Отзывы открытого форума по обсуждению учебников федеральных перечней
Категория авторов отзывов: [ все ]
Отзывов: 20
18.12.2017 4:18:20
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2008/2009 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 13.12.2007 № 349 (Приложение 1)

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Литературное чтение

 71.Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. 3 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ]
 1) 13.02.2010 11:53:38 Тимохина В.А., домохозяйка, Московская обл.  
Зачем включен ужасный рассказ Куприна про живодерню. Даже взрослые не в силах это принять, не говоря уже о детях девяти лет. Ничем неоправданная жестокость.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2007/2008 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 14.12.2006 № 321 (Приложение 1)

Раздел I. НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 81.Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Ефросинина Л.А. Чтение и письмо. 1 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ]
Учебники входят в комплект "Начальная школа XXI века". В целях реализации основных концептуальных идей программы (авторы Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.) комплект "Литературное чтение" для каждого класса включает учебник, учебную хрестоматию, рабочие тетради, дифференцированные контрольные работы. Учебники имеют методическое сопровождение (общая методика "Беседы с учителем", включающая диагностику, методические пособия)
 2) 15.11.2007 13:45:24 Салмова Т.Н., МОУ ЧСОШ № 2, учитель начальных классов, Новосибирская обл., станция Чаны  
Продуманный подбор текстов. Большой выбор заданий позволяет осуществлять уровневую дифференциацию.
 3) 15.11.2007 13:45:41 Сафонова Т.Н., МОУ ЧСОШ № 2, учитель начальных классов, Новосибирская обл., станция Чаны  
Продуманный подбор текстов. Большой выбор заданий позволяет осуществлять уровневую дифференциацию.
 4) 14.11.2007 20:03:36 Кулябина Тамара Арсентьевна, МОУ начальная общеобразовательная школа директор школы , учитель начальных классов, Алтайский край, ЗАТО Сибирский  школа -победитель 2007 год
Данный учебник соответствует требованиям современной школы, т.е. способствует формированию навыка чтения, развивает интерес к чтению, позволяет решить проблемы дифференцированного обучения.
 82.Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Ч. 1, 2. 2 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ]
Учебники входят в комплект "Начальная школа XXI века". В целях реализации основных концептуальных идей программы (авторы Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.) комплект "Литературное чтение" для каждого класса включает учебник, учебную хрестоматию, рабочие тетради, дифференцированные контрольные работы. Учебники имеют методическое сопровождение (общая методика "Беседы с учителем", включающая диагностику, методические пособия)
 5) 20.02.2008 12:05:00 Орлова Ольга Карловна, МОУ Павловская ООШ, учитель начальных классов, Новосибирская обл., Карасукский район, с. Павловка  
Учебники "Литературное чтение" 2-4 классы не нравятся тем, что в учебниках нет текстов о Великой Отечественной войне, много новых авторов и текстов, которые очень трудны для пересказа, мало произведений русских и советских поэтов, басен. Маленький объем учебника.
 6) 14.09.2007 12:00:28 Веревкина Т.В., МОУ СОШ №6, учитель начальных классов, Ставропольский край, г. Ипатово  
И содержание, и оформление учебника очень интересно. Красочные иллюстрации помогают лучше воспринимать изучающийся материал. Тексты художественных произведений позволяют формировать читательские умения и обогащать читательский опыт учащихся.
 7) 18.09.2007 15:40:39 Кустицкая Людмила Эдуардовна, МОУ СОШ №19 учитель начальных классов, Ставропольский край, Шпаковский район, с. Верхнерусское  
Комплект учебников по литературному чтению 1-4 класс оснащён методически грамотно. Читаемый материал для детей подобран с учётом возрастных особенностей. Ученикам интересно работать в рабочих тетрадях на печатной основе, особенно нравятся задания творческого характера. Наличие хрестоматии для дополнительного чтения расширяет объём изучаемых произведений. Дети с большим удовольствием работают на уроке, плотность урока высокая. Большое спасибо авторам УМК за их труд.
 8) 24.09.2007 14:03:24 Назаренко Е.Н., МОУ СОШ №12 , учитель, Ставропольский край, Шпаковский район, с. Татарка  
Комплект учебников по литературному чтению 1-4 класс удачен, особую помощь учителю оказывают рабочие тетради на печатной основе, задания разнообразны, креативны, заставляют ребенка вдумчиво изучать предмет, обогащать читательский опыт учащихся.
