Отзывы открытого форума по обсуждению учебников федеральных перечней
Категория авторов отзывов: [ все ]
Отзывов: 34
23.09.2017 13:49:59
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2008/2009 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 13.12.2007 № 349 (Приложение 1)

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Физика

 755.Балашов М.М., Гомонова А.И., Долицкий А.Б. и др. под ред. Мякишева Г.Я. Физика. Механика (профильный уровень). 10 кл. [ДРОФА]
 1) 14.05.2010 13:04:17 Эльбазов Владимир Степанович, пенсионер, г. Москва  Отличник народного образования Украины
ДВИЖЕНИЕ С ПОСТОЯННОЙ СКОРОСТЬЮ (с.151-161) Изложение этого материала очень расплывчато. Предлагается следующий порядок изложения этого материала. 1. Представления Аристотеля о причинах движения тел. 2. Учение Галилея. 3. Инерция - явление сохранения свободными телами неизменной скорости движения. 4. Формулировка закона инерции И. Ньютоном: "Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние". Из этой формулировки следует, что тела обладают врожденным свойством сохранять скорость своего движения. Это свойство тел называется инертностью. Противоречящмм учению Ньютона является утверждение, что "инертность - способность тел приобретать определенное ускорение под действием силы".
 2) 14.05.2010 12:40:12 Эльбазов Владимир Степанович, пенсионер, г. Москва  Отличник народного образования Украины
Главное преимущество данного учебника перед другими является то, что его авторы выбрали единственно правильный путь вывода 2-го закона Ньютона по логической цепочке: ускорение - сила - масса - 2-й закон. Но изложение некоторых понятий и положений требуется уточнить. 1. "Выберем вначале на первый взгляд естественную систему отсчета - систему, связанную с земным шаром" (с. 150). Дополнить "который за время наблюдений и проведения опытов с большим приближением движется равномерно и прямолинейно". 2. "Может оказаться, что тело покоится или движется равномерно и прямолинейно, т.е. без ускорения (а=0), хотя на него и действуют другие тела" (с.150). Дополнить: "Такое действие тел называется скомпенсированным или уравновешенным". 3. "На книгу действует притяжение Земли и стол..." (с. 150). Но, притяжение Земли - это действие. Что же получается, что "На книгу действует действие Земли"???
 3) 14.05.2010 13:31:30 Эльбазов Владимир Степанович, пенсионер, г. Москва  Отличник народного образования Украины
Для изменения скорости тела требуется нескомпенсированное действие на него окружающих тел. При этом тело оказывает противодействие окружающим телам (а не само себе) из-за своей инертности. Также из-за инертности ни одно тело в мире не может мгновенно менять скорость своего движения даже под действием значительных сил, для этого требуется время. Экспериментальное подтверждение всему сказанному находим на с. 169-170.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2007/2008 учебный год Утвержден приказом Минобрнауки России от 14.12.2006 № 321 (Приложение 1)

Раздел III. СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 892.Мякишев Г.Я. и др. Физика. Механика. 10 кл. [ДРОФА]
Завершенная линия. Соответствует обязательному минимуму содержания общего образования 1999 г. Для углубленного изучения (физико-математический профиль). Программа, методические пособия, задачник, дидактические материалы, CD-ROM, Воронцов-Вельяминов Б.А. и др. Астрономия. 11 кл. Программа
 4) 21.02.2008 6:37:19 Мельков Сергей Геннадьевич, МОУ СОШ с. Усть-Чем, Новосибирская обл., Искитимский район, с. Усть-Чем  
Учебник физики 10 класса содержит довольно много материала, практически нельзя хорошо изучить материал при 3 ч и менее в неделю. Разрывается раздел "Электродинамика" - это минус. Рздел "Механика" хуже, чем был у Кикоиных.
