины 19 столетия. На мой взгляд, совершенно уместно и необходимо в начале 10 класса обращаться к первой половине столетия. Для этого в учебник включены произведения литературы первой половины XIX века, они представлены в начале курса обзором творчества ведущих русских классиков (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь). Это позволяет даже на базовом уровне углублять и расширять курс предшествующего класса (следуя принципу завершенности основных ступеней общего образования, материал вводного обзора тематически связан с содержанием концентра 9 класса, включающего развернутые разделы по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя). В учебнике представлен богатый историко-литературный материал, который организован в соответствии с задачей двухуровневого его использования. Так, работая в общеобразовательном классе на базовом уровне, я имела возможность подходить к изучению материала дифференцированно, предлагая продвинутым учащимся задания повышенной сложности. Данный учебник даёт старшекласснику возможность выбора траектории освоения знаний, обеспечивает его право на индивидуально-творческое погружение в то общее «поле культуры», которое формирует духовный мир личности в ее связи с общенациональной традицией. Несмотря на то, что при изучении литературы на базовом уровне, данная программа не включает обязательное изучение произведений таких авторов, как Н.Г. Чернышевский, Н.С. Лесков, А.К. Толстой, ученики продвинутого уровня имеют возможность ознакомиться с материалом самостоятельно, или же учитель вправе провести уроки - обзоры по творчеству названных писателей. Так, например, совершенно необходимо знакомство с романом Н.Г. Чернышевского «Что делать?», потому что именно при изучении этого романа ребята встречаются с таким понятием, как «роман-утопия». Эти знания учащимся необходимы и для изучения романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» при рассмотрении понятия «антиутопия», а также при изучении в 11 классе романа Е. Замятина «Мы». Поэтому при составлении тематического планирования я учла эти моменты и сохранила в программе обзорные уроки по творчеству Чернышевского, Лескова, Толстого. Это, на мой взгляд, вовсе не перегружает, а насыщает курс, делая действительно его более ёмким и многоаспектным. Очень удачно, на мой взгляд, расположен текст учебника. Учитель и ученик имеют возможность рассматривать внутри разделов материал, предназначенный для углубления знаний по предмету, который выделен специальным шрифтом. «Маркированный» текст мною использовался разнообразно: и в качестве материала для дополнительного чтения, и как основа для подготовки индивидуальных сообщений учащихся, и как материал для выборочного конспектирования и составления рабочих схем. Таким образом, основной текст учебника действительно «работает» на учеников различного уровня подготовки и характера творческих способностей, давая старшекласснику возможность изучать русскую литературу как сложное, многообразное явление. Кроме этого, данный учебник позволяет формировать теоретико-литературную грамотность учащихся. Причём, используя различные способы, учитель осуществляет преподавание литературы на двух уровнях. Перечень вопросов и заданий, который расположен после творчества каждого автора, позволяет осмыслить проблематику изученной темы на новом обобщённом уровне. Рубрика «Вопросы и задания» вполне соответствует специфике основного текста. Так как эта рубрика имеет двухуровневую структуру, у учителя есть возможность самому выбирать формы и способы работы по этим вопросам (наряду с вопросами репродуктивного характера учащимся предлагается материал для проблемного осмысления). Кроме этого, и вопросы, и задания, помеченные значком*, отличающиеся повышенным уровнем сложности, учитель вправе использовать в классе общеобразовательном, где обучение литературе ведётся на базовом уровне. То же самое можно сказать и о подразделе «Самостоятельный анализ текста», который детализирует проблематику основной статьи и способствует более глубокому восприятию курса в целом. Способы подачи «опорного» материала помогают учащимся выстроить канву анализа, активизируют аналитические способности старшеклассников, их творческий потенциал. Но, мне кажется, что для обучения анализу текста в общеобразовательном классе необходимо в конце учебника ввести рубрику «Примеры анализа текста», где ребята могли бы на примерах увидеть, как, в какой последовательности создаётся анализ художественного текста. Если сравнивать данный учебник с другими учебными пособиями, то можно отметить положительные моменты. Во-первых, в учебнике В.