 9) 05.10.2007 15:10:47 Вайсман Надежда Михайловна, МОУ гимназия №10, Московская обл., г. Луховицы  
Сравнительный анализ учебно–методического комплекта «Литературное чтение», автор Ефросинина Л.А. и УМК «Родная речь», авторы Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф., Голованова М.В. Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Анализируя учебник «Родная речь» 2 кл. авторов Горецкого В.Г., Климановой Л.Ф., Головановой М.В., мы видим, что в круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Основные разделы программы включают произведения, составляющие золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. В 4 классе продолжается работа с произведениями фольклора, дети знакомятся с былинами, читают отрывки из древнерусских повестей и «начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняются структура курса и содержание произведений, В конце каждой темы даются вопросы и задания. Учебно–методический комплект по курсу «Литературное чтение» авторов Ефросининой А.А., Омороковой М.И. состоит из учебника, учебной хрестоматии, рабочих тетрадей. Цель учебника – обогащение читательского опыта детей, развитие у них интереса к чтению книг и литературе. В учебник 2 кл. вошли разнообразные по жанрам произведения народного творчества, произведения писателей-классиков и современных писателей о Родине, о детях и родной природе. В 3 классе дети изучают разные жанры фольклора, басни, произведения русских писателей–классиков, а также сказки зарубежных писателей. В 4 классе – мифы, предания, произведения разных жанров фольклора, отечественной и зарубежной классической литературы. В учебнике использованы условные знаки, которые помогают детям ориентироваться в книге, а также при выполнении заданий. 1. Работаем с текстом произведения: представляем события, рассуждаем и т.д. 2. Обратите внимание: это важно. 3. Вспомните: это вы уже знаете. 4. Проба пера: творческое задание. 5. Словарь: пояснение значений незнакомых слов и выражений. 6. Книжная полка. Эти книги прочитай самостоятельно. Каждое произведение сопровождается краткой справкой об авторе, словарем, вопросами и заданиями. В учебник включены разные по объему произведения: как небольшие, так и более крупные, что позволяет учесть уровень подготовки и навыки чтения каждого школьника. Тетрадь по литературному чтению разработана к учебнику «Литературное чтение 2 кл.» для того, чтобы научить каждого ребенка работать самостоятельно, погружаться в текст произведения, понимать художественное слово, авторскую точку зрения, нравственную и эстетическую направленность произведения. Важной задачей предлагаемых упражнений и заданий является создание условий для обучения и развития ребенка. Разноуровневые задания дают учителю простор для осуществления дифференцированного обучения. Например: после первого знакомства с произведением «Белые перышки» и выполнения заданий к тексту учитель может работать с группами учащихся: первая группа (хорошо читающие дети) переходит к самостоятельной работе в тетради; вторая группа (дети, владеющие плавным слоговым чтением) выполняет отдельные задания по указанию учителя; третья группа (учащиеся со слабым навыком чтения) работает с текстом под руководством учителя. Большое внимание на уроках литературного чтения уделяет фольклору, особенно работе с пословицами и загадками. В тетради есть задания повышенной трудности. Например, задания с «рассыпанной» загадкой или пословицей. Есть в тетради задания «Проба пера», детям предлагается придумать свои сказку или рассказ, сочинить загадку или стишок. В конце каждой темы предлагается контрольная работа текстового характера «Проверь себя». Хрестоматия предназначена для проведения уроков слушания, которые развивают у школьников интерес к чтению, формируют начальный читательский опыт, умение слушать и слышать живое слово, воспринимать на слух и понимать прослушанные произведения, опираясь на иллюстрации к текстам. Кроме того, в хрестоматиях имеются упражнения для обработки навыков чтения.
 10) 08.11.2007 6:16:46 Малевская В.Ю., МОУ СОШ № 7, учитель нач. классов, Хабаровский край, г. Комсомольск-на- Амуре  
Мне очень понравился данный методический комплект. Читаемый материал для детей подобран с учётом возрастных особенностей. Ученикам интересно работать в рабочих тетрадях на печатной основе, особенно нравятся задания творческого характера. Наличие хрестоматии для дополнительного чтения расширяет объём изучаемых произведений. Дети с большим удовольствием работают на уроке, плотность урока высокая.