 5) 21.03.2008 9:32:42 Фомина Ксения Александровна, КСОШ, ученица 10 класса, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Кудрино  
Учебник рассчитан на средний уровень. На мой взгляд, было бы интереснее, если в нём были бы дополнительные задания и теория. Может быть, стоило разделить его на два уровня сложности, было бы эффективней. И спрос можно было бы делать углубленный. Вожможно, это бы лучше подготовило нас к дальнейшему обучению!!!
 6) 05.03.2008 8:47:56 Ляликова Ирина Николаевна, МОУ Майской СОШ, учитель физики, Новосибирская обл., Краснозёрского район, с. Майское  
Учебник "Физика-10" излагает один и тот же материал на разных страницах, зависящих от года издания. Это очень неудобно.
 7) 20.09.2007 14:32:46 Новикова Л.П., учитель физики, г.Ставрополь, Ставропольский край, г. Ставрополь  
Используем учебники в профильном классе. Замечаний к содержанию нет.
 8) 25.02.2008 8:15:12 Мельникова В.С., МОУ Новоярковская СОШ, учитель физики, Новосибирская обл., Барабинский район, с. Новоярково  
В учебнике "Физика 10 класс" дан материал по разделу "Механика", дублирующий курс 9 класса. Учебник рассчитан на базовый и профильный уровень, что вызывает трудности при планировании материала на базовом уровне при 2 ч. в неделю.
 9) 20.02.2008 15:04:58 Жгулёва Л.П., учитель физики МОУ СОШ №2, Новосибирская обл., Карасукский район, г. Карасук  
Материал доступен для учащихся, соответствует образовательным стандартам.
 10) 19.02.2008 9:39:33 Манакова Любовь Андреевна, МОУ СОШ № 3 Карасукского района, учитель физики, Новосибирская обл., г. Карасук  
В учебнике "Физика 10, 11 класс" введен раздел механики практически с тем же материалом, что и в 9 классе (изменения небольшие). Нет четко выделенных определений и формул.
 11) 15.02.2008 7:29:09 Лебедева Наталья Витальевна, МОУ СОШ №18, учитель физики, Новосибирская обл., г. Новосибирск  
Учебник "Физика 10, 11 класс" излагает материал, доступный для учащихся, к содержанию этого учебника замечаний нет.
 12) 11.02.2008 11:56:44 Полянский Виталий Николаевич, МРОУ Шарчинская СОШ, учитель физики, Новосибирская обл., Сузунский район, с. Шарчино  
Учебник "Физика 10, 11 класс" излагает материал, доступный для учащихся, к содержанию этого учебника замечаний нет.
 13) 16.11.2007 13:24:05 Полтавский Валерий Анатольевич, РМОУ Широкоярская СОШ, учитель физики, Новосибирская обл., Мошковский район, п. Широкий Яр  
Учебник "Физика-10" излагает один и тот же материал на разных страницах, зависящих от года издания. Это очень неудобно.
 14) 28.02.2008 8:22:41 Шишкина Надежда Павловна, МОУ Медяковская СОШ, учитель физики, Новосибирская обл., Купинский район, с. Медяково  
Материал по разделу "Механика" повторяет курс 9 класса, при этом формулировки законов, определения даются по-иному (например, 2 закон Ньютона). Для изучения при двухчасовой нагрузке очень насыщен теоретическим материалом, не хватает времени для решения задач.
 894.Мякишев Г.Я. и др. Физика. Электродинамика. 10-11 кл. [ДРОФА]
Завершенная линия. Соответствует обязательному минимуму содержания общего образования 1999 г. Для углубленного изучения (физико-математический профиль). Программа, методические пособия, задачник, дидактические материалы, CD-ROM, Воронцов-Вельяминов Б.А. и др. Астрономия. 11 кл. Программа
 15) 24.09.2007 6:45:37 Валиев Наиль Мирхадиевич, Верхнеяркеевская общеобразовательная СШ №2, учитель Физики, Республика Башкортостан, с. Верхнеяркеево  
Материал учебников "Физика 10,11" (Г.Я. Мякишев и др.) полностью соответствует "Базовой программе по физике для средней общеобразовательной школы", минимальным требованиям к содержанию образования. Учебник 10-го класса более приближен к вузовской программе (понятие радиус-вектора). Нужны учебники для базового уровня (2 ч. в неделю).