И. Сахарова представлена развёрнутая биография каждого писателя, во-вторых, в данном учебнике есть портреты писателей, иллюстративный материал, фотоматериал, который способствует восприятию творчества того или иного автора. Этот учебник можно использовать в рамках различных педагогических технологий. Но при всём при этом, к данному учебнику необходимо приложение: «Учебник-хрестоматия», в который будут включены произведения или отрывки писателей XIX века. Это необходимо потому, что в сельских и районных школьных библиотеках нет в достаточном количестве книг с произведениями писателей XIX века. Работая по данной программе, я корректировала материал с учётом базового уровня. Приведу пример распределения программного материала по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина так, как его использовала я. • Урок 1. От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика. Жанрово-композиционное своеобразие «Истории одного города»*. Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы. • Вводно-ориентировочная беседа с опорой на общую проблематику «Истории...» и привлечением материала статьи учебника. Закрепление понятий «хронотоп» и «гротеск» с обращением к ранее изученному литературному материалу. • Урок 2. Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи. • Анализ образной системы и проблематики «Истории...» с опорой на проблемные вопросы и задания. • Урок 3. Судьба глуповцев и проблема финала «Истории одного города». Урок-дискуссия. • Урок 4. Сюжеты и проблематика «Сказок для детей изрядного возраста». Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина. • Закрепление понятий «литературная сказка», «фольклорная стилизация», «эзопов язык». Анализ сказок «Медведь на воеводстве» и «Дикий помещик» с привлечением вопросов и заданий статьи учебника. • Урок 5. «Жил — дрожал, и умирал — дрожал...» (Образ обывателя в сказке «Премудрый пискарь».) • Анализ сказки с опорой на материал учебника. Обобщение изученного с элементами подготовки к сочинению. • Урок 6. Письменная работа по проблема¬тике изученной темы (с использованием учебно-методической части раздела учебника). На будущий год планирую использовать данный учебник в профильном классе, где на изучение литературы отводится 5 часов.
 9) 26.10.2007 13:02:37 Захидова Л.С., МОУ СОШ №43, учитель высшей квалификационной категории, Новосибирская обл., г. Новосибирск  
Предлагаемый учебник ориентирован на подготовку и проведение занятий по литературе с учетом современных методов исследования художественных текстов. Ориентация курса на базовый и профильный уровни позволяет дифференцировать задания по степени сложности, а его соответствие Государственному образовательному стандарту способствует формированию необходимого объема знаний у десятиклассников в соответствии с установленными требованиями. Несомненным достоинством учебника является системный подход к изложению и подаче теоретического материала с учетом принципа историзма и научности, а также система заданий, позволяющих закрепить и повторить полученные знания. Система заданий представляет собой не только серию вопросов по изученному разделу, но и задания, связанные с лингвистическим анализом художественных текстов, с изучением идиостиля писателя как системы языковых средств и аксиологических установок, с повторением терминологической базы (словарики основных терминов). Итогом такой работы становится написание сочинений по изученному разделу, темы которых также предложены авторами учебника. Ориентация учебника на научно-практическую деятельность школьников прослеживается в предлагаемых темах докладов и рефератов: темы сформулированы таким образом, что учащийся должен выйти за рамки материала, предлагаемого учебника и исследовать проблему с разных позиций. Помощь в этом оказывают предложенные библиографические списки, в которых представлены имена таких выдающихся литературоведов, как Г.А. Гуковский, Ю.В. Манн, Ю.М. Лотман и др. Рецензируемый учебник полностью соответствует современным требованиям к образованию, его гуманизации и модернизации. Он ориентирован на то, что учащиеся получат теоретические знания, связанные со спецификой, методикой и техникой литературоведческого и лингвистического анализа художественного текста. Учебник представляет научную и методическую ценность. Он может быть использован для работы в школах с предпрофильной и профильной подготовкой, а также в школах с углубленным изучением русского языка и литературы, в гимназиях и лицеях гуманитарной направленности.
 787.Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература. Ч. 1, 2. 11 кл. [Русское слово]
Линия учебников входит в Гуманитарный академический проект. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Базовый и профильный уровень. УМК для 10 - 11 классов: программа, учебные пособия Литература и культура Древней Руси (под ред. Обернихиной Г.А.), – элективный курс, хрестоматии для 10 и 11 кл. (Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А.)