 11) 27.11.2007 9:52:02 Ефимова Марина Васильевна, МОУ Вагайцевская средняя общеобразовательная школа, учитель начальных классов, Новосибирская обл., Ордынский район, с. Вагайцево  
Всё очень нравится. Произведения интересные, «не забитые». Много новых авторов. В тетрадях очень много интересных заданий.
 12) 21.02.2008 9:31:53 Баузер Алла Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 2, Новосибирская обл., Карасукский район, г. Карасук  
По УМК "Начальная школа XXI века" учу детей более 6 лет. Эта учебно-методическая литература обеспечивает выполнение задач модернизации начального образования. Все мониторинги, составленные мной, и независимые (административные) свидетельствуют о том, что мои учащиеся, обучающиеся по комплекту (сравнение идёт с параллельным классом, не обучающимся по этому УМК и предыдущими выпусками), успешнее осваивают общеучебные умения и навыки, отличаются полным развитием творческих и интеллектуальных способностей.
 13) 21.02.2008 9:33:44 Соколова Ольга Владимировна, МОУ СОШ №2, учитель начальных классов, Новосибирская обл., Карасукский район, г. Карасук  
УМК "Начальная школа XXI века" в первую очередь направлен на полноценное индивидуальное развитие ребёнка и его успешное обучение.
 14) 16.11.2007 12:07:21 Богданова Е.А., МОУ ЧСОШ №1, учитель начальных классов, , Новосибирская обл., Чаны  
Данный курс позволяет расширить круг чтения детей и организовать дифференцированный подход. Подобраны интересные произведения. Рабочие тетради содержат разнообразные задания творческого и развивающего характера. Большое спасибо.
 83.Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Ч. 1, 2. 3 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ]
Учебники входят в комплект "Начальная школа XXI века". В целях реализации основных концептуальных идей программы (авторы Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.) комплект "Литературное чтение" для каждого класса включает учебник, учебную хрестоматию, рабочие тетради, дифференцированные контрольные работы. Учебники имеют методическое сопровождение (общая методика "Беседы с учителем", включающая диагностику, методические пособия)
 15) 05.10.2007 14:13:57 Попкова Лидия Николаевна, МОУ гимназия №10, Московская обл., г. Луховицы  
Сравнительный анализ учебников «Живое слово» З.И.Романовская и «Литературное чтение» Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова 1. Расположение материала более удачное в учебнике «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой. Сначала изучается раздел: 1.1. «Устное народное творчество»: а) Былины, б) Пословицы, в) Загадки, г) Поговорки, д) Дорогами сказок, е) Сказки с загадками, ж) Скороговорки. Басни Крылова; Басня Эзопа (перевел М. Гаспаров). 1.3. Произведения русских писателей: А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Л.Н.Толстого, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова. 1.4. Сказки зарубежных писателей: Ш.Перро «Подарки феи», «Солнечный Луч в ноябре». Ц.Топелиус и т.д. После каждого произведения даны объяснения слов. После каждого раздела проводится обобщающий урок «Проверь себя». А в учебнике «Живое слово» З.И. Романовской материал расположен без системы. В учебник включено много исторических тем, а также тем из «Окружающего мира». Изучается материал как объяснительное чтение. В учебнике «Литературное чтение» закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. (Ш.Перро «Подарки феи», где моделируем отношение в семье героини сказки). Работаем над понятиями, как добро и зло. Учимся сравнивать произведения (Вагнера «Береза» и Андерсена «Ель», в которых говорится о жизни и смерти). Закладываются серьезные основы для понимания одного из важных жизненных понятий, такого как любовь. На уроках учим сравнивать произведения одного автора и похожие по тематике произведения разных авторов (например: Барто «Апрель» и Сладкова «Апрельские шутки») - 2 класс, в 3-м классе такая работа ведется по разным разделам: авторские и народные сказки; сказки зарубежных писателей и русских. Дети уже сами начинают сравнивать произведения из 3-го и 2-го классов. Читая сказки Ш.Перро, сравниваем его с Пушкиным, т.