 16) 31.08.2007 14:46:56 Жаворонкова Т.В., зам. директора по науке, учитель математики и физики, гимназия №4 г. Пятигорск, Ставропольский край, г. Пятигорск  
До прошлого года работала в классах с углубленным изучением физики по учебникам под редакцией А.А. Пинского. Данный УМК из 5 учебников для 10-11 классов использую в работе первый раз, хотя хорошо его изучила давно. 5 - 6 часов в неделю для полного изучения материала комплекта не хватает. Не изучавшие механику серьезно дети в 10 классе сталкиваются с большими временными затратами. Скорее всего, это проблема не учебника, а требований к изучению курса физики за 10 - 11 класс. Закончив физтех, с удовольствием отмечаю четкость построения курса, аспекты математического моделирования, но у детей проблемы с математическим аппаратом: они не изучали тригонометрию и слабо знают дифференциальный аппарат. Нравится включение в упражнения большого числа задач. Нигде не смогла приобрести электронное сопровождение.
 17) 03.09.2007 16:49:40 Яфизов И.Р., Дрожжановский ИМЦ, Республика Татарстан, Старое Дрожжаное  
Полностью согласен с мнением Жаворонковой Т.В., учителя математики и физики гимназии №4.
 18) 05.09.2007 14:31:37 Седов И.А., зам директора по ИТ, Московская обл., г. Дмитров  
Чрезмерно много используется принцип аналогии: механические - электрические колебания, энергия конденсатора - энергия магнитного поля. Недостаточно используется математический метод при документальстве законов и уравнений.
 19) 12.09.2007 8:14:08 Харламова Ольга Владимировна, МОУ лицей №1, учитель физики, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре  
Полностью согласна с мнением Жаворонковой Т.В. Очень нравится наличие в учебнике большого числа заданий с анализом решения.
 20) 17.09.2007 13:33:22 Старцева Татьяна Александровна, учитель физики, Ставропольский край, Шпаковский район, ст. Новомарьевская  
Программа полностью соответствовала бы 3,5 часам учебной нагрузки.
 21) 27.11.2007 12:52:48 Мощанская Светлана Владимировна, учитель физики Родинская средняя школа, Псковская обл.  
Хочется обратиться к коллегам, оставившим сообщения на этой странице. Уважаемые, Вы учите дей, призывая их быть внимательными, так о чем идет речь на этой странице... По учебникам 10-11 Мякишева работаю с удовольствием, даже при наличии 4-5 часов они полезны, так как грамотно изложен материал, хорошего качества задачи и примеры, объём материала, предлагаемого в учебниках, можно сравнить с классическим учебником по физике "всех времен и народов" Лансберга. Единственное, что, наверное, трудно осушествить, это дополнять учебник своевременно новыми сведениями о развитии соответствующих разделов физики, хотя понимаю, что это технически невозможно. Можно и задачи поменять (только!) разнообразия ради или дополнить.
 22) 15.02.2008 14:18:50 Лебедева Наталья Витальевна, МОУ СОШ №18, учитель физики, Новосибирская обл., г. Новосибирск  
Согласна с мнением Валиева Н.М.