 10) 24.11.2007 13:16:09 Галева Елена Владимировна, МОУ СОШ №9, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., г. Татарск  
Удобно построен материал в учебнике, но статьи необходимо дополнить иллюстративным материалом, который бы отражал жизнь и творчество того или иного писателя. Именно отсутствие наглядного материала в учебнике заставило меня создавать собственные слайды с фотоматериалом по творчеству почти всех авторов, изучаемых в курсе 11 класса. Кроме этого, считаю, что отсутствие критических статей в хрестоматии к учебнику для 11 класса затрудняет полноценное знакомство с литературным процессом 20 столетия. По этой причине приходится использовать старые учебные пособия, хрестоматии, где имеется весь необходимый материал, например, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Манифест футуристов» и т.д. Считаю, что данные учебники позволяют формировать теоретико-литературную грамотность учащихся. Причём, используя различные способы, я осуществляла преподавание литературы в 11 классе на двух уровнях. Перечень вопросов и заданий, который расположен после творчества каждого автора, позволяет осмыслить проблематику изученной темы на новом обобщённом уровне. Рубрика «Вопросы и задания» вполне соответствует специфике основного текста. Так как эта рубрика имеет двухуровневую структуру, я имела возможность выбирать формы и способы работы по этим вопросам (наряду с вопросами репродуктивного характера учащимся предлагается материал для проблемного осмысления, именно эти вопросы я часто предлагала учащимся для индивидуальной подготовки). Кроме этого, и вопросы, и задания, помеченные значком*, отличающиеся повышенным уровнем сложности, я использовала и профильном, и в общеобразовательном классе, где обучение литературе ведётся на базовом уровне. То же самое можно сказать и о подразделе «Самостоятельный анализ текста», который детализирует проблематику основной статьи и способствует более глубокому восприятию курса в целом. Способы подачи «опорного» материала помогают учащимся выстроить канву анализа, активизируют аналитические способности старшеклассников, их творческий потенциал. Приведённые в учебнике планы анализа художественного произведения позволяли мне осуществлять работу и в проведении элективного курса «Русская словесность», на котором я обучала старшеклассников лингвистическому анализу текста (для проведения занятий элективного курса я также использовала пособие издательства «Русское слово» «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи» (авт. Г.С. Меркин, Т.М. Зыбина и др.). Благодаря работе по новым УМК издательства «Русское слово», мне удалось на высоком уровне подготовить старшеклассников к предметным олимпиадам. Так, мои воспитанники показали высокие результаты в районных предметных олимпиадах, заняли призовые места. Одна ученица была направлена на областную олимпиаду, где получила сертификат участницы и заняла 8 место из 15 лучших учащихся области. Считаю, что переход на преподавание литературы по новым УМК в нашей школе стал огромной удачей. Именно эти учебники позволяют подготовить учеников не только к итоговой аттестации, но и к участию во всевозможных литературных конкурсах. К 11 классу у ребят сформированы навыки работы с литературным и исследовательским материалом. Ведь многое из того материала, который представлен в учебнике, ребята используют при написании рефератов, при подготовке спецвопросов. О своей работе по новым УМК я сообщала на районном МО, участвовала трижды в проведении семинаров, проводила Мастер-классы, своим опытом работы я поделилась на районных педагогических чтениях «Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс как основа качества образования в условиях перехода на новые стандарты», где выступила с докладом «Инновационный подход в построении обучения литературе на основе новых УМК». Для подготовки этого доклада я частично использовала методические рекомендации издательства «Русское слово». Думаю, что это может представлять интерес, поэтому направляю в редакцию свой доклад. Кроме этого, в качестве образцов предлагаю вам свои слайды, которые я использовала на уроках литературы в 11 классе. Так как я не раз делилась опытом своей работы по новым УМК с коллегами из школ города и школ Татарского района, то именно поэтому многие учителя русского языка и литературы нашего района перешли на преподавание литературы по учебникам издательства «Русское слово». По-прежнему настаиваю на том, что в 10 классе необходима хрестоматия с критическими статьями и отдельными художественными произведениями в дополнение к учебнику.
 11) 24.11.2007 12:55:26 Дурнова Галина Андреевна, МОУ СОШ №10, учитель русского языка и литературы, Новосибирская обл., г. Татарск  
Учебник содержит развернутую картину развития отечественной литературы в 20 столетии. Книга имеет двухуровневую структуру, обеспечивающую изучение предмета на базовом и профильном уровне. Большое количество иллюстраций к худ. произведениям, портреты авторов, точка зрения критиков, основные понятия, темы сочинений, докладов, рефератов, рекомендуемая литература имеются в конце каждого раздела.


При цитировании материалов ссылка на данный ресурс обязательна.
© ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика".
Тел.: (499) 155-87-30