к. оба они открыли всю прелесть сказок своего народа для всего мира. Сказки Ш.Перро близки к фольклору, но он добавлял в них свою фантазию, юмор, нравоучение, стихи. Ш.Перро сближал в сказках волшебство с жизнью, придавая чудесам достоверность и возводя обычное в разряд чудесного и необычного. В литературном чтении подход как к искусству. Мы находим красоту произведения. Обогащаем речь за счет выразительных средств языка (эпитетов, синонимов, гиперболой, сравнений, повторов, прием-олицетворение). Чаще всего используются приемы олицетворения, метафоры, чтобы раскрыть произведение как искусство. В литературном чтении раскрываются образы героев. Например: произведение А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа над образами героев сказки. - Назовите главных героев сказки. - Запишите на обратной стороне схемы слова. Добрый; Старик; Старуха; Жадная; Послушный; Злая; Бедный; Вредная; Корыстная; Рыбка; Ласковая; Справедливая; Честная. 2. Какими вы представляете старуху? Рыбку? Выберете 1-2 слова из записанного на доске: Ласковая, жадная, добрый, справедливая, корыстная, злая, честная, вредная, послушный, бедный, завистливая. - Что вы записали о старике? О старухе? О рыбке? 3. Определите свое отношение к героям с помощью цвета. Закрасьте кружочки. - Почему свое отношение к старухе большинство из вас изобразили темным цветом? (она злая, жадная,.... отрицательный герой сказки). 4. Покажите цветными стрелочками отношения между стариком и рыбкой, между рыбкой и стариком, между рыбкой и старухой, между старухой и рыбкой. - Покажите рис. И объясните. - В чем проявлялась жадность старухи? - Составим схему желаний старухи и прочитаем соответствующие эпизоды. - Какое было 1-е желание? И т.д. - Скажите (см. схему), сколько желаний выполнила рыбка? А почему не выполнила 5-е? - Правилыю ли поступила рыбка со старухой? - Как закончилась сказка? (Старуха осталась у разбитого корыта). - Когда так говорят? Д.з. (по желанию). - Подготовьте выразительное чтение 1 части. - Попробуйте дома сочинить сказку с волшебными предметами. (Творческое задание). В произведении рассматривается: а) завязка; б) кульминация (развитие события); в) развязка. В каждом произведении писатель передает чувства героев. Сравниваем образы, например: Басня «Лисица и виноград». Эзоп (перевел М.Гаспаров) и басня «Лиса и виноград» И.Крылов «Ворон и Лисица» Эзоп. «Ворона и Лисица» И.Крылов. Сравни басню И.А.Крылова с басней Эзопа. - Как названа главная героиня у Эзопа? А у Крылова? - Как описывает кисти винограда Крылов? С чем их сравнивает? - В какой басне можно представить, как вела себя Лиса? - В какой из них она показана хитрее? Докажите словами из текста. - В какой басне мораль высказана прямо, а в какой подразумевается? - Прочитай выразительно басню И.А.Крылова. Представь кумушку и передай слушателям ее досаду и желание оправдать свою неудачу. Эзоп «Ворон и Лисица». - Почему Ворон поверил Лисице? - Что же Лисица думала на самом деле о Вороне? Как понимаешь мораль басни? - Передай при чтении своё отношение к Лисице и Ворону. И. Крылов «Ворона и Лисица». - Сравни басни И.А.Крылова и Эзопа. - Чем похожи Ворон и Ворона? - Какую Лису тебе легче представить? - Найди сходство и различие в содержании и построении басен: а) форма (запись) басен, б) имена героев, в) описание Лисы, v) мораль. В каждом произведении писатель передает чувства героев. Ребенок должен прочувствовать и передать свои мысли, чувства о данном герое, произведении. При чтении уделяем внимание художественному слову. Курс литературного чтения (1-4 кл.) изучается как начальная ступень общего литературного образования школьников. Цель курса литературного чтения - закладывания основ воспитания интелегентного человека, образованного, творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития, опираясь на формирующийся художественный вкус и развивающиеся) эстетические чувства (в мире культуры) будет способен ориентироваться в мире культуры. У школьников складывается убеждение, что мир литературы интересен, разнообразен, и что каждый читатель может найти в нем близкое и нужное. Вывод: по литературному чтению заниматься интересней.