 23) 18.07.2009 13:45:53 Эльбазов Владимир Степанович, пенсионер, г. Москва  отличник народного образования Украины
Преимущество данного учебника перед другими состоит в единственно правильном подходе авторов в формировании понятий силы, массы и выводе 2-го закона Ньютона по схеме: ускорение - сила - масса - второй закон Ньютона. Но изложение некоторых положений требует уточнений. Считаю, что понятие о силе и способах ее измерения необходимо дать до изучения 1-го закона Ньютона. Сделать это можно следующим образом. СИЛА 1. Действие тел друг на друга - причина изменения скорости тел, т.е. ускорения. В силу этого положения необходимо уточнить фразу "На книгу действует притяжение Земли и стол, не дающий ей падать", т.к. притяжение - это действие, а не тело. 2. Сила - количественная мера действия тел друг на друга. О мере действия тел друг на друга можно судить по приобретенным при этом ускорениям: большее ускорение тело приобретает при действии на него большей силы. Но так как точное соотношение между силой и ускорением предстоит еще только установить, то для измерения силы необходимо искать какое-то другое положение. Оказывается, что если в качестве действующего тела выбрать пружину, то при сообщении интересующему нас телу ускорения пружина растянется (деформируется) в тем большей мере, чем большее ускорение получит тело. Значит, по растяжению пружины можно судить о величине силы. 3. Эталон силы. Если к нескольким пружинам со стрелкой и шкалой по очереди подвешивать какое-то одно и то же эталонное тело и отмечать положение стрелки-указателя, то получим необходимое количество эталонов силы. 4. Сила имеет направление. Результат действия тел друг на друга зависит от направления этого действия. Так если по катящемуся мячу ударить ногой в направлении его движения, то изменится только величина скорости. Но если по мячу ударить под некоторым углом к вектору скорости, то изменится и направление скорости. Это дает основание предположить, что сила является векторной вкличиной, т.е. характеризуется модулем и направлением и ее можно изобразить в виде направленного отрезка прямой (вектора силы). 5. О силах в механике (стр.166). Дополнить, что сила упругости растянутой пружины направлена вдоль ее оси, сила упругости стола - перпендикулярно поверхности стола, сила тяжести - вертикально вниз, а сила трения - противоположно вектору скорости. 6. Сравнение сил (стр.162-163). Уточнить. Две силы, независимо от их природы, считаются равными, если их поочередное действие на некоторое эталонное тело сообщает этому телу одинаковые ускорения. 7. Скомпенсированное действие. Если совместное действие нескольких тел на данное тело не меняет его скорость движения, то такое действие внешних тел называется скомпенсированным (уравновешенным). При каких условиях это происходит? Такое действие можно наблюдать, если на лежащее на гладкой горизонтальной поверхности тело подействовать двумя эталонами силы, равными по величине и противоположными по направлению силами. Такое же действие возможно и при действии на данное тело тремя эталонами, оси которых расположены под углом 120 градусов друг к другу. 8. Сложение сил (введение). Раньше мы предположили, что сила является векторной величиной. Теперь это окончательно подтвердилось. В случае с двумя эталонами тело испытывало на себе действие двух равных по величине и противоположных по направлению сил, а результат был таким, как и при действии на тело одной силы, равной нулю, т.е. сложение сил происходит по правилам векторного сложения. Нетрудно доказать, что и при действии трех эталонов геометрическя сумма действующих сил равна нулю. Это и есть условие скомпенсированного действия. 9. Динамометр. Если двумя эталонами воздействовать на некоторую пружину со стрелкой-указателем и шкалой, изменяя угол между эталонами от 180 до 0 градусов, то сила упругости данной пружины будет меняться от 0 до 2 эталонных сил. Получим прибор для измерения сил - динамометр. 10. Сложение сил (продолжение, стр.164-166). ИНЕРЦИЯ И ИНЕРТНОСТЬ Принцип приемственности в обучении требует, чтобы на второй ступени изучения физики шло углубление этих понятий, а не их слияние и введение школьников в заблуждение. Разъяснения по формированию этих понятий даны в журнале "Квант" №11 за 1985 год. Так под инерцией на первом этапе изучения физики понимают явление сохранения свободными телами неизменной скорости движения, а под инертностью - способность тел сохранять скорость движения (именно сохранять, а не приобретать!). Инертность проявляет себя в следующем: 1. Ни одно свободное тело в мире не может само по себе менять скорость своего движения, т.е. инертность является причиной инерции. О причине инертности классическая физика ответа не дает. 2. Для изменения скорости движения данного тела необходимо нескомпенсированное действие на него окружающих тел. 3. При этом данное тело оказывает сопротивление окружающим телам (а не само себе, как пишут некоторые авторы) в силу своей инертности. 4. Для изменения скорости требуется время.