 16) 06.02.2009 1:07:52 Гармаш Андрей Владимирович, ООО "Русский кремний", финансовый директор, г. Москва  
Я не являюсь специалистом как в области литературы, так и в области образования, поэтому дать высокопрофессиональную оценку данных учебников не могу. Но, к моему великому сожалению, моя дочь имеет несчастье обучаться по этому "учебнику". Всем желающим предлагаю прочитать часть 2 и конкретно следующие подразделы: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Постойко" (стр. 30-41); А.И. Куприн "Барбос и Жулька" (стр. 43-48)и "Собачье счастье" (стр. 49-59). Для тех, кому этого мало, можно ознакомиться с произведением Л.Н. Андреева "Кусака" (Учебная хрестоматия "Литературное чтение" для 3-го класса, составитель - всё тот же "великий специалист" Л.А. Ефросинина стр. 132-140). Прочитали??? А теперь представьте, что Вам 9 лет (возраст 3-классника). Есть очень много прекрасных детских художественных произведений, но лично у меня создалось впечатление, что Ефросинина и Оморокова специально подбирают наиболее душераздирающие произведения. Почему бы в учебниках литературы начальной школы не привести красочные описания жизни заключённых в фашистских концлагерях??? Лично я запретил своей дочери читать эту гадость. Пусть лучше "2" и "1", но зато - здоровая детская психика. У меня есть большое желание узнать место работы составителей данного "шедевра". За свою работу надо отвечать по полной!!!
 17) 10.02.2016 18:13:54 Солнцева А. Н., -, г. Москва  -
Совершенно согласна с автором отзыва выше. Мой восьмилетний сын плакал навзрыд, читая повесть "Постойко", а потом ему пришлось ознакомиться и с двумя другими произведениями, в которых муссируется тема смерти собак, живодерства и т. п. В повести "Постойко" собак, попавших в приют, вешают, если за ними не приходят их хозяева в течение 5 дней. И все это описывается в красках - как собаки боятся, как ждут хозяев, как идут на живодерню. Вот здесь биография Ефросининой - http://readik.ru/books/str1_70_1_5470.php#avtor. "Кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования, ведущий научный сотрудник ИСМО РАО. Автор программы, учебников и учебных пособий по литературному чтению, которые входят в систему учебников «Начальная школа XXI века» (ИЦ Вентана-Граф) и соответствуют требованиям ФГОС НОО. Любовь Александровна является автором предмета «литературное слушание», который впервые был введен в России в 1996 году. В течение многих лет она ведет курсовую подготовку учителей начальных классов в Москве и других регионах РФ, внедряя в начальное образование литературное слушание и систематический курс литературного чтения." Хотелось бы взглянуть в глаза лауреату президентской премии и услышать ее мнение по поводу выбора таких произведений для младших школьников. Надеюсь, что ей стыдно за свой учебник.
 84.Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Ч. 1, 2. 4 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ]
Учебники входят в комплект "Начальная школа XXI века". В целях реализации основных концептуальных идей программы (авторы Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.) комплект "Литературное чтение" для каждого класса включает учебник, учебную хрестоматию, рабочие тетради, дифференцированные контрольные работы. Учебники имеют методическое сопровождение (общая методика "Беседы с учителем", включающая диагностику, методические пособия)
 18) 06.11.2007 12:57:31 Прилепская Елена Григорьевна, МОУ Боровская СОШ № 84 Новосибирского района учитель начальных классов, Новосибирская обл., Новосибирский район, с. Боровое  
В настоящее время я работаю по учебникам «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой и М.И. Омороковой (УМК «Начальная школа XXI века»). В первом классе авторы программы вводят уроки литературного слушания в 1 классе. Дети учатся воспринимать на слух произведения разных жанров. Предлагается интересная работа по моделированию на уроках литературного слушания и чтения. В комплект входят тетради на печатной основе, помогающие организовать учебную и творческую деятельность младших школьников. Учебные хрестоматии расширяют круг чтения учащихся, создают «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям детей.