 24) 14.09.2007 10:26:20 Щеколдина Елена Владимировна, МОУ СОШ № 89, учитель географии, физики, Краснодарский край, г. Краснодар  
Совершенно несоответствует изучению за 2 урока в неделю, перегружает учащихся. При работе с этим учебником возникают перегрузки учащихся.
 895.Мякишев Г.Я. и др. Физика. 11 кл. [ДРОФА]
Завершенная линия. Соответствует обязательному минимуму содержания общего образования 1999 г. Для углубленного изучения (физико-математический профиль). Программа, методические пособия, задачник, дидактические материалы, CD-ROM, Воронцов-Вельяминов Б.А. и др. Астрономия. 11 кл. Программа
 25) 30.01.2008 12:34:38 Лиськова Анна, Учащаяся, Новосибирская обл., р.п. Коченево  
Нет возможности использования учебника в профильных классах, так как нет глубины предлагаемого материала. Много приходится искать материал за границами учебника. Что доставляет большие неудобства.
 26) 15.02.2008 7:29:35 Лебедева Наталья Витальевна, МОУ СОШ №18, учитель физики, Новосибирская обл., г. Новосибирск  
Учебник "Физика 10, 11 класс" излагает материал, доступный для учащихся, к содержанию этого учебника замечаний нет.
 27) 15.02.2008 7:42:52 Лапина ЛФ, МОУ Крещенская СОШ учитель, Новосибирская обл., Убинский район, с. Крещенское  
Написан в недоступной форме для обучения физики в общеобразовательной школе. Раздел электродинамики разбит на 2 класса, а хотелось бы оставить его в 10 классе
 28) 28.02.2008 8:14:45 Шишкина Надежда Павловна, МОУ Медяковская СОШ, учитель физики, Новосибирская обл., Купинский район, с. Медяково  
Учебник написан доступным, понятным языком. Желательно включить в каждое упражнение не менее 10 задач.
 29) 04.03.2008 12:43:32 Минор Светлана, МОУ Лобинская СОШ, ученица 11 класса, Новосибирская обл., Краснозерский район, c. Лобино  
Тексты параграфов в нём очень непонятны и сложны. Понять материал очень трудно. Многое непонятно объясняется.
 30) 04.03.2008 12:45:37 Ткаченко Евгений, МОУ Лобинская СОШ ученик 11 класса, Новосибирская обл., Краснозерский район, c. Лобино  
В учебнике по физике используется огромное количество формул без объяснения.
 31) 21.03.2008 10:14:09 Шишкина Татьяна Анатольевна, МОУ Тогучинского района Лекарственновская СОШ, учитель физики, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Лекарственное  
Содержание учебника изложено в доступной форме. Текст сопровождается рисунками, графиками. Недостатком считаю очень краткое изложение раздела ядерной физики. Согласна с мнением коллег, что раздел "Основы электродинамики" не стоило разбивать на два учебника.
 32) 21.03.2008 10:17:26 Бугаева Анна, МОУ Тогучинского района Лекарственновская СОШ, ученица 11 класса, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Лекарственное  
Полностью довольна учебником. Материал изложен кратко, четко, последовательно.
 33) 21.03.2008 10:19:36 Кузнецова Екатерина, МОУ Тогучинского района Лекарственновская СОШ, ученица 11 класса, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Лекарственное  
В тексте параграфов нет четких определений, мне это не нравиться.
 34) 21.03.2008 10:21:47 Валов Михаил, МОУ Тогучинского района Лекарственновская СОШ, ученик 11 класса, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Лекарственное  
Материал очень сжат, мало примеров.


При цитировании материалов ссылка на данный ресурс обязательна.
© ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика".
Тел.: (499) 155-87-30