 19) 14.11.2007 11:20:10 Митеханова Т.Г., МОУ Верх-Ирменская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.И. Демакова, учитель начальных классов, Новосибирская обл., Ордынский район, с. Верх-Ирмень  
Третий год я работаю по УМК «Начальная школа XXI века» и хотелось бы рассказать, чем эта программа меня привлекает, а что – не совсем понятно. УМК сразу заинтересовал меня новым для начальной школы предметом – «Литературное слушание», целью введения которого является развитие интереса к книге и совершенствование умения воспринимать разные художественные произведения. На уроках «Литературного слушания» первоклассники учатся определять жанр и тему произведения, моделируют обложку, составляют план произведения или схему последовательности происходящих событий. Работа в тетради на печатной основе является этапом повторения и закрепления учебного материала. В учебно-методический комплект по «Литературному чтению» (автор-составитель Л.А. Ефросинина) для каждого года обучения входят учебник, тетради на печатной основе для организации индивидуальной работы учащихся, пособие для учителя «Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания». Все это является огромным подспорьем при подготовке к урокам. Хочется сказать еще об одном замечательном пособии для учеников – тетрадь «Учимся читать выразительно» (автор М.И. Оморокова). Особенность данного пособия – в его методическом построении, обеспечивающем заинтересованную работу учеников. Дети могут обогащать опыт выразительного чтения, опираясь на предложенные в пособии алгоритмы рассуждений и действий при изучении не только текстов учебников, но и любых художественных и научно-популярных произведений. Программа курса «Русский язык» (автор С.В. Иванов) реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников и осуществляет переход от концентрического к линейному принципу изучения языка. Такой переход обеспечит не только сохранение логики науки, но и поступательное развитие языкового мышления ученика. Задания, предлагаемые ученикам, и последовательность изложения материала помогают осуществить проблемно-развивающее обучение. Перед учеником не ставится задача сформулировать какую-то лингвистическую закономерность (он об этом прочитает), а создается проблемная ситуация, решение которой возможно при последовательном выполнении ряда действий. Таким образом, на первый план выходят понимание проблемы и знание алгоритма ее решения, а не заучивание формулировки какого-то правила. Содержание учебного материала, представленного в коррекционно развивающих тетрадях «Я учусь читать и писать», «Я учусь считать» (для 1 класса), «Учусь писать без ошибок» (для 2, 3 классов), автор М.И.Кузнецова, направлено не только на предупреждение трудностей обучения у отдельных учащихся, но и на развитие всех учеников: дети с высоким уровнем готовности выполняют задания самостоятельно до того, как материал предлагается отдельным ученикам. Тогда работа в этих тетрадях воспринимается классом как признание успеха, поощрение, а не дополнительная нагрузка для слабых детей. В учебник и тетради («Пишем грамотно», «Учусь писать без ошибок») включено большое количество упражнений на поиск детьми «чужих» ошибок, который формирует такой важнейший компонент учебной деятельности, как контроль. Самоконтроль формируется при вынесении на поля знака ошибки, без ее исправления в тексте. Главной особенностью курса «Окружающий мир» (автор Н.Ф. Виноградова) является его интегративный характер. Он показывает зависимость существования человека от природных и общественных условий, отрицательное и положительное влияние отдельного человека и общества в целом на природу, связь людей между собой. В процессе обучения ученики начинают понимать, что люди смотрят на мир «разными глазами» и изучают его по разному. Есть взгляд ученого, для которого особенно важны проверенные факты. Есть взгляд поэта, писателя, художника, который фиксирует стороны окружающего мира так, что рождаются эмоциональные впечатления, раскрываются эстетические и художественные достоинства объекта. Содержание предмета «Окружающий мир» строится так, чтобы дети много раз возвращались к одним и тем же историческим датам, событиям, фактам. Поэтому нет необходимости прибегать к заучиванию и зубрежке. Слабым звеном в УМК, на мой взгляд, является курс математики (автор Е.Э. Кочурова). При подготовке к урокам необходимо привлекать дополнительный материал, тогда как по русскому языку из большого количества заданий и упражнений можно выбрать те, которые необходимы именно моему классу. Отсутствие системы в подборе текстовых задач, малое их количество, слишком простой подбор материала учебника – факторы, которые затрудняют работу. Считаю, что учебник необходимо доработать и внести побольше заданий развивающего характера, структурировать материал. Знание алгоритмов решения задачи, нахождение неизвестного компонента в выражении означает не бездумное следование определенному стереотипу (чего опасается, видимо, автор), а вдумчивый пошаговый поиск ответа на поставленный вопрос.
 20) 31.01.2008 13:20:40 Мавричев Женя, Нефедьев Сережа, МОУ Чикская начальная школа-детский сад, ученики 4 а класса, Новосибирская обл., Коченевский район, п.г.т. Чик  
Любим уроки слушания, где учитель читает вслух сказки, мифы, лигенды, рассказы в учебнике литературное чтение.


При цитировании материалов ссылка на данный ресурс обязательна.
© ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика".
Тел.: (499) 155-87-30